Главная > Статьи > Предстоя Богу о каждом часе
«Ведомости Нижегородской митрополии» 20 (104) 15:46, 27 октября 2016

Предстоя Богу о каждом часе

kav_2125Приходя на Божественную литургию, каждый из нас становится соучастником великого таинства Евхаристии — главного богослужения в Православной Церкви. Но, к сожалению, мы не всегда знаем и понимаем смысл происходящих в храме действий, звучащих песнопений и текстов, а без этого трудно почувствовать себя в церкви «своим» — полноправным членом, живой частью. С этого номера мы начинаем цикл статей, посвященных рассмотрению частей Божественной литургии, истории их формирования, особенностей совершения и символичес­кого значения. Утренняя служба в храме начинается с чтения богослужебных часов, которые представляют собой отдельное и самостоятельное чинопоследование. О них сегодня и пойдет речь.

Неравномерность времени

В наши дни в суточном круге церковного богослужения часы читаются на вечернем богослужении (час первый и иногда девятый) и перед Божественной литургией (третий и шестой). Для простого прихожанина далеко не очевидно, какое отношение они имеют к реальному времени. Кроме того, существуют великопостные, Великие или Царские, а также так называемые Пасхальные часы. Особенностей много, давайте разбираться.

Основу часов составляют псалмы (в каждом таком богослужении — по три), а также песнопения, связанные с содержанием дня недели седмичного круга, с памятью того или иного святого или церковным праздником (годовой круг).

Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В античности и Средневековье у разных народов сутки делились на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет. Как отмечают исследователи, сутки делились на часы неодинаковой протяженности. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов утра), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), повечерье (навечерие) (21 час).

Порядок богослужений был неразрывно связан с так называемым суточным кругом, так что часы в идеале должны были бы совершаться в промежутках между службами в положенное для них время. На практике так не получалось. Даже иноки в монастыре не могли постоянно пребывать в храме. Так часы постепенно стали примыкать к главным службам суточного круга: вечернему и утреннему (Божественной литургии). Однако в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям.

Каждому размышлению — своя пора

Первый час (примерно 6–7 часов утра) посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» и завершает вечернее богослужение. Это небольшое чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв, тропарей и кондака дня.

Гораздо раньше христиане стали выделять и совершать третий, шестой и девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш».

Тексты третьего часа (это примерно 9 часов утра) тесно связаны с воспоминанием о двух событиях новозаветной истории: суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов. Таким образом, «общая тема третьего часа — естественная в начале дня молитва о сохранении праведности». Третий час также состоит из трех псалмов (16, 24, 50), нескольких тропарей, кондака дня и молитв.

Шестой час (примерно 12 часов дня, полдень) посвящен воспоминанию распятия Христа, и такая привязка связана со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: «Или, Или! лама савахфани?», то есть: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27:45–47). Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.

В современной приходской практике третий и шестой часы обычно читают перед Божественной литургией (священник в это время совершает в алтаре проскомидию). Устав предписывает совершать это чтение в притворе храма, а не на клиросе.

Час девятый соответствует примерно 15 часам. Он посвящен воспоминанию крестной смерти Спасителя, по свидетельству евангелиста Матфея: «И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись» (Мф 27:47–51). Три псалма девятого часа (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.

По уставу Церкви девятый час должен совершаться в начале вечернего богослужения, то есть в начале нового богослужебного дня, при этом тексты тропарей и кондаков часа берутся из дня уходящего. По сложившейся традиции, во многих приходских храмах девятый час опускают.

Особые богослужения

Совершением богослужебных часов, по мысли святителя Афанасия Ковровского, в том числе исполняется заповедь Спасителя: «Непрестанно молитесь». Все часы читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами. Так, во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм, великопостные тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются Великопостными.

Великие (Царские) часы совершаются три раза в год — в сочельники накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд, с первого по девятый, к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари.

Название «Царские» исторически связано с тем, что русская богослужебная традиция была взята из Византийской империи и на этих торжественных часах должен был присутствовать сам император или царь. Это одна из версий. По другой — название происходит от того, что эти часы читали не в притворе храма, а в центральной части, напротив царских врат.

О Пасхальных часах слышали многие. На Светлой седмице они не только поют­ся в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие и состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя. Лишь построение по принципу обычных часов дает возможность так их называть.

А что же часовни? Уж не для совершения ли богослужебных часов они предназначены? Действительно, в этих небольших помещениях, не имеющих алтарной час­ти, которые выглядят так по-домашнему камерно, можно не только приносить личную молитву, но и служить часы.

Алексей Дьяконов, кандидат богословия,  преподаватель НДС

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.