Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > «Пою Господу моему»
15:47, 13 декабря 2006

«Пою Господу моему»

Музыку не напрасно считают высшей формой искусства. Философы древности говорили, что Господь вложил в человека способность к музыке как отражение красоты и гармонии духовного мира. Наверное, поэтому все христианское богослужение — это песнь во имя Господне. На службе поется все: молитвы, псалмы, стихи Евангелия, Апостола. От мастерства хора, от его умения донести молитвенное настроение зависит многое. Но еще больше зависит от человека, который этим хором руководит.

Моя собеседница – Ольга Давыдова – человек в высшей степени музыкальный. Музыкальное училище, консерватория, регентское отделение епархиального училища… И вот теперь Ольга – регент в Архангельском храме.

– Почему вы решили стать регентом?

– Честно говоря, я совершенно не представляла себе, что когда-нибудь стану регентом. Даже не мечтала о этом. Где-то на третьем курсе музыкального училища Господь коснулся моего сердца, и мне очень захотелось не просто исполнять какие-то светские произведения, а участвовать в Богослужении, петь в храме. Так я пришла в Спасскую церковь, которая находится на улице Полтавской, это было 4 января 1998 года. Вскоре я стала петь на клиросе, постепенно постигая всю глубину нашей православной веры.

– Вы помните, с каким чувством впервые поднялись на клирос?

– Помню, что каждую службу у меня был праздник души! Первое время я приезжала где-то за полчаса-час до службы. Мне очень нравилось в храме. На каждой службе у меня был праздник души. Я была полна желанием петь, прославлять Бога. В светской музыке много чувственности, а когда часто погружаешься в мир эмоций, чувств, – это не способствует сохранению хорошего внутреннего состояния.

Здесь же все непосредственно отталкивается от текста, от слов молитвы. И это не просто слова. Часто это – голос святых отцов, их крик души, мольба ко Господу. Поэтому учитывается каждая мелочь, продумывается каждая деталь. И знаете, так хотелось до всего дойти своим сердцем! Но знаний еще было недостаточно…

– И тогда вы решили поступить в Епархиальное женское духовное училище?

– Да, параллельно с консерваторией я поступила на заочное регентское отделение Нижегородского епархиального училища. И четыре года совмещала свою учебу. В училище изучались те предметы, которые нужны не просто дирижеру, а регенту, то есть это обиход церковных песнопений, устав, порядок и само содержание службы.

Еще мне, например, было интересно ознакомиться с историей Русской Православной Церкви, изучить церковно-славянский язык. Богослужебные книги написаны в основном на церковно-славянском языке, и без его знания очень тяжело даже певчему, не говоря уже о регенте. Моей основной задачей было погружение в тот пласт музыки, который я совершенно не знала. Помогало то, что консерватория была рядом и от части предметов меня освободили.

– И вот вы стали регентом. Если подробнее, кто он такой?

– Регент – руководитель церковного хора. От регента требуется очень много профессиональных знаний: устава богослужения, большого количества песнопений, их порядок. Необходимо знание и владение множеством средств, чтобы к каждому конкретному празднику и случаю уметь выстроить службу, исполнить определенные песнопения.

Формирование музыкального вкуса начинается с детских лет, и если у человека есть какой-то пробел, то ему потом очень тяжело его восполнить. Некоторые певцы оказываются более подготовленными, чем регент. И здесь встает вопрос профессиональной компетентности.

Регент – человек, который всегда в поиске, вечно учится и все время должен вести за собой людей, воодушевлять их. И это порой очень трудно. Музыканты, конечно, люди очень чувствительные и понятливые, но у всех разный музыкальный и молитвенный опыт. Регент должен суметь заинтересовать человека настолько, чтобы он не формально приходил на клирос, а стал прихожанином этого храма, принимал участие в Церковных Таинствах, то есть воцерковился. Важно, чтобы человек сделался певчим по состоянию души и действительным членом Церкви Христовой.

– Расскажите про ваш хор: каков его личный состав и репертуар?

– Изначально мы сложились как знаменный хор в 2001 году, состоящий в основном из студентов. Исполняли самые различные песнопения. Затем у нас произошли небольшие изменения: часть коллектива ушла, часть осталась. Сейчас, помимо обиходных песнопений, мы стараемся петь гармонизации знаменного распева, а также греческие и грузинские песнопения. Также используем пение с иссоном – особый византийский вид песнопения.

В составе хора – студенты консерватории и педагогического университета, работающие люди, а также выпускники консерватории.

– То есть людей «случайных» в хоре нет? Все – профессионалы?

– По этому поводу существует высказывание митрополита Антония Сурожского. Он считает, что на клирос должны приходить более или менее профессионально подготовленные люди, знакомые с музыкальной грамотой и обладающие приятным голосом. Ведь человек хочет прийти в храм и спокойно молиться, погрузиться в себя. И только слаженный, чисто и хорошо поющий хор поможет ему достичь этого молитвенного состояния.

Хор – понятие коллективное. И поверьте, прихожане и отцы-священники всегда чувствуют сердцем, когда хор участвует в службе, а когда поет «ради галочки». Необходимо взаимодействие между прихожанами, клиросом и алтарем в единстве и целостности. Мы должны стремиться к тому, чтобы это стало служением в самом высоком смысле этого слова.

– Как вы добиваетесь дисциплины?

– Самое главное правило: нельзя требовать от других людей того, чего не требуешь от себя. Будь организован и дисциплинирован, будь образцом для других. Опоздания – больной вопрос для регентов. Но надо постараться достучаться до сердца человека, объяснить, почему нельзя опаздывать. Все-таки литургия начинается не тогда, когда пропоют первое «Аминь». Служба начинается с часов. Если ты на них опаздываешь, то сам себя чего-то лишаешь. У тебя не возникает молитвенного состояния, ты вбегаешь, быстренько встаешь, начинаешь какие-то звуки извлекать. Совсем другое дело, когда ты спокойно придешь в храм до начала богослужения, подумаешь, посмотришь на иконы, горящие свечи. Тогда начинаешь петь в храме с совершенно другим чувством.

Для Ольги как для регента лучшая награда – добрые слова прихожан, которые горячо благодарят хор за прекрасное исполнение молитв. Такое пение возвышает душу, отсекает «земные попечения», наполняет сердце небесной радостью. Недаром уподобляют церковных певцов лику ангельскому, ибо они действительно изображают ангелов, присно славящих Господа.

Но что слова! Захотелось и мне побывать на службе в Архангельском храме. И вот что я скажу: лучше один раз услышать!

Беседовала Анастасия ШОХИНА

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.