Главная > Интервью > По духу или по букве?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 13 (97) 14:18, 18 июля 2016

По духу или по букве?

KAVL0914Как молиться новомученикам или уживаться с иноверцами, если это члены твоей семьи? Как подготовить ребенка к первой исповеди, и почему Господь призывает христиан быть как дети? На эти вопросы отвечает нижегородский священник, настоятель храма в честь Иверской иконы Божией Матери иерей Алексий Калугин.

Сейчас в церкви много святых, которые жили в XX веке, то есть практически наших современников, есть их фотографии. Можно ли молиться на фотографию святого?

— Однозначного ответа на этот вопрос нет. Некоторые священнослужители и иконописцы считают, что помещать сделанные при земной жизни фотографии святых в домашний иконостас, а также возносить перед ними молитву канонически неправильно. Фотографии передают изображение человека в процессе его восхождения к горним высотам духа; икона же, благодаря своему особому образно-символическому языку, являет угодника Божия в состоянии прославленном.

С другой стороны, существует много примеров, когда совершались чудеса по молитвам перед прижизненными фото и художественными портретами святого. Примерами могут служить фотографии блаженной Матроны Московской, царской семьи, прижизненный портрет Серафима Саровского. Часто фотографии используются как первоисточник для написания икон. В любом случае, нужно помнить, что молимся мы не изображению, а первообразу.

Можно ли молиться еще не прославленным новомученикам? Ведь вопрос их прославления — вопрос времени.

— Гибель человека во времена красного террора и последующих репрессий сама по себе не служит поводом к прославлению. Чтобы говорить о канонизации, соответствующие комиссии должны зафиксировать факты, что человек пострадал именно за исповедание веры, не состоял в расколах и не дискредитировал себя чем-то еще. Но даже если канонизация уже началась, молитва в Церкви еще не прославленному в лике святых будет считаться нарушением. Правильнее помолиться за него и заказать заупокойные службы.

С другой стороны, личная молитва не накладывает такого ограничения. В ней вполне допустимо испрашивать помощи у почивших родственников и людей, чей прижизненный духовный опыт служит для вас примером.

Что делать православному, если его дети или внуки — мусульмане? Ведь исправить эту ситуацию не всегда возможно…

— Конечно, очень тяжело, когда потомки православного верующего человека исповедуют другую веру. Многие воспринимают это как трагедию. В данном случае стоит подумать о том, как максимально если не исправить, то хотя бы смягчить такую ситуацию. Самая главная задача — сохранить контакт со своими инаковерующими родственниками, остаться для них близким человеком. Порой для этого необходимо не критиковать их веру, а просто остаться хорошей мамой, дедушкой или бабушкой, ведь кроме религиозных вопросов остается множество бытовых и общесемейных ценностей и традиций, на которых может основываться и сохраняться общение, умножаться любовь.

Если контакт и добрые отношения сохраняются, всегда остается возможность для ненавязчивой дискуссии на религиозные темы, в которой можно подтолкнуть родных к размышлениям и желанию больше узнать о христианстве. Но главное даже не это. Главное, что у вас появится возможность раскрыться перед своими родственниками как христианину, вызвать у них любовь и уважение к православию и, возможно, своим примером вернуть их в лоно Православной Церкви.

Как правильно подготовить ребенка к первой исповеди? Ведь семь лет — это еще совсем малыш: как объяснить ему понятие греха?

— Не случайно по православной традиции исповедь детей начинается в семилетнем возрасте. Это рубеж, на котором человек переходит из детства в отрочество и достигает новой ступени духовной зрелости. Он уже имеет волю и силы, чтобы осознавать свои поступки и противиться злу. Говоря с ребенком об отношениях с Богом, стоит приводить в пример ваши с ним отношения. Детям такая аналогия близка и понятна, на таком примере ребенку легко объяснить, почему нужно любить Небесного Отца и как, естественно, не огорчать Его, стараться поступать в соответствии с Его волей. Но надо помнить, что успех таких разговоров напрямую зависит от того, насколько близкие и доверительные у вас отношения с вашим сыном или дочерью.

Ни в коем случае нельзя пугать детей Божиим наказанием — панический ужас перед Богом — не тот эффект, которого нужно добиться. Дети все воспринимают слишком буквально, и угрозы наказанием, конечно, не будут способствовать укреплению веры и любви к Богу.

В подготовке к исповеди важно подчеркнуть и помочь ребенку почувствовать, что он уже взрослый и может оценивать свои поступки. Нужно обсуждать с ним их, спрашивать его мнение.

Еще один момент: чтобы ребенок не стеснялся исповедоваться, надо начинать с ним такие беседы заранее, ну и, конечно, водить в храм, чтобы он видел, как исповедуетесь вы. Первое участие ребенка в таинстве Покаяния — это не генеральная исповедь взрослого человека, это только первый опыт исповеди. Ведь покаянию иногда надо учиться всю жизнь, поэтому очень важно не вызубрить с ребенком список грехов, а убедить в их вреде, научить отличать хорошее от плохого.

Маленький ребенок — это еще не созревший человек, часто жестокий и не умеющий отличить хорошее от плохого. Почему же Христос именно детей приводит в пример взрослым и призывает быть как они?

«И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф 18:13). При всей незрелости детей в них много таких качеств, которые мы, взрослые, растеряли. Дети незлобивы и не злопамятны, легко прощают обидчиков и всегда готовы дать им второй шанс. Они оптимистичны и не склонны к унынию, то есть обладают очень важным для христианина качеством: что бы ни случилось, как бы больно ни упали, они снова встанут и побегут играть. Дети умеют по-настоящему доверять, например, своим родителям. Умеем ли мы так же доверять Богу? Еще одно детское качество, над которым нам стоит подумать, — это постоянная потребность в общении с родителями. Есть ли у нас, взрослых и верующих людей, такая же потребность в общении с Богом?

Указание Христа Своим последователям быть как дети не снимает с нас взрослой ответственности, способности к рассуждению и взрослым поступкам, например, не только просить помощи у Отца, как свойственно малышам, но и быть готовым ответить на Его любовь, проявить заботу и жертвенность, как могут только повзрослевшие дети.

Друзья подарили нам на свадьбу «Домострой». Мы заинтересовались, насколько эта книга актуальна для современной семьи и стоит ли ее читать молодым супругам.

— Конечно, многие рецепты и методы «Домостроя» сегодня настолько устарели, что кажутся неприменимыми. Но в христианской жизни всегда важен был дух, а не буква. А по духу в этой книге по-прежнему можно найти много интересного и полезного. Ведь многие ее положения строятся на основе Священного Писания и учат бережным и внимательным отношениям между членами семьи.

Поэтому, я думаю, почитать ее супругам сообща совсем не вредно. Можно заодно вместе поразмышлять о том, что из этого вы хотели бы увидеть в своей семье, а что считаете неприемлемым. Как минимум, это начало интересной дискуссии.

Подготовила Татьяна Фалина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.