Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Без рубрики > Пасхальная весть во все колокола
«Ведомости Нижегородской митрополии» 8 (140) 16:44, 19 апреля 2018

Пасхальная весть во все колокола

В течение всей пасхальной недели, которую еще называют Светлой седмицей, стоят над нашим городом красные звоны. В этот период разрешается звонить не только мастерам своего дела, но и всем желающим. Этот обычай известен на Руси с древних времен и в наши дни снова собирает на колокольни храмов немало желающих. Ведь так хочется самому заставить колокола петь.

Вот и 11 апреля на звоннице Старо­ярмарочного собора тоже побывало много звонарей. В этот день звонили учащиеся весеннего набора нижегородской школы звонарей. На Светлой неделе они впервые вышли из учебных звонниц и встали к настоящим колоколам. Каждый день в их графике — новая колокольня. Спасская соборная звонница стала третьей по счету.

Звонить ребята готовились во все колокола, как предусмотрено уставом на Пасху.

Перед началом небольших концертов руководитель нижегородской школы звонарей Алексей Кафанов показал несколько пасхальных звонов — как должны колокола звучать на Пасху в руках мастера, а затем организовал экскурсию по звоннице. Участники мастер-класса осмотрели каждый колокол, от самого массивного, басового, до маленького, который поет тонко, дискантом.

Алексей рассказал об истории колоколов этой звонницы, показал, как читать их паспорта:

— Надписи на колоколах — будто летопись, которая сообщает нам о возрасте, весе колокола, о событии, в честь которого он отлит, о заказчике и самих мастерах. Вот, например, этот колокол отлит в Арзамасе мастером Василием Дмитриевым в 1878 году. Его вес — 50 пудов 38 фунтов (в перерасчете — 750 кг).

Познакомив с колоколами, мастер переходит к делу. Его главная задача — заставить колокол правильно петь в руках ученика, раскрывая всю глубину и оттенки звучания.

— Все колокола на этой звоннице, кроме второго, — старинные, от времени немного повреждены, тем не менее, звонят глубоко, — замечает руководитель школы звонарей. — С возрождением колокольного искусства в России старинные экземпляры уже с трудом находятся, и даже современные колокололитейные заводы имеют свои технологии литья. Однако приблизиться к эталону удалось далеко не многим. Одни льют колокола по старинной технологии, в землю, как описано в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев», другие применяют суперсовременные технологии литья, как на Западе. Однако такое глубокое, мелодичное, бархатное звучание колокола ни один передовой способ литья не дает. Секрет малинового звучания, увы, утрачен.

Тучи разбежались

Выход на звонницу — большая ответственность, важно не повредить инструмент, иметь навыки обращения с ним, знать технику безопасности. И на улице сегодня, как на грех, — ветер, мокрый снег, около нуля. Не по-пасхальному. Однако пасхальное чудо явило себя буквально через несколько минут. Звонница заговорила, и тучи разбежались, выглянуло солнышко. Сначала бледное, еле заметное, затем, с каждым звоном, оно входило в силу и к концу пасхального мастер-класса сияло в чисто-голубом небе.

— Не зря говорят: колокол — молитва в бронзе, — объясняет Алексей Кафанов.

Сегодня у звонарей первое пасхальное «крещение». В школе их готовят к работе на приходах. Они изучают основные уставные звоны Русской Православной Церкви, получают знания об устройстве храма, структуре службы. Обучение длится три месяца. Сегодняшние звонари и звонарицы завершат свое обучение к Троице.

Максим Юмшанов приехал из села Бармина Лысковского района. Учиться на звонаря его благословил приходской священник.

— У нас в деревне мужчин в храме не хватает, в основном одни бабушки приходят. Звонить некому. До того как я пошел учиться, в звоны не вникал: звонят и звонят. И только на курсах стал понимать, какая красота, глубина и сила заложена в церковных звонах. Учиться очень интересно. Конечно, руки еще не слушаются, надо набивать.

В весенней группе занимается восемь человек, из них две девушки. Ия Нужина из поселка Неклюдова с детства поет в церковном хоре.

— В церковь я хожу давно, с 11 лет, — рассказывает Ия. — Всегда с особенным чувством слушала звоны в разных церквях, и мне очень хотелось их повторить. Но без специального обучения это сделать достаточно сложно. Решила осуществить свою детскую мечту и пришла учиться на звонаря. Когда я пела в детском церковном хоре, то пробовала звонить на Пасху. Но это было баловство.

— После учебного класса впечатления от процесса совершенно другие. Как нам объяснил Алексей, там была «пропись», а здесь, на звоннице, уже практика: настоящие колокола, старинные, их звук сильно отличается от колоколов в классе, — объясняет звонарь. — В каждой церкви свои особенности на колокольне. И очень интересно послушать сочетание звонов на разных колокольнях.

Больше всех обычаю звонить на Пасху радуются дети. Вот и сегодня около Спасской звонницы рядом со звонарями стоит небольшой мальчуган. С мамой и папой. Ему тоже разрешили позвонить.

— Мне понравилось звонить, я славил Воскресшего Христа, — объясняет мальчик Марк Лучевников.

— Я его крестная, и мы всегда ходим в храм, — приходит на помощь Елена Куландина. — А на Светлой неделе возможность звонить в колокола есть у любого желающего. Участвуя в звоне, мы приобщаемся к пасхальной радости.

Когда шла на звоны, были мысли, что мастер-класс отменят. Но молитва в бронзе сделала свое дело. Звонкая весть, радостная, ликующая, во все колокола, что Христос воскрес, даже небу приказала снова петь и сиять.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.