Главная > Календарь > Праздник радости и скорби
«Ведомости Нижегородской митрополии» 7 (163) 14:18, 11 апреля 2019

Праздник радости и скорби

«Вход Господень в Иерусалим», художник Игорь Сушенок

За неделю до Святой Пасхи, 21 апреля, мы отмечаем Вход Господень в Иерусалим. В этом празднике смешиваются торжество по случаю царского прославления Христа как Царя — и скорбь: этот вход стал для Иисуса вступлением на путь крестных страданий. Вслед за этим днем начнется Страстная Седмица…

О входе Спасителя в Иерусалим рассказывают в своих Евангелиях все четыре евангелиста — Марк, Матфей, Лука и Иоанн.

У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал их. Исполняя пророчества Ветхого Завета (Зах 9:9), Христос именно таким торжественным образом въезжал в Иерусалим, но не как царь земной или победитель в войне, а как Царь, Царство Которого не от мира сего, как Победитель греха и смерти. Это прославление Христа перед Его смертью Церковь вспоминает, дабы показать, что страдания Спасителя были вольными.

В Иерусалим Господь отправился для празднования еврейского праздника Пасхи. После чуда воскрешения Лазаря многие уверовали в Него и поэтому сопровождали на праздник с торжеством, достойным правителей. Иисус не первый раз был в Иерусалиме, но до этого Он запрещал рассказывать Своим ученикам о том, что именно Он и есть всеми ожидаемый Мессия. В этот раз Господь знал, что это Его последний в земной жизни приход в священный город. Он вступил в Иерусалим подобно Своему предку, царю Давиду, который делал это также на осле — символе мира.

Жители ликовали, увидев Его, бросали Ему под ноги пальмовые ветви и кричали: «Осанна!», что означает «Хвала!» Они верили, что Он пришел освободить их от римского владычества. На входе в священный город Его путь народ устилал своими одеждами и пальмовыми ветвями, что означало высшую степень почитания, которая оказывалась только правителям и царям.

В этот же день Иисус выгнал из Храма «всех продающих и меняющих» и сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф 21:12). Этим поступком Он запретил использовать храмы для дел, которые не связаны с почитанием Бога.

Такое поведение вызвало сильное недовольство иудейских первосвященников. Они уже поняли, что скоро вообще могут потерять власть над народом, и задумали помешать пришельцу. Синедрион (верховный совет Иерусалима), который состоял из первосвященников, законников и старейшин, объявил Его опасным для общества человеком: «Все мы из-за Него погибнем …Придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом… лучше, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин 11:48–50), — предостерегали они.

И, как мы знаем из Священного Писания, дальнейшие события развивались по предложенному ими «сценарию». Однако эта победа была лишь временной. А для нашего Господа она обернулась самой великой и самой славной победой в истории человечества. Ее мы будем праздновать как Светлое Христово Воскресение.

Иное название Входа Господня в Иерусалим — неделя Ваий. Вайи — это пальмовые ветви, которыми, по преданию, жители Иерусалима встречали Иисуса. На Руси их заменили ветками ивовых растений — вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной.

На юге используют цветы и ветви других растений. Но все они знаменуют собой одно и то же. А еще одно название недели Ваий — Цветоносное воскресение.

Богослужение этого дня начинается, по обычаю Церкви, накануне. За всенощным бдением после чтения Евангелия священнослужители совершают каждение верб и окропляют веточки святой водой.

Освященные веточки вербы дома ставят в вазу и хранят до следующего Вербного воскресенья.

Ольга Схиртладзе

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.