Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Общий труд и общая радость
12:46, 2 мая 2011

Общий труд и общая радость

В наше время, которое многие называют «вторым Крещением Руси», вопрос катехизации стал одним из самых насущных и одновременно пререкаемых в современной церковной жизни. О проблемах, стоящих на пути возрождения полнокровной церковной жизни, и о способах их решения рассуждают клирики, занимающиеся катехизаторской работой.

На протяжении десятилетий, почти целого века государственного атеизма, Церковь была поставлена в условия, когда подобная деятельность была принципиально невозможной, любые попытки катехизации считались антигосударственным, уголовно наказуемым деянием.

И за это время выросли целые поколения и мирян, и священнослужителей, которые не готовы к такой работе, не желают, с одной стороны, учиться чему-либо, а с другой— обучать. Людям Церкви, даже облеченным саном, приходится доказывать, что катехизация— не просто необходима, а совершенно естественна для жизни Церкви, является частью ее, без которой сама эта жизнь неполноценна.

Таким образом, как сказал председатель Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ епископ Зарайский Меркурий, «первейшая задача сейчас состоит в том, чтобы необходимость катехизации воспринималась как императив как обращающимися в Церковь людьми, так и самими священнослужителями».

Священноначалие очень обеспокоено решением этого вопроса. На прошедшем в феврале Архиерейском Соборе было принято определение, которое говорит и об этой проблеме: «Принятию таинства Крещения издревле предшествовала необходимая подготовка, включающая ознакомление с основами веры, во исполнение заповеди Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28: 19). Освященный Собор полагает своевременным проведение общецерковной дискуссии относительно возобновления практики оглашения лиц, готовящихся к Святому Крещению, и катехизации тех, кто приступает к другим таинствам Церкви».

Но какой может быть катехизация в современных условиях? По мнению епископа Меркурия, «необходимо создание гибкой и дифференцированной системы катехизации перед таинством Крещения и после него. Она должна охватывать все возрастные категории потенциальных прихожан, а также тех, кто уже вошел в церковную ограду и нуждается в духовном просвещении: детей и их родителей, молодежь и взрослых».

Но катехизация— это дело не только священнослужителей и специальных церковных работников— катехизаторов и миссионеров, хотя и их в первую очередь, но всей церковной общины.

Из истории Церкви известно, что таинство Крещения совершалось не ежедневно, но лишь по большим праздникам— таким как Пасха, Рождество, Пятидесятница. Крестили, как правило, не одного человека, а большую группу людей, которые в течение долгого времени до того находились в чине оглашенных, и церковная община уже знала их как «своих». Крещение оглашаемых (просвещаемых) было торжеством, в котором участвовала вся община. Святой Иоанн Златоуст называет крещение и вступление в Церковь новых членов праздником всей Церкви:

«И это праздник всей Церкви, а не только тех, кто готовится ко крещению: «Радость сегодня настала на небе и на земле. Ибо если об одном грешнике кающемся такое бывает ликование, то [какая же радость наступает у ангелов и архангелов, и у всех небесных] сил, и у всех на земле о столь великом множестве тех, кто, посмеявшись над ловушками дьявола, поспешает быть причисленным к стаду Христову»».

И забота о вступающих в жизнь Церкви «младенцах во Христе» (1 Кор 3: 1) не должна заканчиваться в крещении, но продолжаться до тех пор, пока новые члены Церкви не войдут «в меру полного возраста Христова» (Еф 4: 13–14), то есть не начнут сами служить даром Святого Духа в общине верных. Эта забота более всего лежит, конечно, на катехизаторах и поручителях оглашаемых, которые несут личную ответственность за качество воцерковления нового члена Церкви, но участвовать в духовном возрастании человека должна вся община.

Реалии нашего времени таковы, что наши приходы не всегда являются христианскими общинами, а наши сограждане, по факту формального крещения принадлежа к Церкви, считают ее местом, где им должны оказать ряд услуг. Причем характер этих услуг, а также способы их оказания, как правило, они устанавливают для себя сами— на основании собственных представлений, распространенных суеверий и неадекватной информации, которой заполнены сегодняшние СМИ.

Как сказал епископ Саратовский и Вольский Лонгин, «на практике приходится сталкиваться с тем, что люди, считающие Церковь «магазином ритуальных услуг», к любым попыткам духовенства что-то им объяснить, рассказать относятся как к неким навязываемым услугам, как к «товарам в нагрузку». Что уж говорить о ситуации, когда священник пытается перед крещением убедить взрослого человека начать полноценную христианскую жизнь, говорит о необходимости знакомства с Евангелием, о покаянии, об ответственности, внимании к себе… Многие уходят из храма, где, скажем, введены обязательные катехизаторские беседы перед крещением или венчанием, и стараются найти церковь, «где будет попроще».

Высказываются мнения, что вполне возможно уже сейчас сделать крещение праздничным событием для всей приходской общины— для этого всего лишь нужно проводить его не часто, а как всегда это было в Церкви— по большим церковным праздникам, к дате которых можно приближать окончание циклов традиционной, т. е. длительной и поэтапной катехизации.

Тогда же становится возможным участие в торжественных Крещальных литургиях всех членов приходской общины, а не только восприемников и катехизаторов. Тогда возможна и совместная молитва за них и вместе с ними.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.