Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Дело по душе > Песни «Града Китежа»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 8 (140) 14:11, 19 апреля 2018

Песни «Града Китежа»

С участниками фольклорно-этнографического ансамбля «Покрова» села Владимирского Воскресенского района мы познакомились на православной выставке-ярмарке. Народа послушать их собралось много. Даже если просто мимо сцены кто проходил, как не остановиться? Красивые песни, звонкие голоса, да еще играют на гуслях и еще каких-то неведомых инструментах.

Оказалось, что участники ансамбля — сотрудники сектора фольклора музея-заповедника «Град Китеж», что стоит во Владимирском на берегу знаменитого озера Светлояр.

— Актуализируем фольклор, несем его в народ, — рассказывает руководитель коллектива Вероника Евсеева. — «Град Китеж» — хорошая площадка для популяризации народной культуры. К нам много гостей приезжает, мы их встречаем песнями, танцами, народными играми.

Сказы дальних деревень

Сотрудники музея в первую очередь все-таки исследователи. Они и ансамбль создали в том числе для того, чтобы исполнять те песни, сказы, духовные стихи, которые сами нашли в своем родном Воскресенском районе.

— Изучать народное творчество можно разными путями. Один из самых интересных для нас — это экспедиции, — говорит участница ансамбля Екатерина Сорокина. — Мы выезжаем в глухие деревни, отдаленные села, в самую-самую глубинку. Иногда на день-два, а иногда на целую неделю. В прошлом году было несколько выездов и две большие экспедиции: в сторону Марий Эл (мы с этой республикой граничим, и марийцы живут на территории района) и в село Староустье. Общались с местными бабушками-дедушками. Нас интересует, как раньше жили, как гуляли на праздники, какие пели песни, сказы и сказки записываем, спрашиваем о быте, о культуре питания, об одежде.

— Район очень пестрый. И мы условно его делим так: до Ветлуги и за рекой, — говорит другая участница Светлана Кропотова. — Культура этих двух частей тоже несколько отличается. Грустно, конечно, но сейчас фольклор постепенно уходит из деревни. Хотя что-то еще сохраняется, где-то еще носят национальную одежду (у нас это в основном марийцы), где-то нравы прежние, быт. Благодаря нашей работе вырисовывается картина крестьянской жизни района с середины XIX века. Двадцатый век, то есть период советский, колхозный, нас, безусловно, тоже интересует (например, очень занятен военный фольклор, военные частушки), но больше стараемся записать то, что было до него.

Кстати, выступают участники фольклорного ансамбля в костюмах, которые они сшили сами по старинным образцам, тем, что видели в деревнях у бабушек и в музее. Они уверяют, что испытывают удивительное чувство, примеряя сарафан собственного изготовления. Как и любой другой предмет необычного теперь уже гардероба.

Секрет простых мелодий

Сейчас у нас популярны проекты. Вот и фольклористы из «Града Китежа» разработали свой, под названием «Живи в традиции». Он как раз направлен на возрождение народной культуры.

— Ну, не должен фольклор где-то пылиться. Он жить должен, людей радовать, — восклицает Светлана Кропотова. — Когда начинаешь играть где-то на концерте или у нас, в «Граде Китеже», на балалаечке на трех нотах, удивляешься тому, что происходит с людьми. Как будто просыпается в них генетическая память, от предков, и люди начинают подпевать. И такая радость откуда-то берется… Иногда подумаешь, как в песне: в чем секрет простых мелодий? Что такое в нашей культуре заложено? Люди становятся светлыми! Вспоминаются евангельские слова: «Будьте как дети». Ведь даже взрослые у нас включаются в действо, когда мы устраиваем народные праздники. С удовольствием и играют, и поют…

Кстати, участницы ансамбля «Покрова» хотят издать мультимедийный сборник фольклора Воскресенского района, плюс отдельный сборник по народным детским играм, чтобы им могли пользоваться все, не только работники культуры на праздниках в Домах культуры, но и родители, организующие торжество дома и на улице.

— Мы стремимся к тому, чтобы наши праздники проходили не как мероприятие, где есть сцена и зритель, а чтобы все были участниками, каждый становился творцом этого действа. Особенно это важно детям, — говорят фольклористы. — А на каждый праздник — свои песни. Вот, например, что мы записали в деревне Соловьиха: «Тещща (именно так у нас поют, не теща!) про зятюшков сдобрилася: пива наварила, блинов напекла, уток да гусей на сто семьдесят рублей, стал ей пирог в девяносто рублей». Это на Масленицу исполняют, как вы поняли. Это часть длинной, такой поучительной песни.

Часть проекта — о культуре питания. Фольклористы рассказывают о народной кухне. В этом году планируют выпустить пять видеороликов с рецептами традиционной народной кулинарии Воскресенского района. Там будут рецепты сусла, пирогов-рыбников, местных напитков, сбитней, праздничной пшеничной каши. И уже проходят в «Граде Китеже» кулинарные мастер-классы. Гостей и готовить учат, и потчуют, и рассказывают, в чем польза такой еды.

Еще участницы «Покровов» проводят ознакомительные программы для детей по народной культуре, рассказывают им о православных праздниках. Это называется «Китежский календарь», он круглогодичный. А выступают «Покрова» не только у себя на Светлояре, они частые гости на разных фольклорных фестивалях в Нижнем Новгороде и области. Певуньи из «Покровов» уверяют, что сейчас по всей России популярность фольклора растет. Оно и неудивительно: своя-то рубашка (льняная, самотканая, вышитая узорами) все-таки ближе к телу. Должен же когда-то человек это осознать.

Гусли, била и пастуший барабан

Старинные народные инструменты участницы «Покровов» давно взяли на вооружение. В ансамбле два человека профессионально этим занимаются и ратуют за возвращение гуслей, бил и другой старины в музыкальную культуру, к фольклорным коллективам. Эти двое — руководитель ансамбля Вероника Евсеева и Мария Штиллер, дочь известного балалаечника Иосифа Штиллера.

Сначала участники «Покровов» стали играть на гуслях, потом подключили балалайку, затем — бубен и трещетки. А как лихо Мария Штиллер на гармони играет! И особенно нравятся зрителям била.

— Била — это русские плоские колокола, которые были популярны на Руси еще до появления колоколов настоящих, — рассказывает Екатерина Сорокина. — Есть предание, что Сергий Радонежский играл на плоских колоколах. Эти пластины могли быть сделаны даже из дерева, а у нас — из латуни. Удивительный инструмент, немножко похож на металлофон. Принцип тот же самый — каждая пластинка издает свой звук. Мы била очень любим, с их помощью изображаем колокольный звон. Это же символ Светлояра — китежские звоны…

— Еще хотим пастуший барабан сделать, — говорит Светлана Кропотова. — У пастухов были свои сигнальные инструменты, которыми они возвещали о том, что нужно, например, со двора скотинушку выгонять. Барабан — это доска длиной 40–50 сантиметров, она вешалась на шею на специаль­ной веревочке, потом брали две палочки и отстукивали ритм. В Ковернинском районе это называлось барабанкой. Мы даже нашли дедушку, который так пастушил. И коровки-овечки приучались к этой музыке, шли на зов.

Пока не все участники фольклорно-этнографического ансамбля умеют играть на старинных музыкальных инструментах, но понемногу их осваивают. Очень уж это увлекательное занятие!

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.