Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > О таинстве исповеди
10:06, 22 октября 2009

О таинстве исповеди

К таинству исповеди — «второму крещению», омывающему нашу совесть, — мы прибегаем на протяжении всей своей жизни. В наше время значение исповеди существенно возросло. Чаще всего современный верующий был крещен в детстве, но пришел в Церковь в зрелом возрасте, оставив за плечами годы духовной непросвещенности. Из-за утраты духовных традиций многие люди понимают исповедь по-своему и не видят разницы между ней и разговором по душам или сеансом у психотерапевта. Даже у тех, кто часто исповедуется, на эту тему периодически возникают недоуменные вопросы.
В нашей постоянной рубрике «Телефон доверия» о православном понимании исповеди мы беседуем с клириком Спасского Староярмарочного собора священником Сергием Сподинов.

Нужно ли поститься перед исповедью?

— Не обязательно, если таинство исповеди совершается отдельно от таинства причастия. К исповеди человек может прибегать каждый день, в то время как к причастию, если человек не болен, обычно раз в месяц.

Я не могу найти духовного наставника в своем приходе. Можно ли искать в других?

— В современном обществе транспортная система развита настолько, что человек с легкостью может передвигаться не только по городу, но и за его пределами, чего не было, допустим, сто лет назад, из-за чего проживающий в определенной местности человек на практике был привязан к своему приходу. В то же время мы видим, какое количество паломников посещало святые места и святых подвижников, например, преподобного Серафима Саровского.
Священник своего прихода вполне может быть духовным наставником: мы не должны забывать, что через видимые действия священнослужителя действует невидимая благодать Божия. Но если человек прилепился сердцем к конкретному храму, то он вполне может стать его прихожанином и обрести духовного наставника там. Если человек в возрасте, а священник его прихода молод, он тоже может поискать духовника в другом храме. Хотя некоторые люди не смущаются разницей в возрасте и обращаются за помощью и к молодому батюшке, так как знают, что священник в духовных вопросах — отец, и  Господь может посылать через него тот ответ, который ему требуется.

Я крестился взрослым, но мою совесть тревожат грехи, совершенные до крещения. Как быть?

— Правильнее было бы исповедоваться перед таинством крещения, но если этого не было сделано, то, конечно, для успокоения совести следует приступить к исповеди сейчас и назвать грехи, совершенные до крещения.

Знаю, что не смогу оставить свой грех, нужно ли тогда его исповедовать? Не лицемерие ли это?

— «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8: 34). В каждой страсти есть элемент греховного удовольствия для человека, но, тем не менее, страсти мучают, терзают и порабощают грешника. Сможем ли мы избавиться от гордости, тщеславия, уныния и других грехов без помощи Божией? Что же нам тогда не исповедоваться? Если человек искренне от всего сердца стремится исправиться, то это не будет лицемерием. Буквальный смысл греческого слова μετανοια «покаяние» означает изменение ума. Это не просто сожаление о прошлом — это новый взгляд на самих себя. Митрополит Каллист (Уэр) говорит: «Каяться значит смотреть не вниз на собственные недостатки, но вверх на любовь Божию; не назад, упрекая себя, но вперед — с доверием и надеждой. Это значит видеть не то, чем я не смог быть, но то, чем я еще, по благодати Христовой, могу стать».

Во время исповеди нужно называть грех (например, согрешил чревоугодием) или конкретное деяние (съел полтора килограмма конфет)?

— Это зависит от духовного состояния кающегося. Ребенок, скорее всего, назовет конкретные поступки. Другое дело — монах, ежедневно открывающий духовнику свои помыслы. Думаю, на исповеди священник подскажет каждому, следует ли ему подробно рассказывать о своих поступках или нет.

Считается ли таинство совершенным, если какой-либо грех намеренно скрыт и не исповедан?

— Чтобы быть возрожденным в таинстве покаяния, человек сам должен приготовить свое возрождение. Без этого и таинство не может произвести на него своего действия. Сердечное сокрушение и исповедание своих грехов создают условия к возрождению человека благодатью Божией. Святитель Феофан Затворник пишет: «А если исповедующийся недостаточно проникнут покаянным намерением, а духовник прочтет над ним разрешительную молитву, тогда что? — Тогда может случиться, что, когда духовный отец будет произносить: “Прощаю и разрешаю”, Господь скажет: “а Я осуждаю”».

Есть ли непростительные грехи?

— Греческое слово αμαρτια, обозначающее грех, имеет несколько значений. Буквально оно переводится как «промах». Промахивается же человек оттого, что стреляет не в ту цель. В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощен человеку: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12: 31–32). Здесь имеется в виду упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, сознательное противление истине. Как человек может получить прощение, если он не желает этого прощения?
К хуле на Духа можно отнести чрезмерное упование на Бога, продолжение тяжкогреховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, а также отчаяние, то есть противоположное по отношению к милосердию Божию чувство, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
Но если человек кается (изменяет образ жизни), то Господь как любящий Отец простит всякого сына и подаст благодать, ибо она есть естественное следствие скорбного вопля к Богу души, ищущей спасения, и твердой решимости не грешить.

Что значит «грехи, вопиющие об отмщении»?

— Православная Церковь, опираясь на свой двухтысячелетний опыт, учит нас о том, что существуют грехи, вопиющие на небо о скором отмщении. Есть множество грехов, наказание за которые Господь откладывает иной раз даже до конца жизни грешника, ожидая его покаяния и при искреннем раскаянии очищая душу. Но за грех, вопиющий на небо, наказание следует уже при жизни человека, причем может постигнуть и его детей, и даже потомков. Такого рода фактов Церковь знает множество. Это умышленное человекоубийство, аборты, отцеубийство, братоубийство, содомский грех, притеснение убогого человека, беззащитной вдовы и малолетних сирот и другие.

Испытываю острую необходимость исповедоваться, чего никогда не делала, но не знаю, с чего начать. Просто прийти в храм и встать в очередь? Не могу переступить психологический рубеж. Что посоветуете?

— В таком случае надо подойти к священнику в храме и посоветоваться с ним: как духовно и психологически подготовить себя к исповеди. После разговора, как правило, психологический барьер исчезает.

Не хочу исповедоваться в присутствии других. На иллюстрации в одной книге изображен священник, исповедующий за ширмой. Почему бы не завести такой порядок?

— В Русской Православной Церкви такого никогда не было. За ширмой священник исповедует только в католических храмах.
Если человек уже возненавидел грех в своей душе и решил его оставить, ему не страшно будет назвать его в присутствии других. А если грех властвует над ним, ему стыдно в нем сознаться, порой даже наедине с собой.
Один известный дореволюционный священник описал такой случай. На одном христианском съезде к нему подошел человек и сказал, что умом сознает свои грехи, а в сердце нет раскаяния. Тогда он посоветовал ему публично покаяться в своих грехах во время службы. На следующий день этот человек пришел в храм и, когда начал свою исповедь, увидел в глазах прихожан не осуждение, не насмешку, а участие, сострадание, братскую любовь. Он начал каяться, и сердце его пробудилось, слезы полились из глаз.

Беседовала Марина Дружкова
Газета «Нижегородские епархиальные ведомости»

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.