Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > О вере — на уроке биологии
«Ведомости Нижегородской митрополии» 6 (144) 15:16, 23 марта 2017

О вере — на уроке биологии

Никого уже не удивишь словосочетанием «православная гимназия». Но мало найдется учебных заведений, в которых кроме обычных, светских классов, есть еще и православные. Православно ориентированные, если говорить формальным языком. Ребята из тех и других вместе ходят в школу, сдают экзамены, обедают в столовой. Да и уроки у них, на первый взгляд, одинаковые: русский язык, литература, математика… Но это только так кажется. В единственной пока в нашем регионе школе с православными классами — средней школе №3 города Балахны — 10 марта побывал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Владыка побеседовал с учениками и ответил на их вопросы.

Мысль открыть на базе одной из школ класс, где был бы православный «уклон», появилась в Балахнинском благочинии и местном управлении образования в 2009 году. Третья школа с удовольствием идею поддержала. А когда владыка Георгий благословил, разместили объявление в местной прессе.

Сверх ожиданий

— Мы даже не думали, что записаться в этот класс будет много желающих, — рассказывает директор учебного заведения Фаина Александровна Каткова. — Многие семьи далеки от религии… Но мы прекрасно понимали, что во все времена любой родитель хочет, чтобы его ребенок был не только образованным, но и имел правильные нравственные ориентиры в жизни. Помню, было столько тонкостей, даже юридических, когда мы набирали первый класс. Брали согласие и папы, и мамы, и даже, если есть бабушки и дедушки, их попросили написать бумагу.

Так в обычной муниципальной школе появился необычный первый класс. Потом ежегодно стали набирать еще по одному. Сейчас православно ориентированных классов восемь (в каждой параллели — по одному), в них — 160 детей.

— С первого же года встал вопрос: а кто будет учить ребят? — продолжает Фаина Александровна. — И большинство наших преподавателей прошло обучение в Московской духовной академии, где есть специальное отделение для мирян, и в гуманитарном институте имени Шолохова, а два человека окончили теологический факультет Нижегородского педагогического университета.

Батюшки в школе

Что же на практике означает православно ориентированные классы? Это значит, что во второй половине дня, в продленке (по закону, несколько лет назад так называемый православный компонент мог присутствовать лишь во внеурочной деятельности) ребята занимаются изучением основ православной культуры. Еще музыкой и рукоделием, но и тут присутствует тема веры Христовой. В вышивках, в поделках, в духовных песнях. Ребята ходят в музеи и, конечно, посещают храмы, не только балахнинские, есть и паломнические поездки.

В первые годы дети изучали основы православной веры только после уроков. Но как только в четвертом классе ввели ОРКСЭ, так называемый православный компонент появился и на уроках. Только час в неделю и только в четвертых классах. К слову, учебных модулей в курсе ОРКСЭ несколько, но в балахнинской школе №3 все родители без исключения (и в светских классах, и в православно ориентированных) выбрали ОПК.

Всегда желанные гости в школе — отец благочинный, протоиерей Михаил Минюхин, и его заместитель по образованию отец Михаил Голик. Последний, кстати, ведет факультатив ОПК в 5–8 х классах.

А теперь самое интересное. Начиная с шестого класса педагоги ввели православный компонент в наполнение самих уроков. Русский, математика, история, биология — в изучение всех этих (и прочих) школьных дисциплин, если захотеть, очень даже можно вплести религиозную тематику.

Но, чтобы это сделать, нужно было стать инновационной площадкой, представив свой проект в Нижегородском институте развития образования.

— Мы разработали много учебных программ. На каждый класс, почти по каждому предмету, — рассказывает заместитель директора школы Валентина Николаевна Корнишина. — Учителя гармонично вплетают православную тематику в канву урока. Не на каждом, кстати, говорят об этих вещах. Допустим, русский язык. Только треть уроков — с православным компонентом. А на музыке — почти все. На уроке биологии, допустим, изучая пищеварительную систему, можно порассуждать о посте, о пользе воздержания.

Вопросы владыке

10 марта необычную школу посетил глава Нижегородской митрополии. Учителя и ученики рассказали ему о своей школьной жизни и даже показали фрагмент урока, на котором ребята изучали Библию.

Ученица седьмого класса Катя Слюняева прочитала рассказ современного православного детского писателя Бориса Ганаго «Письмо к Богу». Владыке очень понравилось ее выступление. Он выразил пожелание, чтобы это и другие произведения в исполнении ребят из православно ориентированных классов прозвучали в эфире радио «Образ».

Затем глава митрополии побеседовал с педагогами школы и учениками седьмых и восьмых классов. Общаться с владыкой детям было очень интересно, — слушали, затаив дыхание. Ребята задали ему много вопросов. Спрашивали о том, как правильно поститься и бороться с собственной гордыней, как исправить зло, которое сделал давно, и о том, можно ли молиться своими словами. Вопросы, как видим, недетские. Серьезные, общехристианские.

…Православно ориентированные классы в светском учебном заведении — хорошее начинание. Но в балахнинской школе №3 оно не одно. Много у нас школ с углубленным изу­чением отдельных предметов: английского языка, экономики, математики, химии… Но часто ли встретишь классы с углубленным изучением русского? Нет. А один из них — в третьей школе.

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.