Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Ольга Томина: «Если не будет музыки, мир оглохнет»
17:11, 27 сентября 2010

Ольга Томина: «Если не будет музыки, мир оглохнет»

26 сентября в Нижнем Новгороде открылся XI Международный фестиваль искусств им. А.Д. Сахарова. Этого грандиозного события нижегородцы и гости города каждый раз ожидают с большим нетерпением. В преддверии фестиваля директор и художественный руководитель Нижегородской государственной филармонии им. М.Л. Ростроповича, заслуженный деятель искусств России Ольга Томина дала интервью радио «Образ».

— Хорошая классическая музыка — насколько это сейчас интересно посетителям филармонии?
— Наши залы заполняются, к нам ходит много народу, значит, такая музыка нужна людям. Но, к сожалению, в настоящее время в нашей стране отношение к классической музыке не такое, как в европейских странах — Австрии, Франции, Бельгии, Германии. Там эта музыка звучит повсюду — на радио, телевидении, на улицах городов, а у нас этого очень мало. Но ведь музыка сопровождает человека всю жизнь — от колыбели до прощальной панихиды. Шостакович, гений, с которым мне довелось много общаться, в свое время хорошо сказал, что без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха и бедна. Представьте себе, что музыки нет в этом мире, — мир оглохнет.

— К сожалению, музыка бывает разная.
— Да, та музыка, которая окружает нас сегодня, дала резкий крен в сторону чуждых русской душе традиций, как и во всех остальных сферах нашей жизни, чувства и мысли. Нам нужны хорошие русские песни, хорошая русская музыка, классическая в том числе, потому что именно классическая музыка не знает границ и языков. Бетховен такой же русский, как Чайковский — немец, потому что в Германии так же любят нашего Чайковского, как мы здесь боготворим Бетховена.

Музыка помогает нам жить, она утешает нас, рождает восхищение ее красотой и гордость за то, что это творение человеческого разума и таланта. Но, к сожалению, переключая каналы телевидения, мы редко встретим передачи с классической музыкой. Хуже того, даже канал «Культура» дает такие передачи либо далеко за полночь, либо рано утром.
Я безумно завидую Вене. Там везде — в лифтах, в кафе, на улице — звучит музыка Моцарта. От этого город становится тихим и уютным. Такого оглушающего грохота, который нередко раздается у нас на площадях и вообще в публичных местах, там не найти. Там перед ратушей в воскресные дни играет симфонический оркестр. Более того, в местной мэрии для сотрудников обязательно прослушивание классической музыки, для этого есть специальные залы. То же самое мне доводилось видеть и в Чикаго.

У нас в этом смысле ситуация плачевная: нас захлестнул подавляющий мутный поток поп-культуры, и большинство людей с рождения получают именно такой первый звуковой опыт, не зная, что это не самое лучшее достижение мировой культуры. Нам навязывают жуткие образцы этой псевдокультуры, которая не церемонится с традиционной нравственностью и этикой, и, таким образом, растет поколение, которое боится классики и по незнанию истинного поклоняется примитивному. Я думаю, что учреждения культуры, такие как филармония, театры, обязаны нести свою миссию, идти своим путем, несмотря ни на что делать свое дело и предлагать людям настоящее, веками существующее искусство. Имея с детства такой слуховой опыт, они получат хорошую прививку от пошлости. Такие люди и пополняют наши залы.

— Много ли к вам приходит молодых людей?
— Очень много. И мне хотелось бы переломить бытующее в сознании людей совершенно ложное представление, что классическая симфоническая музыка — это непонятно. Музыку не понимают — ее чувствуют, она обращена не к рассудку, а к сердцу и душе. У каждого человека найдется отклик в душе, когда он перешагнет через испуг и будет наслаждаться красотой.

Сила влияния классической музыки была велика во все времена. Вспомним, как в 1942 году в осажденном Ленинграде прозвучала Ленинградская симфония Шостаковича, которая разоблачила фашизм и предрекла ему неизбежную гибель. Весь мир тогда понял, что Россия победит, и все ждали спасения именно от советской армии. Потом, через полвека, этот опыт повторил Валерий Гергиев — в Цхинвале на разбомбленных ступенях здания городской администрации его оркестр, прервав отпуск, сыграл эпизод нашествия из Ленинградской симфонии. И весь мир понял, что произошло в Южной Осетии. Несмотря на жаркие дебаты в ООН и других организациях, на которых мировое общественное мнение пытались склонить против нас, против России, против правды. Оркестр Гергиева всему миру объяснил происходящее музыкой, без криков и лозунгов. Музыка может вершить великие дела.

Недавно мы праздновали юбилей Победы, и мне довелось услышать удивительную историю. Во время войны из центрального радиокомитета в Москве была установлена прямая связь с передовыми, с фронтами. И, в частности, по заявкам защитников Севастополя музыку из радиокомитета исполняли великие певцы, в том числе Надежда Обухова. В это время раздавался грохот канонады, невозможно было представить ужасы сражений. И вдруг один из моряков закричал ей: «Надежда Андреевна, если мы вам не ответим, вы все равно пойте. Под ваши песни нам будет легче умирать». Вот какова сила воздействия музыки на души людей. И не надо бояться классической музыки, не надо говорить: «Мне ничего не понятно». Нужно прийти в зал, сесть и насладиться красотой музыки, ее естественным звучанием, ее сиюминутно рожденной правдой, ведь у нас нет фонограмм и музыка рождается при нас. Не может быть даже двух похожих исполнений одного произведения.

— Как определяется периодичность проведения Сахаровского фестиваля? Раньше он проводился каждый год, а теперь раз в два года. С чем связаны эти изменения?
— Каждый год проводились только первые два фестиваля. Третий мы уже сделали через два года. Это было продуманное решение, потому что такого масштаба мероприятия очень трудно организовать. За рубежом, например, подобные фестивали имеют свою дирекцию, аппарат штатных работников, которые постоянно заняты подготовкой. К чести сотрудников нашей филармонии, мы готовим фестиваль параллельно с основной работой, а это 1300 концертов в год, на которые приходят 400 тысяч нижегородцев. Фестиваль настолько трудоемок, требует таких согласований и заблаговременного планирования, что успеть в короткий период собрать в одном месте именитых артистов очень сложно. Мы пришли к убеждению, что раз в два года — самая разумная периодичность и для слушателей, и для музыкантов, и для организаторов. Кроме того, у нас в филармонии бывает не только Сахаровский фестиваль, но и другие, как местные, так и привозные, например Пасхальный фестиваль Гергиева. А публика должна получать разумное количество впечатлений, ее нельзя перегружать.

— Как вообще родилась идея проводить Сахаровский фестиваль в Нижнем Новгороде?
— Я родилась и выросла в этом городе, в музыкальных традициях, восходящих к ярмарочным музыкальным сезонам и деятельности выдающихся нижегородцев, прежде всего Балакирева и Виллуана. С юных лет я попала в филармонию и на всю жизнь связала себя с ее судьбой, и до сих пор не насытилась этим. Музыкальная творческая жизнь в Нижнем Новгороде имеет глубокие корни, на которых мы, пришедшие в более позднее время, выросли и которыми питаемся. Большая заслуга в этом наших наставников и предшественников, включая Израиля Борисовича Гусмана и Мстислава Леопольдовича Ростроповича, которые в 1962 году впервые в России провели в Нижнем Новгороде музыкальный праздник под названием «Фестиваль». Все нынешние фестивали в России родились из этого фестиваля современной музыки. Затем были другие многочисленные фестивали, в частности посвященные творчеству Шнитке и Губайдуллиной. А когда пришло новое время, 90-е годы, музыкальный фестиваль превратился в фестиваль искусств. Нам уже было тесно в рамках современной музыки и только музыки. К тому же наш фестиваль стал международным — изменились времена, открылись границы. И мы отважились на это, вся команда филармонии, проработавшие здесь десятки лет. Мы единомышленники и друг друга понимаем. Спустя годы наши усилия увенчались высокой оценкой: наш фестиваль признали европейской ценностью, мы приняты в Европейскую ассоциацию фестивалей при ЮНЕСКО.

— Каковы особенности фестиваля в нынешнем году?
— Масштаб нынешнего фестиваля уникален: впервые в нем участвуют три крупных симфонических оркестра — нашей филармонии, под управлением Владимира Спивакова и одного из ведущих симфонических оркестров Франции из города Лиля. Приезд в Нижний Новгород этого оркестра — знаменательное событие. Также в фестивале участвуют три камерных оркестра, 15 солистов разных жанров, которые играют 14 концертов, звучат разные инструменты, в том числе старинные. Представлены самые разные музыкальные школы — от средневековой старинной европейской музыки до новейших произведений. Все это пиршество длится в течение 21 дня: не только музыкальные концерты, но и выставки, научные конференции, мастер-классы. Вообще каждый год у нас выступают мощные колоссы мировой музыки.

Понятно, что организовать такую программу не под силу маленькому коллективу. Прежде всего, наш фестиваль финансируют губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, правительство области, городская администрация, крупнейшие компании. В его финансировании также принимают участие и наши зарубежные помощники. Часть расходов на приезд иностранных гостей берут на себя правительства и посольства этих стран.

В нынешнем году у нас 400 исполнителей — это половина концертного зрительного зала. Это говорит о том, что между русским искусством и мировым очень тесное родство, взаимопроникновение и взаимосвязь, которые длятся на протяжении столетий. Ведь главный девиз фестиваля: музыка — это общий язык, понятный всем. Здесь нет превосходства какой-либо национальной культуры, а есть своеобразие. Взаимодействие нас обогащает.

Беседовала Елена Третьякова
Версия для печати Светланы Высоцкой

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.