Главная > Свет творчества > «По дороге в Вифлеем»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 1 (157) 17:51, 18 января 2019

«По дороге в Вифлеем»

В конце декабря в Дзержинске состоялась премьера нового спектакля для детей «По дороге в Вифлеем». Его поставил местный кукольный театр на средства грантового конкурса «Православная инициатива». Сказку по мотивам известной евангельской истории показали 5, 6 и 7 января. Когда над сценой летала большая, в лучах сияния восьмиконечная звезда, в глазах маленьких зрителей был неподдельный восторг, звучали любопытные «почему» на ушко маме и восторженные междометия.

Мы приехали в Дзержинский кукольный театр, когда в зале было пусто. Главный режиссер Владимир Захарченко в последний раз «прогонял» спектакль перед премьерой.

На сцене — городские ворота Вифлеема. По бокам — римские солдаты, они подгоняют плетками и окриками растерянных женщин с младенцами на руках. Это жительницы Вифлеема несут своих детей во дворец Ирода. На казнь. Тревожная музыка все усиливается, доходя до кульминационного надрыва.

— Ксюша! Ты идешь самая последняя, — наставляет режиссер одну из актрис. — Это твой первенец. Вспомни своего сына. Представь себе, что царь Ирод приказал у тебя его забрать и отрубить ему голову. Живи в этом состоянии вместе с куклой! Подняла голову. Увидела эти страшные ворота. Повернулась быстро. И побежала! Прочь! Поднимай плетку, подгоняй ее… — командует он уже «римскому солдату».

Режиссер следит за сценическим действием, не отрывая глаз от пачки бумаг в руках: в пределах его внимания одновременно и свет, и музыка, и игра актеров-кукловодов…

Под масками животных

И все же атмосфера спектакля — добрая, спокойная, по-детски наивная. Главный герой — маленький Ослик. Всегда голодный, измученный тяжелой работой и издевательствами хозяина, он узнает от Звездочки, что есть любящий его Бог, Которому он готов помочь. Не раздумывая, Ослик сбегает от хозяина и спешит в Вифлеем…

О Боге и библейских истинах юные зрители узнают во время спектакля исподволь, все сцены постановки строятся на притчах. По пути Ослик встречает разных зверей, которые хотят, но не могут помочь ему достичь Вифлеема — мешают их заблуждения. Поросенок не может оторваться от корыта еды, чтобы поднять свой пятачок к небу. Да и зачем там чего-то искать: разве Богом будешь сыт? Могучий Лев, которого ослик встречает в пустыне, полон тщеславия и гордости. Он уверен, что любовь и доброта в этом мире не спасают, и полагается только на свою силу, но сам получает смертельные раны… Правдоискатель Крот тоже ищет Бога. Однако свои поиски он ведет под землей, как завещали ему его предки: отец, дед, прадед. День за днем он уходит под землю все глубже и глубже, пока не срывается на дно преисподней, откуда выскакивает со страшным рыком отвратительное рогатое существо…

Свое прочтение

Сказка была поставлена по пьесе современного белорусского автора Сергея Ковалева «Братец Ослик», получившей в 1997 году первую премию на конкурсе драматургии «Человек и время». Первым спектакль по этой пьесе поставил Донецкий театр. Владимир Захарченко предложил свой сценический вариант.

— Мы ввели сцену с волхвами, идущими с дарами через пустыню, ангелочков, которые летают между сценами, нашли песню, которая стала лейтмотивом спектакля, она начинается словами: «Слетели ангелы с небес». Ангелы комментируют события и придают им сакральное звучание, — объясняет режиссер.

Владимир Захарченко, который бессменно руководит театром в Дзержинске со дня его основания, никогда не обращался к теме Рождества, тем более в изложении для детей. Мастер не скрывает, что работа над этой постановкой стала экзаменом на творческую зрелость.

— Непросто было подобрать актеров на роли, — признается Владимир Яковлевич. — Ослика, к примеру, мы поручили играть Екатерине Черновой, которая в свое время ставила 30-минутный спектакль к Рождеству, и он пользовался у детей успехом. Много времени пришлось потратить на то, чтобы всем участникам спектакля вникнуть в тему, почувствовать ее душой. Мы обложились литературой. Изучали духовные книги, рассматривали библейские репродукции, обсуждали, спорили. Однажды Ирина, которая играла Марию, пригласила нас после спектакля зайти в храм, поставить свечи, поговорить с батюшкой.

Куклы с широким жестом

Кукольный театр — это театр мелочей. В нем значение имеет все: декорации, освещение, музыка. Но в первую очередь сами действующие лица — куклы. Именно поэтому для спектакля были выбраны куклы тростевые. Они, по словам артистов, романтические, могут взять широкий жест, взмахнуть или ударить кнутом, даже танцевать. У них двигаются все части тела, и анатомически они похожи на человека. Управляя такой куклой, можно в нюансах передать внутреннее состояние героев.

Первыми зрителями новой сказки-притчи стали воспитанники Дзержинской православной гимназии в честь преподобного Серафима Саровского. Подготовка спектакля на всех этапах шла в тесном сотрудничестве с представителями епархии во главе с благочинным Воскресенского округа иереем Иоанном Мининым. Создатели постановки учли все замечания по поводу сцен и музыкальных фрагментов.

На поклон артисты выходят с горящими свечами в руках. Им трудно сдерживать слезы. Они старались всем коллективом, чтобы евангельская история, ожившая на сцене, стала для маленьких зрителей не просто назидательной сказкой, а началом собственного «пути в Вифлеем».

— Как с помощью куклы передать обретение веры? Верить самим. Это главное условие, — считает актриса Екатерина Чернова, только что игравшая Ослика.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.