Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Праздник верующего сердца
«Ведомости Нижегородской митрополии» 24 (156) 14:31, 20 декабря 2018

Праздник верующего сердца

«Праздник увенчания всех добродетелей, источник и корень всех благ наших; праздник, которым небо отверсто, Дух ниспослан, средостение уничтожено, преграды пали, расстоящее соединилось, мрак рассеялся, свет воссиял, небо приняло природу, происшедшую из земли, земля — Почивающего на херувимах, рабы стали свободными, враги — чадами, иноплеменники — наследниками», — писал святитель Иоанн Златоуст о Рождестве. С каждым годом становится все больше людей, желающих по-особенному встретить этот день. На некоторые вопросы наших читателей ответил клирик храма Всемилостивейшего Спаса протоиерей Владимир Гофман.

С 31 декабря на 1 января празднуется гражданское новолетие. Для многих людей эта дата — своеобразная точка отсчета, время перемен, когда они начинают что-то новое или, наоборот, пытаются оставить негативные моменты своей жизни в прошлом. Может ли Рождество для православного человека быть своеобразной точкой отсчета? И какое место занимает этот праздник в годичном церковном календаре?

— Рождество Христово — праздник очень важный для любого верующего человека. Его можно назвать вторым по значению в церковном календаре после Пасхи — Светлого Христова Воскресения. Великая тайна мироздания открывается в этот день. «Бесплотный воплощается, Неосязаемый осязается, Безначальный начинается, Сын Божий делается Сыном человеческим», — говорит святой Григорий Богослов. Тысячелетия народы мира «во тьме и сени смертней» ждали Мессию — прихода на землю Спасителя, Который должен был восстановить утраченный при грехопадении союз человека с Богом. Грех глубоко проник в человеческое существо — человек стал рабом греха, исказил в себе образ Божий, и тоска по истине, поиск духовной красоты стали его идеалом, который воплощался в Боге-Искупителе. И наконец пришло время, и Господь проявил Свою благодать к падшему человеку, сошел с небес, воплотился от Пречистой Девы Марии и вочеловечился. На землю явился Тот, Которого желали видеть пророки и праведники, Которого искали народы, на Которого надеялось тоскующее человеческое сердце. Он «…был Свет истинный, Который пришел просветить всякого человека, приходящего в мир», — говорит апостол (Ин 1:9). Вот такой это праздник — праздник верующего сердца. Точкой же отсчета для изменений в своей жизни может стать любой день, было бы желание что-то менять. Вполне для этого может подойти и гражданское новолетие.

Хочу хотя бы неделю перед Рождеством побольше молиться и поменьше смотреть телевизор. Уже пытался себя ограничить, но откладываю или просто забываю соблюдать эти правила. Дайте, пожалуйста, практический совет, с чего начинать подобные изменения в своей жизни? Может, стоит сходить к батюшке и дать обет?

— Если нет твердого решения и воли его выполнить, то никакой поход к батюшке не поможет. В духовной жизни очень важна сила воли. И Христос говорит: «доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). И апостол Павел: «ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор 4:20). То есть от нас самих зависит, осилим мы путь или нет. Усилие нужно нам и в молитве, и в посте, и в сохранении чистоты сердца — во всей христианской жизни. Ничего не получится, если мы свое слово не будем усилием воли претворять в дело.

В нашей семье мы празднуем и Новый год, и Рождество. Стала обращать внимание, что восьмилетний сын уж слишком ждет подарков. Говорит: купите мне то и то, а бабушка пусть купит вот это. Я стараюсь объяснить, что выпрашивать подарки нехорошо. Как объяснить, что праздник — это не только вещи, которые он получает?

— Вопрос ваш, конечно, не имеет отношения к религиозной жизни, скорее, здесь нужен ответ психолога. Но, с другой стороны, кто же лучше родной мамы знает, как объяснить ребенку, что такое праздник? Задуматься есть над чем. Например, когда и зачем праздник увязали с подарками, которые затмили настоящую праздничную радость? Кто это сделал? Вы, разумеется, кто же еще! Теперь нелегко повернуть вспять, но необходимо. И нужно не только объяснять малышу, что такое тот или иной праздник, а главным образом перенести акценты на дарение ему радости, связанной с праздником, — выход в театр, поездка в другой город, например, в резиденцию Деда Мороза и т.п. Так, чтобы он понял, что это и есть подарок. Иначе меркантильная сторона возьмет верх, и есть опасность, что это станет главным на всю жизнь. А нужны ли вообще подарки? Конечно, нужны. Для ребенка особенно. Лишь бы они не стали главными.

Решил в этом году поехать на новогодние праздники в скит. Своей семьи у меня нет, но родители, к которым я очень привязан, считают мое решение, мягко говоря, странным и настаивают, чтобы я праздновал с ними, тем более что приедут сестра с семьей и другие родственники. Может быть, лучше уступить и отметить праздник в кругу семьи? С другой стороны, понимаю, что вряд ли у меня будет возможность провести неделю в уединении и молитвах. Чувствую, что сейчас мне это необходимо.

— Если вы чувствуете, что вам необходимо «провести неделю в уединении и молитвах», то это нужно сделать. Вы же взрослый человек и сами, надеюсь, принимаете решения. Но кто мешает вам встретить праздник в кругу семьи, проявив христианское человеколюбие, а потом отправиться в скит и молиться там Богу все оставшиеся праздничные дни? Одна из главных задач, стоящих перед родителями, — научить свое чадо делать правильный выбор, принимать решения, брать на себя ответственность за это. А выросшее чадо призвано быть благодарным за такую науку своим родителям, уважать и любить их, заботиться о них до конца жизни, но это вовсе не значит, что нужно выполнять любые прихоти старшего поколения. У вас своя жизнь. В том числе и духовная.

В дни праздников многие участвуют в делах благотворительности. У нас на работе объявили сбор подарков для детей из детского дома. Планируется отвезти их и устроить концерт для ребят. Хочу тоже поучаствовать, но когда думаю о том, что это мероприятие для «галочки», все желание пропадает. Ведь большинство из нас понимает, что этих детей видит в первый и последний раз. Стоит ли тогда участвовать, и можно ли принести больше искренности в такой праздник?

— Почему же для галочки? Участвуйте от чистого сердца — кто мешает? Думаю, эти мысли ваши от лукавого. Конечно, вы увидите этих детей в первый раз, но кто сказал, что в последний? По-разному может случиться в будущем. Кто-то из вашего коллектива захочет чем-то помочь детскому дому, а может, весь коллектив примет решение взять над малышами шефство… Бывает, что детей усыновляют или оформляют попечение. Примеров немало. Мне кажется, в таких случаях нам надо поступать как дети — они не размышляют, что, как и почему, они с радостью готовят подарки, выступления. У них все искренне. Как говорил Христос: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф 18:3–6). Вот и следуйте словам Спасителя, подарите детям радость. Даже короткая — все же радость.

До прошлого Рождества не знала, что существует традиция создавать вертепы. Есть ли какие-нибудь правила, что можно и нельзя при создании вертепа? И еще: как сложилось, что слово «вертеп» приобрело негативную окраску?

— Вертеп — устаревшее славянское слово, так называли обычную пещеру. Христос родился в пещере, где укрывался от непогоды скот. Сейчас слово «вертеп» употребляется в двух значениях: религиозном (пещера Рождества) и в бытовом (разновидность народного кукольного театра, где разыгрывались сцены на церковно-библейские сюжеты, а также и притон (по Далю) дурных дел, место разврата и преступлений). Последнее, видимо, пошло от того, что в древности в пещерах скрывались лихие люди. В Евангелии читаем: «написано: дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лк 19:46). Традиция делать рождественский вертеп — сцену Рождества Христова с помощью фигурок из разного материала — пришла к нам в Россию сравнительно недавно из европейских стран. В вертепе обязательны фигурки Христа, Пресвятой Богородицы и, как правило, святого Иосифа. Чаще всего рядом с ними — овечка, теленок, иногда ослик или другие животные. Иногда ставятся также фигурки пастухов и трех волхвов. Над вертепом помещается Вифлеемская звезда. У нас в России чаще всего вместо фигурок Святого семейства в центр просто ставят икону Рождества. Из чего же делают вертеп? Вариантов множество, все зависит только от вашей фантазии и возможностей. В интернете вы найдете немало дельных советов, как и из каких материалов смастерить эту умилительную сцену Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

Я на пути воцерковления. В рождественскую ночь обязательно пойду в храм. Как приготовиться к этому событию? Нужно ли читать дома молитвы за несколько дней до праздника и после него? И если да, то какие?

— Православный человек ежедневно читает утреннее и вечернее правила в молитвослове. Каких-то особых молитв при посещении богослужения читать не нужно. Но если вы готовитесь к исповеди и причастию, то, конечно, следует прочитать каноны Спасителю, Пресвятой Богородице и Ангелу-хранителю (они также есть в молитвослове) и еще раздел, который называется «Последование ко Святому Причащению». Вы собираетесь в храм на Рождественскую службу — вам будет полезно почитать о празднике Рождества Христова. Например, Евангелие от Матфея, глава 1 (родословная Иисуса Христа), от Луки, глава 2 (1–21 стих). А также творения святых отцов и толкователей Библии о боговоплощении.

Каждый год моя мама скупает в церковной лавке иконы и дарит всем близким и знакомым на Рождество. Я стараюсь отговорить ее и приобретать более «светские» подарки, ведь добрая половина близких неверующие, особенно представители младшего поколения. Мама все надеется, а вдруг кто-то таким образом придет к вере. Кто из нас прав?

— Конечно, икону нужно дарить тому, кто будет перед ней молиться Богу. Надежда, что подаренная икона приведет к вере, едва ли оправдана, хотя всякое случается. Но все же лучше этого не делать. Апостол Петр дает нам совет, как отвечать на вопрос о вере: «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет 3:15). То есть мы с кротостью и благоговением отвечаем тому, кто всерьез спрашивает нас о нашей вере, а не любому праздно вопрошающему. Потому и Христос говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф 7:6). Думаю, этот совет вполне можно отнести и к подаркам религиозного содержания — их нужно преподносить только тому, кто в этом искренне нуждается.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.