«Ведомости Нижегородской митрополии» 9 (9) 15:12, 9 ноября 2012

Паломничество в Пюхтицу

В годы служения на Горьковской (Нижегородской) кафедре (1977–2001) местом молитвы и духовного отдохновения для митрополита Николая (Кутепова) была пюхтицкая Успенская женская обитель в Эстонии. Владыку связывала тесная дружба с настоятельницей монастыря — игуменией Варварой, он неоднократно бывал в монастыре и принимал у себя в Горьком пюхтицких сестер. Сегодняшним рассказом об этой обители и поездках архипастыря Николая в Пюхтицу мы продолжаем серию очерков о владыке Николае.

Обитель на Журавлиной горе

Есть в Эстонии такое местечко: Куремяэ — Журавлиная гора. В 1885 году, когда Эстляндия входила в состав Российской империи, по инициативе губернатора этих земель в Куремяэ был создан Пюхтицкий православный приход. Через 6 лет на основе прихода открыли женскую монашескую общину, из которой и образовался монастырь — с той поры святая Успенская обитель всегда, даже в годы советского богоборчества, оставалась действующей.

Монастырь быстро приобрел популярность и стал разрастаться. В 1892 году петербургский архитектор Александр Полещук разработал проект полной перестройки монастыря. За несколько лет обитель так разрослась, что насчитывала несколько храмов, мастерские, ферму и собственные сельскохозяйственные угодья.

Пюхтицкий монастырь сыграл гуманную роль в Первой и Второй мировых войнах, принимая больных и раненых и обеспечивая жильем и питанием оставшихся без крова. С 1990‑х годов он получил статус ставропигиального и находится под начальственным наблюдением и каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси.

Куремяэ и сегодня, оставаясь небольшим селением, благодаря Пюхтицкому монастырю — одно из самых популярных паломнических и туристических мест Эстонии.

Визиты владыки в монастырь

Митрополит Эстонский и Таллинский Алексий (Ридигер), избранный впоследствии Патриархом Московским и всея Руси, проявлял постоянную заботу о святой обители. Это было очень значимое для него место — ведь именно сюда отец привозил его еще младенцем, а потом именно здесь он проводил очень много времени в свои юные годы.

В начале 1960‑х годов, уже архипастырем, ему даже пришлось спасать монастырь от закрытия. Для этого он возил в обитель иностранные делегации. Часто брал с собой и во время этих визитов, и потом, в дни частных посещений Пюхтицы, владыку Николая.

Впоследствии и сам нижегородский архиерей часто бывал здесь. Как вспоминала игумения Варвара, «Нижегородский митрополит Николай очень любил приезжать в Пюхтицу», и рассказывала такую историю: «Однажды выхожу зимой — думаю: что такое? у архиерейского дома владыка Николай расчищает снег.

— Владыка, что вы делаете?

— Матушка, на завтрак зарабатываю кусочек хлеба.

Выходит владыка Алексий, и я пытаюсь пожаловаться ему на владыку Николая. Но он мне в ответ:

— Я, — говорит, — вижу. Но как же, ведь и правда — надо на кусочек хлеба заработать,— и сам начинает расчищать дорожки вместе с сестрами».

Нижегородский архипастырь всегда называл Пюхтицкую обитель оплотом женского православия и говорил, что «мать Варвара воспитывает истинных монахинь». Его восхищали порядки в монастыре и «очень толковое хозяйственное управление».

После каждой своей поездки владыка рассказывал отцам и работникам епархии о монастыре и однажды стал восхищаться тем, как в Пюхтице «дрова складывают стожком» (то есть как стог сена). По его словам, «при таком способе укладки дров при дожде намокает только одна сторона, а другая остается совершенно сухой». Рассказал — и распорядился: нужно съездить, посмотреть и перенять этот опыт.

В начале девяностых по благословению владыки Николая девочки-сироты из нижегородской школы-интерната №1 учились быть послушницами в Пюхтицком монастыре, и делали это с удовольствием. Несколько выпускниц интерната потом, по окончании школы, были приняты в Успенскую обитель в Куремяэ, другие стали учиться регентскому и звонарному делу.

Таким образом, посещения Пюхтицкой обители всегда давали владыке Николаю не только новые духовные силы для несения своего архипастырского креста в столь сложное для Церкви время, но и новые идеи для устроения жизни в ставшей ему родной Горьковской епархии.

Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.