Главная > Статьи > Островок древнего благочестия
«Ведомости Нижегородской митрополии» 22 (106) 16:58, 24 ноября 2016

Островок древнего благочестия

001-22-106-16Как известно, к хорошему человек привыкает быстро. Множество храмов, монастырей, часовен восстановлено за последние годы в Нижнем Новгороде. Сверкают золотом купола, белеют стены, поднятые из руин, радостно перекликаются колокола, созывая православных вознести хвалу Господу. А ведь еще какую-то четверть века тому назад не так-то просто было в праздничный день попасть в нашем городе на службу в Божий храм. На весь город, широко растянувшийся по берегам Волги и Оки, для верующих были открыты всего три церкви. Одной из них был храм Преображения Господня, что в Старопечерской слободе.

Вниз по ступеням

До церкви можно добраться со стороны Нижне-Волжской набережной, но мы спустимся к ней с высокого правого берега Волги по обветшалой крутой лестнице. Впечатляющий вид открывается отсюда! Неспешно несет холодные воды могучая река, сиротливо чернеют голые кустарники на дальних отмелях и серых песках пустынного Гребного канала. Легкая дымка стыдливо прикрывает неприглядные творения рук человеческих: высокие трубы, насыпи, бетонные башни.

Чуть выше, на широком пригорке, вольно раскинулись постройки Вознесенского Печерского монастыря. Над всеми монастырскими строениями главенствует Вознесенский собор с высокой колокольней, приклонившейся к земле подобно Пизанской башне, с зелеными куполами и шатрами, осененными золотыми крестами.

После созерцания его величественного комплекса не сразу отыщешь взглядом небольшой храм, затерявшийся у подножия Волжского откоса между деревенскими домами Печерской слободы.

А ведь изначально именно на это место пришел из Киево-Печерской лавры инок Дионисий, вырыл в горе пещеру, несколько лет подвизался в неустанных молитвах и отшельничестве. Очевидно, именно в это время Господь открыл ему великое предназначение — создать здесь святую обитель веры и благочестия.

Монастырь был создан около 1335 года, и очень скоро стал центром христианского просвещения не только населения Нижнего Новгорода, но и всего Поволжья. Святитель Дионисий, возведенный в сан архиепископа Суздальского, в 1352 году послал 12 своих иноков для духовного просвещения русского народа и постройки новых обителей.

Среди его учеников были великие святые: преподобные Макарий Желтоводский и Евфимий Суздальский, ныне глубоко почитаемые православными верующими. К сожалению, житие и подвиги самого cвятителя Дионисия известны у нас меньше. Волею судьбы, пострадав за веру, он окончил свой земной путь и был похоронен в Киево-Печерской лавре. Судя по сохранившимся описаниям его жизни, его духовное влияние на народ в деле борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига ставит его в единый ряд с преподобным Сергием Радонежским, а ревностным обличением еретиков он напоминает cвятителя Николая, епископа Мир Ликийских.

Осторожно спускаемся по щербатым ступенькам к храму. По обе стороны лестницы старые деревья изо всех сил цепляются за землю, словно опасаясь рухнуть с крутого склона в головокружительную глубину обрывов.

Приходские скрепы

Господь сохранил этот храм от разрушения в годы богопротивной власти. Хотя в 1929 году службы были запрещены, а в 1939 м церковь официально закрыли, уже в 1943 году вновь стараниями верующих богослужения возобновились. Две с половиной тысячи прихожан были здесь зарегистрированы. Немало мужества нужно было иметь, чтобы открыто исповедовать тогда православную веру!

Слава Богу, прошли времена, когда, официально провозглашая отделение Церкви от государства, власти на деле вели с ней непримиримую борьбу. Теперь каждый православный без помех может принести Господу свои молитвы в храме, куда влечет его душа. Спустившись с высокой горы, пройдем по неширокой дороге между домами Печерской слободы — среди них выделяются просторные избы из потемневших от времени бревен, такие же, что окружали храм во времена его постройки, — и окажемся на небольшой площадке прямо перед вратами дома Божия.

Церковь не изобилует внешними украшениями — простые белые стены, окрашенные синей краской купола… Суровой простотой внутреннего убранства она напоминает храмы Святой земли Иерусалимской. Сходство дополняет и несуетный, величавый чин богослужения, слаженное пение небольшого хора под управлением регента — быстрой в движениях женщины с выражением вдохновения на смуглом лице. Праздничный свет большой люстры отражается веселыми бликами в белых изразцах высокой печи, уцелевшей со стародавних времен.

Дух древнего благочестия исходит от старинных, мерцающих тяжелыми окладами образов Божией Матери «Три Радости», святителя Николая, апостола Иоанна Богослова.

В храме сохранились своеобразные настенные росписи, выразительные и немного наивные. Потемневшие от времени, после реставрации они засветились яркими красками в отблесках осеннего солнца, вспыхивающих в ярком витраже с изображением Спасителя.

…Закончилась служба, тихо догорают свечи перед старинными образами. Народ не торопится покидать храм, кто-то задерживается, чтобы получить у батюшки благословение на добрые дела, напутствие духовного наставника. А кто-то просто, отложив ныне всякое житейское попечение, остановился, чтобы еще на минуту ощутить себя частицей святого и великого христианского мира. Ведь сердце православного верующего не может остаться равнодушным к этому храму — чудом сохранившемуся до наших дней живому островку Святой Руси.

Евгения Карезина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.