Главная > Статьи > Освящение храма архиереем. Великое освящение
20:02, 25 ноября 2004

Освящение храма архиереем. Великое освящение

Внешний вид древнего православного храма, увенчанного массивным куполом или главою, служит образом человеческого тела, которое есть «храм Бога живаго» (2 Кор. 6, 16) и одновременно — образом, иконой таинственного тела Церкви, Глава которой — Христос, а верующие — члены. Поэтому в чинопоследовании великого освящения храма есть священнодействия, сближающие его с таинствами Крещения, Миропомазания, Священства. Как и в этих таинствах, здесь употребляются вода, святое Миро, светильники; священнослужители облачаются в белые одежды, бывает круговое хождение. Через эти священнодействия храм, построенный человеческими руками из камня и дерева, обретает дух жизни, становится вместилищем святыни.

Накануне дня освящения в новосозданном храме совершается малая вечерня и всенощное бдение. Совершается служба обновлению храма, ибо храм из обыкновенного здания соделывается иным, новым, святым. Со службою обновления совершается служба «храма», т. е. тому, во чье имя построен храм. В Большом требнике указано какая служба должна быть накануне освящения храма, в тот или иной день и праздник годового круга.

Как малая вечерня, так и всенощное бдение служатся перед алтарем при запертых царских вратах и обычно при закрытой завесе алтаря.

К освящению храма необходимо устроить престол, который должен быть на четырех столпах, а если храм освящает архиерей, то посередине должен быть и пятый столп высотой 35 см с ящиком для положения в нем мощей. Престол должен быть высотой около 100 см, шириною по мере алтаря. Наверху престольных столпов делаются вместилища глубиною в 1 см для воскомастиха; на этих же столпах внизу, в 10 см от пола, следует сделать надрезы для утверждения вервия (веревки). Вокруг престольной доски также делаются надрезы и углубления в тех местах, где ее будет охватывать вервь. Кроме того, по четырем углам престольной доски просверливаются отверстия, соразмерные толщине гвоздей; вверху отверстие расширяется для того, чтобы шляпка гвоздя не выступала над поверхностью доски. Чтобы гвозди при вбивании вошли прямо, такие же отверстия просверливаются и в каждом столпе. Для утверждения престола требуется четыре гвоздя, а для жертвенника — сколько надобно; кроме того, надо приготовить четыре гладких камня, которыми будут забиты гвозди.

К освящению храма должны быть также приготовлены следующие вещи: срачица, надеваемая на престол, и другая — на жертвенник, вервие (веревка) длиной в 40 м, знаменующая узы, которыми был связан Господь, когда Его вели на суд первосвященников, верхнее одеяние престола и жертвенника — индития, изображающая славу престола Господня (индития закрывает престол до пола); илитон — четырехугольный плат, величиной с антиминс, изображающий пелену, которой был повит Господь по Рождестве Своем, и плащаницу, в которую праведный Иосиф Аримафейский обернул тело снятого со Креста Господа; антиминс, который освящается одновременно с храмом или заранее; пелены для покрытия престола и жертвенника; воздухи, платы для отирания престола; вода розовая, церковное вино; кропило; завеса для царских врат; святое миро и кисточка для помазания; четыре губки для отирания престола; губа для антиминса; губа для святой чаши; металлический ящичек для вложения святых мощей под престол; свечи большие выносные в подсвечниках и малые — для раздачи священнослужителям и мирянам; ладан росный и простой, хоругви. Двор вокруг церкви должен быть прибран и выметен.

Перед царскими вратами ставится стол, покрытый скатертью, поверх скатерти постилается пелена и полагаются: святое Евангелие, Крест, святые сосуды, лжица, копие, пелены, воздухи, вервие (веревка), одеяния на престол и на жертвенник, гвозди для укрепления престола, губы. Все это покрывается пеленою, и по углам стола поставляются четыре подсвечника. В том же храме перед образом Спасителя у царских врат поставляется аналой, на котором на дискосе, покрытом звездицей, полагаются святые мощи. Ставится столец в алтаре у горнего места, застилается пеленою и поставляется на него святое Миро, церковное вино, розовая вода в стеклянных сосудах, кисточка для помазания Миром, кропило, четыре камня для забивания гвоздей.

В самый день освящения, после ранней литургии, святые мощи износятся с благоговением в находящийся поблизости храм и там поставляются на престоле, на том месте, где обычно лежит Евангелие, а оно само поставляется к востоку, перед святыми мощами ставится подсвечник. Если же поблизости нет другого храма, то мощи остаются в освящаемом храме, на том же месте, т. е. у царских дверей, перед образом Спасителя, до положения их под престол.

Перед приездом архиерея составляется воскомастих. В его состав должны входить воск, мастих (его можно заменить белым ладаном), простой и росный ладан, сок алоэ (или белая смола, сера). Все эти вещества толкут в порошок. Затем в специальном сосуде на огне расплавляют сначала воск, а затем в растопленный воск полагают при помешивании все вышеперечисленные вещества. При этом надо опасаться, чтобы при вскипании смесь не перелилась через край. В полученный жидкий воскомастих можно добавить и другие благовония.

Так как при освящении храма всегда бывает кропление святою водою, то перед освящением храма сперва совершается молебен с водосвятием. Перед освящением воды бывает перезвон. Для водоосвящения начальствующий и прочие священники облачаются во все священнические одежды и берут свечи.

По окончании водоосвящения все священнослужители облачаются поверх одежд в особую срачицу — «запон», или лентион. Архиерей покрывается им спереди от груди до ног, концы его пропускаются подмышками и связываются на спине, и препоясывается поясом. Каждая рука архиерея тоже покрывается убрусом, который привязывается лентами. Сослужащие священники также поверх облачения надевают эти срачицы.

Согласно «Новой скрижали», где дается рисунок этого запона, архиерей опоясывается тремя поясами: около шеи, ради ума и в знамение подчинения Богу; вокруг груди, ради слова; вокруг чресл, ради чистоты и крепости.

Облачившись таким образом, священнослужители, взяв освященную воду в сосуде на подносе вместе с Крестом, а также стол со всем необходимым, вносят все это в алтарь через царские врата и поставляют стол справа. Архиерей, входя в алтарь, отдает посох у царских врат иподиакону и, молясь, осеняет сослужащих по обе стороны. В алтарь входят также священники и диаконы. Царские двери затворяются и все миряне выходят из алтаря.

Диакон подносит архиерею священную воду. Приняв кропило, архиерей окропляет святою водой столпы престола. Затем приносится кипящий воскомастих. Архиерей кропит его святою водою и, взяв сосуд с воскомастихом, возливает крестообразно его на столпы, обходя кругом; отдав воскомастих, вновь берет кропило и кропит святою водою столпы, чтобы воскомастих скорее остыл, а священники с этой же целью дуют на столпы. Воскомастих (мастика) изображает благовонную мазь, которой Никодим и Иосиф Аримафейский помазали Тело Спасителя, снятого со Креста. Потом архиерей гласно читает молитву: «Господи Боже Спасителю наш…», в которой просит Господа о даровании неосужденно освятить новый храм. После этого священнослужители приносят доску на верх престола. Архиерей кропит ее с обеих сторон, и она полагается на престольных столпах. При этом поется 144-й псалом: «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю Имя Твое в век и в век века…»

По окончании псалма возглашает архиерей: «Благословен Бог наш…» Когда воскомастих остывает, поется псалом 22-й: «Господь пасет мя, и ничто же мя лишит; на месте злачне тамо всели мя, на воде покойневоспита мя, душу мою обрати, наставн мя на стези правды, Имени ради Своего…».

После этого архиерей опять произносит «Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Священнослужители — «Аминь». Приносят четыре гвоздя, и архиерей окропляет их. Затем он влагает их в заготовленные отверстия в доске престола. Четырьмя камнями архиерей с помощью священнослужителей прибивает доску к столпам престола, утверждает святую трапезу. Это действие напоминает пригвождение Господа нашего Иисуса Христа четырьмя гвоздями ко Кресту. Камни, освященные таким употреблением, обычно, полагаются под престол. Вбитые в престол гвозди заливают воскомастихом, и по остывании последнего эти места сглаживаются ножами, если воскомастих выступает над поверхностью. В то же время открываются впервые царские врата, чтобы верные могли видеть начало созидания храма.

Перед царскими вратами постилается ковер и полагается возглавие (орлец). Протодиакон возглашает: «Паки и паки, преклонше колена, Господу помолимся». Архиерей, выйдя из алтаря, при пении трижды внутри алтаря священниками «Господи, помилуй», преклоняет колени и лицом к народу читает молитву велегласно: «Боже безначальный…», в которой взывает ко Господу, живущему в неприступном свете, имеющему престолом небо, подножием землю. Который дал начертание Моисею для скинии, Соломону же широту сердца для устроения храма, а святым апостолам благодать нового служения, в духе и истине, и через них распространил Свои церкви по вселенной для принесения Бескровной Жертвы, в Славе Своей и Единородного Сына и Святого Духа, — молит: да не возгнушается ныне наших грехов и не разрушит с нами Своего Завета, но ниспошлет Духа Своего Святого в освящение храма, и исполнит место селения Своей Славы, украсит божественными дарованиями и сделает пристанищем немощных и прогнанием бесов. Он молит также о том, чтобы день и ночь были открыты уши Господни к молящимся в этом храме, со страхом и благоговением, исполняя наверху просимое внизу, и чтобы этот новозаветный жертвенник прославился более ветхозаветного, Бескровные Жертвы, возносясь от него к мысленному Пренебесному Жертвеннику, приносили бы нам благодать свыше, ибо дерзаем не на служение рук наших, но на неизреченную благость Божию.

По окончании молитвы, в которой участвовал и народ, архиерей встает и идет в алтарь ко святой трапезе, и царские врата затворяются.

Протодиакон внутри алтаря произносит великую ектению с дополнительными прошениями о храме. После возгласа: «Яко свят еси, Боже наш, Иже на пострадавших по Тебе честных мученицех почиваеши…», — священники произносят: «Аминь». Потом приносится возливальник с теплою водою, красное вино и розовая вода (родостамна). Архиерей, преклонив голову, сперва произносит молитву над водой и вином тайно, испрашивая на нее благословение Йорданово, и возливает на престол трижды как при крещении, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». При смывании престола обыкновенно употребляется и мыло. Приносят четыре плата. Архиерей, освятив их святою водою и взяв один плат, прочие велит взять сослужащим. Этими платами отирают престол при пении псалма 83-го: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил…». Затем архиерей славословит Господа, произнося: «Слава Богу нашему во веки веков», — священники возглашают: «Аминь». Поскольку на освящаемом престоле должна возобновляться Голгофская жертва, а Голгофа омыта кровью и водой, истекшими из ребра Спасителя, то вино, соединенное с розовою водою, крестообразно возливается на престол, сообщает ему чистоту и благоухание, свойственные святыне. Тем же смешением вина с розовой водою кропятся и освящаемые антиминсы. Над антиминсом совершаются те же священнодействия и потому он, освященный архиереем, заменяет освящение престола. Антиминсы, сделанные из материи, омывают не полностью, а лишь поливают из опасения повредить напечатанное на них изображение и надпись. При всяком окроплении архиерей произносит слова 50-го псалма: «Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся». После окропления престола и антиминсов архиерей произносит и следующие стихи 50-го псалма: «Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя…» и т. д. до конца.

Затем приносят губы, и архиерей с сослужащими отирают ими престол. Омовение не только очищает святой престол, но и знаменует его высочайшее духовное значение. Омовение водою — знак духовного очищения, возлияние розовой воды напоминает о том мире, которое принесли жены к гробу Христа, красное вино — образ крови Спасителя, пролитой на Голгофе, которая прообразовала все христианские жертвенники.

Теперь архиерей приступает к помазанию престола святым Миром. Вначале он возглашает: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков», священники: «Аминь». Приносится сосуд со святым Миром. Сперва, взяв кисточку, архиерей изображает кресты в трех местах на поверхности трапезы, обозначая те места, где во время литургии будут стоять Евангелие, дискос и чаша; потом изображает по три креста на каждой стороне престола, чтобы освятить его отовсюду, и, наконец, трижды крестообразно помазует антиминс. При этом диакон, знаменуя важность совершаемого действия, возглашает: «Вонмем», а святитель, изображая цель освящения и выражая восторг духовного помазания, восклицает: «Аллилуйа» (трижды). Хор поет: «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе; яко Миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его яко роса аермонская, сходящая на горы сионские; яко тамо заповеда Господь благословение, и живот до века». Потом архиерей говорит: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков», священники — «Аминь». Антиминс временно полагают на блюдо.

Как после Крещения и Миропомазания человек облекается в белые одежды, так и престол облачается после омовения и помазания святым Миром. Облачение престола совершается сообразно с двояким его значением: гроба Господня и престола Божия — мест присутствия Господа. Сначала священники приносят срачицу, знаменующую плащаницу, которою было обвито тело Иисусово. Она окропляется святой водой с обеих сторон и надевается священниками на святую трапезу. Потом приносится вервие, окропляется святой водой, и священники обвязывают ею престол, во образ уз Господних, в которых Он пришел на суд к первосвященникам — Анне и Каиафе. Архиерей со священниками обвязывают престол таким образом, что на каждой стороне престола образуется крест из вервия. От правой стороны, у первого столпа, архиерей держит конец верви (ее длина около 40 м), идут по верви кругом до второго столпа (против часовой стрелки) к востоку; от второго же столпа (вервь) сносится на низ, к третьему столпу, и идет по низу до четвертого столпа; от четвертого столпа вервь поднимается к первому столпу и связывается с концом, который держит архиерей, затем вновь сносится вниз, ко второму столпу, и идет низом до третьего столпа; затем поднимается вверх, к четвертому столпу; от четвертого столпа сносится вниз, к первому столпу, и образует крест спереди престола. От первого столпа по низу идет до второго столпа; от второго же столпа поднимается вверх, к третьему столпу, и образует крест позади престола. От третьего же столпа вервь сносится вниз, к четвертому столпу, и образует крест с левой стороны престола. От четвертого же столпа идет по низу до первого столпа и поднимается вверх, ко второму столпу, образуя крест с правой (южной) стороны престола. Затем вервь обматывается вокруг престола по верху так, чтобы было три витка верви по верху, и связывается с концом верви у первого столпа.

Для того, чтобы вервь не спадала при обвязывании, на столпах делаются надрезы. На это требуется довольно продолжительное время; хор поет псалом 131-й: «Помяни, Господи, царя Давида и всю кротость его…» По окончании архиерей возглашает: «Слава Богу нашему во веки веков». Затем священники приносят верхнее одеяние престола, индитию, как бы ризу пресвитерскую, изображающую своим блеском сияние Славы Божией. После окропления святой водой ее возлагают на престол. Потом полагают на него илитон, изображающий сударь (головную повязку), которым была обвита глава Иисуса Христа во гробе. На илитон возлагают антиминс, рядом — предварительно окропленные святой водой Евангелие и Крест и покрывают все это пеленой. Хор поет псалом 92-й: «Господь воцарися, в лепоту облечеся…».

Затем украшается жертвенник. Архиерей, повелевая начальствующему священнику украшать предложение, возглашает: «Благословен Бог наш». Но жертвенник не освящается подобно престолу, ибо на нем происходит лишь приготовление жертвы, а не совершение ее. Одежды, в которые облачается жертвенник, окропляются святой водой. Затем на жертвенник ставятся священные сосуды, после чего он покрывается пеленой.

Архиерей и сослужащие священники снимают запоны и отворяют царские врата. Архиерею подается кадило, и он с предходящим диаконом со свечой кадит вокруг престола, жертвенник и весь алтарь. Предстоятель кропит престол, жертвенник и весь алтарь святой водой при пении псалма 25-го: «Суди ми. Господи, яко аз незлобою моею ходих; и на Господа уповая не изнемогу…» Затем архиерей в сопровождении двух старших пресвитеров выходит царскими вратами в церковь. Один из священников окропляет стены храма святой водой, а другой помазует святым Миром крестообразно четыре стены храма, начиная над Горним местом в алтаре и далее над вратами западными, южными и северными.

После этого диакон произносит малую ектению, а архиерей, сняв митру и обратясь к освященному престолу, велегласно молит Господа неба и земли, основавшего неизреченною Премудростию Святую Церковь и установившего на земле чин священства, по подобию ангельского служения на небесах — принять молитву недостойных рабов, по превосходству Своей благости, знамением которой было послание Сына воплотившегося для спасения рода человеческого и излияние Святого Духа, которым апостолы утвердили Церковь и передали ей таинства. Уповая на это, он испрашивает новому храму и жертвеннику исполнение Славы Господней, и служащим неосужденное приношение Бескровной Жертвы за грехи людей.

Когда же все верные по возгласу диакона преклонят главы, святитель втайне благодарит Господа за непрерывное излияние благодати, нисшедшее до него (архиерея) от апостолов и, продолжая молитву, просит, чтобы на этом жертвеннике таинственно предлагались Тело и Кровь Христовы ко спасению всех людей, в заключение громко возглашая славу имени Пресвятой Троицы.

После этого архиерей сам зажигает принесенную ему свечу и ставит ее на Горнем месте, возле престола, как бы в самой глубине востока, откуда должен изливаться духовный свет — на всю просвещаемую церковь. Он раздает Евангелие, Крест и иконы пресвитерам в алтаре, мирянам же — свечи и хоругви на амвоне и, взяв посох и возгласив: «С миром изыдем», следует торжественным крестным ходом из храма. Хор, идя за хоругвями, поет (дается перевод на русский): «Церковь Твоя, Христе Боже, украсившаяся во всем мире Кровию мучеников Твоих, как пурпуром и багряницею, устами их вопиет к Тебе: ниспосли людям Твоим щедроты, даруй мир Твоему жилищу и душам нашим велию милость».

«Как начатки существ Создателю всех творений, вселенная приносит Тебе, Господи, богоносных мучеников: Многомилостивый, молитвами их и Богородицы сохраняй в глубоком мире церковь, Свое жилище».

На голову архиерей возлагает дискос с лежащим на нем антиминсом, покрытым звездицею. Начинается торжественное шествие за святыми мощами, лежащими в соседнем освященном храме. Богу построен жертвенник (престол), но он не утвержден, пока не положены в его основание нетленные частицы святых мощей, ибо на костях мучеников утвердилась Вселенская Церковь в века кровавых гонений, и над их гробами были созданы первые христианские святилища. Церковь, ликующая, не забывает бедствий, постигших ее на протяжении всей ее истории, и, как воин, украшается своими ранами. Она внемлет Откровению святого Иоанна Богослова, видевшего в духе на небесах, перед лицом Божиим, алтарь и под ним души убиенных за слово Божие и исповедание веры, и хочет подражать на земле этому небесному видению.

В ближайшем храме приготовлены святые мощи, и дискос, на котором они лежат, покрытый воздухом, поставлен на престоле в ожидании прихода за ними архиерея. Он входит в алтарь без посоха и возглашает на малую ектению диакона: «Яко Свят еси Боже наш, иже на пострадавших по Тебе честных мученицех почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков». Хор — «Аминь», протодиакон — «Господу помолимся», хор — «Господи, помилуй». Архиерей, сняв митру, творит молитву ко Господу, верному в словесах Своих и неложному в обещаниях, Который даровал святым Своим мученикам подвизаться добрым подвигом, совершить течение благочестия и сохранить веру истинного исповедания, чтобы и недостойным рабам Своим Он дал участие в наследии с ними и сделал благими их подражателями.

После возгласа «Милостию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего…» и другой тайной молитвы и возгласа «Буди держава Царствия Твоего…», покадив святым мощам фимиамом, он поднимает дискос, на котором они лежат, на свою голову и, поддерживаемый пресвитерами, в сопровождении всего духовного собора, при: пении указанного в Требнике тропаря и трех ирмосов, идет к новоосвящаемому храму и торжественно обходит его крестным ходом. При этом один из пресвитеров помазывает стены храма святым миром, а другой окропляет их святой водой. Если мощи уже лежали в освящаемом храме перед образом Спасителя, то архиерей совершает все молитвословия в храме (в это время иподиаконы держат над ними рипиды), а затем совершает с ними обхождение вокруг церкви. Достигнув западных врат храма, хор поет первые два гимна, которые звучат в храме при совершении таинства Хиротонии и при браковенчании: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим» (дважды.).

«Слава Тебе, Христе Боже, апостолов, похвале, мучеников веселие, их же проповедь Троица Единосущная».

После этого певчие входят в храм и затворяют двери его. Святитель же со всем собором остается вне, снимает со своей головы дискос со святыми мощами и поставляет его на стол с четырьмя возжженными свечами по углам и поклоняется трижды. Диаконы держат рипиды над мощами. Архиерей надевает митру и осеняет священнослужителей на обе стороны дикирием и трикирием, затем возглашает: «Благословен еси, Христе, Боже наш, всегда…», хор в храме — «Аминь». Совершается один из самых возвышенных обрядов нашей Церкви. Подобно тому, как при таинственном вознесении Господа, когда открылись Ему небесные врата, ангелы, видя Его во образе человеческом, недоумевали: кто есть этот Царь славы? Подобно этому архиерей, благословив Имя Христа Бога, как бы от лица Его, взывает к закрытым вратам. «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы!» Изнутри закрытого храма ему тихо отвечает хор, как бы из глубины неба: «Кто есть сей Царь славы?» Архиерей кадит дискос с мощами трижды по трижды, а также Евангелие, Крест, иконы и священнослужителей на обе стороны.

И снова архиерей взывает: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы», и хор вновь вопрошает: «Кто есть сей Царь славы?» Протодиакон возглашает: «Господу помолимся». Певчие: «Господи, помилуй». И тогда святитель громко читает молитву, в которой умоляет Бога, Отца Господа Иисуса Христа, через воплощение Сына Своего, даровавшего нам вход в Небесную ликующую Церковь, призреть и на обновление этого храма, созидаемого по образу нас самих, то есть живой Церкви, членов Тела Христова, и утвердить его до конца века для приношения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. После возгласа «Яко Свят еси, Боже наш…», хор — «Аминь», архиерей — «Мир всем», протодиакон — «Главы ваша Господеви приклоните», хор — «Тебе, Господи». Архиерей тайно читает молитву входа, в которой молит о том, чтобы вместе с входом священнослужителей вошли и святые ангелы во врата храма, перед которыми знаменует крест, положенными на дискосе святыми мощами, и после возгласа «Яко подобает Тебе всякая слава…» громко восклицает в ответ на прозвучавший ранее вопрос: «Господь сил, той есть Царь славы!».

Когда лики повторяют эти таинственные слова внутри храма, открываются двери Господу сил, и святитель шествует прямо в алтарь, где поставляет дискос на престол. Хор поет при этом тропарь: «Яко же вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святаго селения Славы Твоея, Господи…». Архиерей кадит фимиамом и, помазав святые мощи Миром, влагает их в ковчежец с благовонной мастикой. Ковчежец ставится на столбец под серединой престола, так называемое основание. Святое Евангелие возлагается на антиминс. Архиерей влагает частицы святых мощей, положенные в особый мешочек, в антиминс и укрепляет их воскомастихом, затем кадит им трижды по трижды, а хор в это время поет тропарь «Иже во всем мире мученик Твоих…», «Слава, и ныне», кондак «Яко начатки естества…», малая ектения, протодиакон — «Господу помолимся», духовенство — «Господи, помилуй», и епископ читает молитву, в которой обращается к Богу, даровавшему эту славу пострадавшим за Него мученикам, чтобы сеялись по всей земле их мощи в основании храмов, произращая плоды исцелений, да молитвами их и в возмездие за их страдания дарует нам спасение. Архиерей возглашает «Яко Твое есть Царство…», священнослужители — «Аминь».

Так некогда Соломон, соорудив великолепный храм Богу Израилеву на высотах Иерусалима, с левитами и жрецами взошел на гору Сион, в город отца своего. Там из древней пустынной скинии подняли они ковчег Завета, устроенный Моисеем, и при пении псалмов Давидовых, прообразовавших это духовное торжество, с принесением бесчисленных жертв, внесли неприступную святыню, залог Завета Божия с Израилем вовнутрь храма, в Святое Святых, под крылья херувимов. И внезапно весь храм наполнился облаком Славы Господней, светом нестерпимым для самих левитов, так что оставили они свои жертвы, а Соломон воззвал перед всем народом к Богу отцов своих.

По возглашении диакона «Паки и паки, преклонше колена, Господу помолимся!» архиерей со всем народом преклоняет колени и молит Господа, Творца света, обновившего нас через Сына Своего, по благодати Святого Духа, и благоволившего издревле обновлять Свое творение образами Нового Завета в синайской скинии и храме Соломонове: воззреть милостиво на рабов Своих в новом жилище Своей Славы и обновить их Духом Святым, даровать православным победы, священникам мир и единомыслие, благочестивым же строителям храма спасение и оставление грехов и дары духовные для поклонения Единому Богу и Господу Иисусу Христу, молитвами Богородицы и всех святых.

После этой молитвы бывает ектения: «Заступи, спаси, помилуй». По окончании ее архиерей, взяв честный Крест и став на амвоне посреди церкви, осеняет им по трижды на четыре стороны: на восток, на север, на запад и на юг. Диакон при этом кадит Крест, а хор поет: «Господи, помилуй» по три раза. Архиерей говорит отпуст. Затем все прикладываются к честному Кресту и бывает окропление всех. В это время певчие поют многолетие Патриарху. После этого начинается чтение часов, а затем совершается первая литургия. В новоосвященном храме службы обычно совершают семь дней подряд.

Литургия.ру