Главная > Вопрос - ответ > «Предварил еси его благословением благостынным»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 11 (167) 19:13, 11 июня 2019

«Предварил еси его благословением благостынным»

Паскаль Даньян-Бувре «Брачное благословение»

Жизнь православного христианина многогранна. Чем глубже погружаешься в нее, тем больше понимаешь, как мало тебе известно об этом сокровище, именуемом верой Христовой. Не только у новоначальных, но и у тех, кто годами ходит в храм, возникает много вопросов. И вероучительного плана, и очень простых, так сказать, бытовых. В почте нашей редакции за прошедшие две недели накопились самые разные. Мы адресовали их клирику нижегородского храма в честь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы протоиерею Александру Зуеву.

Почему перед заключением брака важно получить родительское благословение? Я, например, знаю множество семей, которые не спрашивали родителей, а просто поставили их перед фактом: «Я женюсь» или «Я выхожу замуж» — и живут счастливо много лет. И что такое венец безбрачия? Суеверие или такое действительно существует?

— Из Священного Писания, начиная с книги Бытия, мы видим, что родительское благословение имеет особую реальную силу. Благословения Ноя, Авраама, Исаака, Иакова не случайно приводятся как примеры. Картины их семейной жизни говорят нам о силе родительского благословения, о передаче реальной Божественной помощи от родителей к детям. В молитвах чинопоследования Венчания многократно вспоминаются события тех библейских благословений, несмотря на то, что само таинство Венчания совершается в действительный момент времени, здесь и сейчас.

Самое главное в деле благословения —это правильные взаимоотношения детей с родителями и родителей с детьми, их обоюдное осознание брака как Божественного установления. Важно, каковы родители и каковы дети: их взаимная степень воцерковленности и стремления жить по-Божиему. Для верующего человека жить по Закону Божиему само собой разумеется. У большинства же светских невоцерковленных людей, естественно, восприятие брака не соответствует Божественному установлению. Но все же всегда лучше поговорить и попробовать найти общий язык с родителями, чтобы получить от них поддержку и доброе напутствие в будущую семейную жизнь.

Удачные и успешные браки, конечно, встречаются и без благословения. Хотя зачастую они кажутся такими лишь внешне. А каково порой там духовное состояние?

«Венец безбрачия» — понятие не христианское. Часто ему приписывают магическую силу, связывают со всякого рода мнимыми проклятиями, порчами и т. п. Для христианина это неприемлемо и является суеверием. Безбрачный истинно верующий человек в определенное время либо сознательно посвящает себя Богу, либо вступает в законный брак. Если же никак не удается создать брачный союз, то нужно, вверяя себя воле Божией, смиренно постараться понять Божий Промысл о себе и не пытаться жить вне Бога, уповая лишь на самого себя, в расчете на собственные силы. Господь, желающий всем спасения, укажет и устроит жизненный путь.

Мы часто слышим выражения «наказание Божие», «кара небесная», или говорят: «Страдать будет род твой до седьмого колена!» С другой стороны, «Господь милостив, Бог все простит». Где же истина? Как относиться к своим грехам, стоит ли пугаться, когда их совершаешь?

— Страшен не сам грех — страшно его нераскаяние, укоренение в нем. Господь для того и пришел на землю, чтобы «грешников призвать к покаянию» (Мк 2:17) и спасти мир (Ин 12:47). Каждый человек сам лично ответственен перед Богом, и только за собственные грехи. За грехи другого он не несет ответа. В самом грехе и есть уже наказание. Господь говорит: «кого люблю, того и наказываю» (Откр 3:19; Прит 3:12). Наказание имеет смысл не кары, а исправления в грехе. Наказание как наставление, и носит оно поучительный, вразумительный, воспитательный характер. Господь всячески старается нас спасти, как любящий Отец Своих чад. Только для тех, которые сами не желают раскаяния и сознательно пребывают во грехах, Господь является грозным Судьей.

Мой друг хочет стать священником. Мы с ним знакомы много лет, росли вместе и сейчас дружим семьями, и я знаю его вспыльчивый нрав (иногда даже жестокий), знаю, как трудно ему бороться с другими своими страстями. Поэтому уговариваю его подождать, подумать. Как человеку понять, что он готов к священству? Или полученный священный сан, благодать, которая дается при рукоположении, все исправят?

— Желание священнического служения есть благое намерение. Но кроме человеческих намерений есть на то воля Самого Христа, Который говорит: «не вы Меня избрали, но Я вас» (Ин 15:16). Из Евангелия видно: Христос Сам избирает Себе служителей, когда призывает учеников. Жизнь будущего служителя промыслительно складывается так, что, избранный на то Богом, он станет священником, ему будет дана благодать священства. Но необходимо помнить, что действия благодати будут совершаться не просто автоматически, пастырь вдруг сразу святым и бесстрастным не станет. Необходимы его личные усилия и возгревание благодатного дара, духовно-нравственная работа над собой. Только в таком случае «благодать немощная уврачует и оскудевающая исполнит». Без его личных стараний, сама по себе, механически благодать его не изменит.

И еще. Право решать вопрос о достоинстве и рукоположении ставленника дано не друзьям и близким, а церковному священноначалию. Также для принятия сана необходимо прохождение полного семинарского обучения.

Нахожусь в сложной ситуации. Некоторое время назад поехала с паломнической группой к известному духовнику. Поговорили очень хорошо, и он мне благословил каждый день читать 150 молитв «Богородице, Дево, радуйся». Я старалась, и поначалу получалось, а потом увеличилась нагрузка на работе, другие заботы появились. И мне стало катастрофически не хватать времени, а сил перед сном едва хватает на вечернее правило. Как быть?

— В церковной жизни благословения духовника обсуждаются с ним же. Вам нужно решить вопрос с тем же «известным духовником», у которого вы были с паломнической группой. Кто дает благословение, тот правомочен дать и послабление. Если того духовника нет в живых, тогда нужно обращаться к священнику, у которого вы окормляетесь или который вас знает.

Что же касается молитвы, важнее не количество «вычитываемых» текстов, а сердечная искренность. Можно прочитывать «Богородицу»150 раз не за один прием, а мысленно в течение всего дня, даже во время каких-то дневных занятий. Не стоит возводить количество прочтений в формальность. Божия Матерь на вас не обидится, если вы чистосердечно и искренне призовете Ее имя не 150 раз, а, скажем, 100 или 114, или еще сколько-то… Главное, совсем не оставлять молитвенного правила.

Мы с мужем недавно стали ходить в церковь. И решили сделать в квартире молельный уголок. Купили в церковной лавке деревянную полочку-иконостас, поставили туда иконы. И заспорили, обязательно ли перед ними зажигать лампадку. Может, в домашней молитве без этого можно обойтись? У нас натяжной потолок, муж боится его испортить, когда будет крепить лампаду. И обязательно ли, когда дома молишься, зажигать каждый раз свечу?

— Главное в семье — поддерживать дух мира, спокойствия, взаимопонимания и единения во Христе. Всякие споры и разногласия разрушают целостность семьи. Спорить по поводу возжигания лампады не стоит, лучше в этом вопросе обоюдно договориться. Есть разные варианты и размеры лампад: подвесные на цепочках, настенные на кронштейнах, настольные. Главное — понимать духовно-символический смысл светильников. Во-первых, это напоминание о Божественном свете Христовом. Во-вторых, молящийся призывается ревностно относиться к заповедям Божиим, светиться христианскими добродетелями и молитвенно гореть пред Богом. Обычай возжигать светильники идет из древности и сохраняется в Церкви до настоящего времени. Христианин устраивает свой семейный уклад по подобию церковному, помня, что семья — малая церковь. Огонек лампады, свечи настраивают на молитву, способствуют духовной беседе с Богом. Многие молящиеся знают это на опыте. В домашней молитве, конечно же, можно обойтись и без светильников, Господь сердечную молитву и так услышит. Использование свечей и лампад не является чем-то обязательным, тем не менее, традиция такая есть.

Краем уха услышала в храме, как женщины разговаривали о своих любимых святых. Захотелось, чтобы у меня тоже был такой. Как выбрать и как правильно молиться своему любимому святому? Как часто читать ему молитву и акафист? Каждый день? Сколько раз в день? Молебны в храме, наверное, нужно регулярно заказывать?

— У того, кто молится, всегда есть любимые святые. Важно просить спасения у Пресвятой Пречистой Богородицы, молиться святому Иоанну Предтече, святым апостолам, призывать своего Ангела Хранителя. Необходимо почитать и своего тезоименитого святого, чьим именем мы названы. Кроме того, есть наиболее известные и почитаемые церковные святые, как древние, так и более позднего времени, в том числе новомученики и исповедники Церкви. Есть святые особо чтимые в той или иной местности и даже в конкретном приходе. Есть святые, имеющие особые дарования от Бога помогать нам в конкретных жизненных обстоятельствах и нуждах. Например, во время нашествия врагов, в болезнях.

Необходимо помнить, что все святые, всем сонмом, непрестанно молятся Богу за всех людей и всегда слышат наши молитвы. На практике каждый человек сам выбирает себе любимых святых. Это происходит естественным образом — при чтении Священного Писания, духовных книг, житий святых, во время молитвы за богослужением в церкви, в паломничествах по святым местам, при виде икон, при просмотре церковного календаря, изучении церковной истории — через многие проявления христианской жизни.

Определенных норм на молитву и обращения к тому или иному святому быть не может. Молитвы «много» или «излишней» не бывает. Чем чаще обращаться за помощью к святым небожителям, тем лучше и полезнее. Главное — с искренней верой, в простоте сердца и без количественного формализма. Можно и каждый день, и многократно в день. Есть польза и в чтении отдельных молитв, акафистов, присутствии на молебнах. Порой необходимо понуждать себя на молитву. Все это дает духовную пользу.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.