Главная > Вопрос - ответ > Отправлять ли ленивого сына трудником в монастырь?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 11 (143) 12:40, 7 июня 2018

Отправлять ли ленивого сына трудником в монастырь?

Сегодня у верующих или тех, кто только приобщается к жизни церковной, есть множество возможностей получить ответы на свои вопросы. Чтение духовной литературы и катехизаторские курсы, интернет и личное обращение к батюшке. Последнее порой вызывает затруднение: человек стесняется подойти к священнику, ему кажется, что у батюшки нет времени или его вопрос незначителен. Как выбрать правильный момент? С ответа на этот вопрос и начинает свое пастырское разъяснение руководитель отдела молодежного служения Городецкой епархии иеромонах Александр Солянкин.

Когда уместно подойти к священнослужителю с личным вопросом?

Об этом лучше уточнить в самом храме, где служит священник (можно и по телефону). Но обычно самое удобное время — после завершения богослужения или на таинстве Исповеди.

Часто слышу нецензурную брань в общественных местах. Как себя вести, если услышу что-то подобное от своих детей?

— В Священном Писании мы можем найти слова о том, что злоречивые Царства Божия не наследуют (1 Кор 6:10). С детьми можно пообщаться на эту тему и сказать, что никакие их добрые дела, молитвы не будут приняты Богом, если они употребляют скверные слова. Мат можно сравнить с проклятьем, которое человек накладывает на себя и, лишаясь благодати Божией, становится доступным для действия на него падших сил. Важно, чтобы ребенок сам пообещал больше таких слов не говорить. Если пройдет время и он снова что-то скверное скажет, спокойно попросить его напомнить, каково действие скверных слов на человека. Если замечаете, что ребенок сам не может с собой справиться, то предупредить, что за каждое плохое слово будет для него определенное наказание (не карающее, а воспитывающее), и быть последовательным в этом.

Детям шесть и восемь лет. Планирую приучать их ходить в храм, но опасаюсь, что выстоять все богослужение им будет тяжело. Можно ли начать приводить их только ко причастию, чтобы не возникло отторжение, или приходить к определенному моменту службы до совершения таинства?

— В церковной жизни есть практика, что младенцев приносят в храм к самому таинству Причастия, взрослым же необходимо особым образом к нему готовиться, и даже важно быть накануне на вечерней службе. Но в духовной жизни у каждого человека свой возраст, и он не всегда зависит от возраста нашего тела. Есть дети, которые очень тянутся к храму и уже в семь лет готовы соблюдать практически все установленные рекомендации для взрослых при подготовке к причастию. Это происходит обычно в церковных семьях, где дети стараются во всем быть похожими на своих родителей. Но и они начинали с малого, и их когда-то просто приносили в храм к Святой Чаше.

В духовной жизни важно начинать с малого, но быть последовательным и прилагать старание для перехода на новый этап. Так происходит в любом деле. Например, ребенок приходит в школу, и если его не научить читать, писать, считать, как он сможет в старших классах решать задачи из высшей математики? А если в первом классе попросить его вычислить интеграл?.. Но если не увеличивать сложность поставленных задач и не прикладывать много сил из года в год, ученик так и останется на уровне первоклассника.

Зная духовный возраст детей, следует дать им соответствующую подготовку. Обязательно нужно научить детей каждый день начинать и заканчивать молитвой (хотя бы несколько молитв), молиться до и после еды, перед началом и окончанием всякого дела, перед выходом из дома и при возвращении. К таинству Причастия кого-то можно привести к началу богослужения, кого-то — к «Херувимской песне», кого-то — к молитве «Отче наш», но показывать, к чему нужно стремиться. В некоторых храмах есть специальные занятия для детей, где, пока идет богослужение, с ними общаются, изучают Закон Божий, а потом вместе идут на Причастие. Важно за соблюдением формы не потерять содержание и правильный настрой детей к молитве, богослужению и таинству: благоговение перед Богом, осознание своего недостоинства, стремление быть лучше. Особенно важен ваш пример и усиленная молитва за своих детей, ведь дело духовного развития — это не только стремление человека, но и дело Божие: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин 15:16).

Ездили в путешествие в другой город и посетили несколько храмов. При попытке в одном из них сфотографировать (конечно, не во время богослужения) к нам подошла женщина и спросила, есть ли благословение батюшки на это? Нужно ли каждый раз получать разрешение, если нет запрещающих знаков? Что можно и нельзя фотографировать в храме?

— В каждом храме и монастыре есть свои внутренние правила в отношении фото- и видеосъемки. Как говорится, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Эти правила определяет настоятель храма или наместник монастыря. Поэтому, перед тем как что-то снять, очень важно узнать в церковной лавке или у дежурного по храму, есть ли какие-то ограничения и возможно ли это сделать. Думаю, если кто-то из знакомых придет к вам домой и будет что-то фотографировать или записывать на видео без вашего разрешения, вряд ли вам это понравится, но если он скажет, что у вас такая красота, которую хотелось бы сохранить на память лично для себя, то, скорее всего, вы ему не откажете или укажете, что не следует снимать.

Познакомилась с участниками православного молодежного движения, занимающимися благотворительностью. Очень нравится то, что они делают, и есть желание присоединиться к ним, но чувствую, что ходить регулярно в храм и молиться я не готова. Не будет ли в таком случае моя волонтерская деятельность лицемерием?

— У апостола Иоанна Богослова есть замечательные слова: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4:16). Поэтому ваша добровольческая деятельность в православном молодежном движении будет не лицемерием, а ступенькой духовного развития и приближения к Богу. Посещать регулярно храм и участвовать в церковных таинствах, в особенности принятии Тела и Крови Христовой — это особая честь, которой Господь удостаивает своих верных чад. Нам порой кажется, что мы этого не хотим, но на самом деле просто пока еще не допущены к этому. Поэтому начинайте с добрых дел, и благодать Божия откроет ваше сердце для большего.

Когда священник обходит храм с кадилом, многие люди теряются и не знают, как правильно встать, нужно ли поворачиваться, креститься или просто стоять, сложив руки. Как правильно?

— Перед тем как совершать каждение, священник благословляет кадило особой молитвой: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Таким образом, каждение символизирует благословение и схождение Святого Духа. Когда священнослужитель кадит алтарь, иконы в храме, он воздает Богу и святым особую честь и хвалу. При каждении верующих подчеркивается образ Божий в каждом человеке, также достойный уважения. Когда священник или диакон совершает каждение с амвона, то принято просто сделать небольшой поясной поклон. При каждении всего храма необходимо отойти от стен и столбов, где находятся иконы, чтобы священнослужитель смог свободно пройти. Когда он будет рядом, следует слегка развернуться в его сторону и так же поклониться.

У знакомых взрослый сын не работает, сидит дома и целыми днями смотрит телевизор или играет в компьютерные игры. Матери советуют поводить его по храмам, съездить в монастырь, потрудничать, но есть ли в этом смысл, ведь монастырь не исправительное учреждение?

— Если все так, как вы описываете, в молодом человеке уже сильно действует страсть лености, и если в дальнейшем родителям ничего не предпринимать, сын будет все больше деградировать, и душа его погибнет. С этой страстью можно начать бороться двумя путями: от внешнего к внутреннему и от внутреннего к внешнему. В первом случае важно создать для него внешние условия, побуждающие к самостоятельности и ответственности за свою жизнь, например, настоять, чтобы он сам снимал квартиру (комнату) и обеспечивал себя. Если для него это будет не по силам, предложить для начала более простой вариант, например потрудиться в монастыре. Помимо приобщения к труду — в святых местах действует особая благодать, врачующая душевные страсти, — духовные наставники могут более глубоко разобраться в его внутреннем мире и дать нужные наставления.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.