Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Памяти митрополита Николая (Кутепова) > Паломничество 1980 года на Святую гору Афон
«Ведомости Нижегородской митрополии» 23 (212) 17:45, 8 декабря 2011

Паломничество 1980 года на Святую гору Афон

На пристани Руссика

На пристани Руссика

Преподобный Антоний Печерский, рожденный в местечке близ Чернигова и почувствовавший с юных лет влечение к высшей духовной жизни, принял постриг в одной из обителей Святой Афонской горы. Именно там будущий основатель русского монашества начал свой духовный подвиг, дабы впоследствии, по благословению афонского игумена, полученный на этой святой земле духовный опыт принести на Русскую землю. Так на высоких киевских горах появился один из древнейших русских монастырей — благословенная Киево-Печерская Лавра.

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай как постриженик Киево-Печерской Лавры был продолжателем афонской монашеской традиции, поэтому Афон для нижегородского святителя всегда был местом особым.

В преддверии спасительных дней Рождественского поста 1980 года владыка Николай, тогда архиепископ Горьковский и Арзамасский, в составе большой группы паломников, возглавляемой митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером), будущим Патриархом Московским и всея Руси, совершил долгожданное паломничество в Грецию и на Святую гору Афон.

Сохранившиеся фотоальбомы и подробная выписка из дневника паломничества дают нам возможность сегодня проделать этот путь вместе с приснопамятным владыкой.

Хроника паломничества

11 ноября 1980 года паломники из России прибыли в Афины, где их встречали представители Элладской Православной Церкви. Прежде чем отправиться в Первый Удел Пресвятой Богородицы — Афон, гости жили в монастыре Пендели близ греческой столицы и посещали афинские достопримечательности и храмы.

Наконец, 13 ноября на пароходе из Уранополиса (последний населенный пункт перед Афоном) паломническая группа отплывает на Святую гору, в Русский Пантелеимонов монастырь, в так называемый Новый Руссик, в котором гости из России будут проживать в течение всего пребывания на Афоне. И уже этой ночью была совершена первая ночная литургия в главном монастырском храме.

Положение дел в Пантелеимоновом монастыре в эти годы было очень тяжелым из-за отсутствия нового поступления иноков из России. Известный греческий богослов Антоний Тахиаос говорил по этому поводу, что «духовное состояние монастыря к худшему идет, и один Бог знает, что будет дальше». Свою озабоченность высказывал и руководитель паломнической группы митрополит Алексий на встречах с игуменом обители архимандритом Иеремией.

Следующим утром паломники выехали в Карею — административную столицу монашеской республики, но по дороге заехали в Старый Руссик, где, как свидетельствует архивный отчет, посетили собор святого великомученика Пантелеимона и стали свидетелями обширных ремонтных работ, проводимых в обители.

В Карее у русских паломников состоялась встреча с председателем Кинота, коллективного органа управления полуострова. Гости из России были представлены губернатору Святой горы Димитрию Цианису. И, следуя весьма насыщенной программе, в этот же день паломническая группа посетила Андреевский скит, о чем свидетельствуют сохранившиеся в памятных альбомах фотографии.

В течение следующих дней паломники молились в Пантелеимоновом монастыре, совершая положенные уставные богослужения и посещая достопримечательности обители: обширную библиотеку, усыпальницы монастыря и маслобойню.

17 ноября русские паломники посетили Лавру святого Афанасия, где были радушно встречены братией. Как свидетельствует архивный отчет, в храме был совершен краткий молебен, после чего гости совершили поклонение гробу основателя обители — преподобному Афанасию Афонскому, познакомились с трапезной, лаврской библиотекой и ризницей храма святителя Николая.

По пути в Зограф на мулах

По пути в Зограф на мулах

В последующие дни русские паломники посетили множество других монастырей Афона: Иверский, Ксенофонта, Симона Петра, болгарский монастырь Зограф. В монастыре Дохиар был отслужен молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Скоропослушница».

Путь в Зограф от пристани был преодолен сначала пешком, а потом, по афонской традиции, верхом на мулах. Гостей болгарского монастыря встречала братия, поскольку игумен задерживался на сборе маслин, а ночью в соборе святого Георгия была отслужена Божественная литургия, за которой большинство участников паломнической группы, в том числе и владыка Николай, пели на клиросе.

В один из дней пребывания на Афоне группа поднялась на самую высокую точку полуострова — на вершину горы Афон (2033 м), где возвышается храм в честь Преображения Господня. Как вспоминал потом владыка, этот подъем дался ему очень тяжело, поскольку ему не давали покоя военные раны (частично ампутированные обе ступни). И тогда он вспомнил один свой сон, который видел в первые дни после принятия монашества.

Ему тогда приснилось, что он должен отнести в гору крест, который поначалу показался ему легким, и владыка выбрал для подъема из нескольких вершин самую высокую. Но с каждым шагом идти становилось все сложнее, он устал, оступался, падал под тяжестью креста, полз и цеплялся руками за уступы скалы, в результате чего руки и ноги его были ободраны, а из ботинок сочилась кровь. Бросить крест было нельзя, и, изнемогая под его тяжестью, он продолжал идти, пока, наконец, не достиг этой самой вершины. Так здесь, на Афоне, сбылось увиденное им когда-то во сне. В храм Преображения Господня он поднялся в ботинках, полных крови.

21 ноября, после ночной литургии, в Пантелеимоновом монастыре состоялась прощальная трапеза, на которой владыка Николай выразил сердечную благодарность игумену и братии обители за теплый прием. И гости отбыли в Салоники.

В Салониках русских паломников принимал митрополит Пантелеимон. 24 и 25 ноября гости из России посетили храм святого великомученика Димитрия Солунского, спустились в крипту — место страданий и смерти святого, и побывали в духовной семинарии, где в их честь был устроен торжественный прием.

В завершение поездки русские паломники помолились в храме преподобного Иоанна Русского в Нео-Прокопии. На церковно-славянском, эстонском и греческом языках была отслужена Божественная литургия, за которой все участники святого паломничества причастились.

Таким образом, в эти непростые годы благодатное паломничество в Грецию и на Святую гору Афон придало владыке Николаю сил для несения им тяжелого креста церковного служения в условиях гонений и притеснений со стороны власть имущих, а также новый импульс для его духовного развития. Память об этом паломничестве владыка пронес до конца своих дней.

Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.