Главная > Статьи > Повели хоровод на Троицу
«Ведомости Нижегородской митрополии» 11 (119) 15:21, 8 июня 2017

Повели хоровод на Троицу

«Пойте свои песни, шейте и носите свои костюмы!» — с таким призывом обратилась к жителям села Безводное руководитель студии традиционного костюма «Русские начала» Татьяна Валькова на празднике 4 июня. В этом году исполнилось 15 лет как кстовскую глубинку посетили собиратели фольклора из Москвы. Гости хотели узнать историю традиционного для здешних краев праздничного сарафана. А уж когда услышали старинную безводнинскую песню, поняли: быть крепкой дружбе.

Пройти Криулком до Венца

Троица для Безводного особое событие. И день села, и престольный праздник. Храм в честь святой Живоначальной Троицы старинный, конца XIX века. После праздничной службы прихожане прошли крестным ходом вокруг храма. Удача для нас, что в этот день приехала группа экскурсантов из Нижнего Новгорода. Присоединяемся к ним и узнаем много интересного от нашего гида — Ирины Бурзиловой, учителя русского языка и литературы Безводниковской средней школы, директора воскресной школы при Троицком храме.

— Один из наших научно-исследовательских проектов назывался «Слепая столица Поволжья», — рассказывает Ирина Михайловна. — Здесь было местное производство по изготовлению цепей, куда стремились за работой незрячие люди — они тянули медную проволоку.

— А металл откуда брали? — спрашивают дотошные туристы.

— Металл привозной. Вначале был английский. Потом из Красной Рамени.

Ирина Михайловна — победитель конкурса «Серафимовский учитель». Вместе с учениками она разрабатывала проект этно-экологической тропы «Тайны села Безводного». Школьники и сами нередко становились экскурсоводами и рассказывали приезжим о своей малой родине.

В день праздника помогать в его подготовке пришла Маша Ахматгалиева, одна из воспитанниц Ирины Михайловны. Сегодня Мария уже студентка Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, но интерес к краеведению не теряет.

— Первая наша работа была по троицким играм, на тот момент мы с одноклассниками уже несколько лет участвовали в подготовке праздника, и нам было интересно. Затем мы изучали деревянные узоры на домах, следующая работа была по топонимике. Я ходила к старожилам, которые рассказывали, какие названия носили улицы в их детстве, что они означали, — вспоминает Мария.

Кстати, в тот день мы вместе с экскурсией прошли Криулком — улицей, получившей название за свою извилистость. Упирается Криулок, нынешняя Комсомольская, в берег Волги, который в народе называли Венцом. Гости Безводного без труда узнают это живописное место по памятнику сельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

— У нас есть Аулиха — это дальняя часть села, туда водили скот на выпас, а чтобы найти, кричали «Ау!» Безводное тоже топоним. Первоначально люди селились в другом месте, у нас за горой находится деревня Гремячка. Из-за беглых крестьян, которые разоряли деревню, они начали селиться здесь, но воды в этом месте не было, и поселение получило название Безводное. А вот один из ключей, который бьет в 12 разных местах, назвали «Двенадцать апостолов», — рассказывает Мария.

А все-таки приятно порой пройтись не улицей Ленина, а Большим Порядком, прошагать по Зайчихе (ныне улица Фрунзе) мимо резных окошек, чтобы в конце полюбоваться видом с волжского откоса.

Жизненные песни

Наряды — это первое, что бросается в глаза, когда приезжаешь на «Троицкие круги» в Безводное. Сарафаны, кокошники, яркие рубахи не только у участников творческих объединений, но у самых маленьких мальчиков и девочек, которые весело прыгают на батуте. В начале праздника традиционные костюмы были продемонстрированы собравшимся зрителям.

— Вы могли увидеть девичий и женский праздничный костюм. Рубаха — с широкими, красиво оформленными рукавами и манжетами. Подол сарафана был очень широкий — до 4,5 метра. Конечно, сегодня мы их носим без стеганых на вате юбок по восемь килограммов. Вспоминаю, как старинный женский наряд описывала нам одна из местных жительниц: «Идет така мощна, мощна така», — комментировала «показ» Татьяна Валькова.

Сам «Троицкий круг» — это одновременно и песня, и хоровод, и игра. Участвуют все, от мала до велика. Даже батюшка, настоятель Троицкого храма, в круг встал.

— Когда я начал служить в селе Безвод­ном, эти традиции уже существовали. Оставалось только поддерживать и развивать их, — сказал протоиерей Валентин Мотев.

Как веселится молодежь, наблюдают уважаемые сельские старожилы. Рядышком сидят две Надежды — Костина и Шеронова. Спрашиваю:

— В советское-то время не праздновали, наверное, Троицу?

— Как не праздновали, праздновали!

— Так коммунизм же!

— Ну, коммунизм… Еще как весело было! Утром сходим за ветками, чтобы дом украсить. С работы в обед уходили. Кругами играли, плясали, пели. Мама нам к Троице новые платья шила, — рассказывает Надежда Шеронова.

— Никто нам не запрещал, — добавляет Надежда Костина. — У нас церковь еще не восстановлена была, и мы в Великий Враг ходили. В праздники мы шибко весело гуляли!

Замечаю: стоишь рядом с хороводом, а слова песни не разобрать. О чем эти старинные песни?

— Как о чем? О житейском. Про любовь, про бедность, про измену. Да песни-то длинные были, не то, что сейчас — один куплет пятнадцать раз, — добавляют соседки.

— Благодаря подобным общим праздникам село живет. Мы видим пример сочетания духовной и общественной жизни. Прекрасно, что существует подобное торжество и на кстовской земле, и мы надеемся, что оно будет развиваться, — сказал благочинный Кстовского округа протоиерей Алексий Ёлкин.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.