Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Протоиерей Сергий Радаев: «Крещение ― это начало новой жизни, ведущее в Царство Божие»
17:03, 14 января 2011

Протоиерей Сергий Радаев: «Крещение ― это начало новой жизни, ведущее в Царство Божие»

Крещение Господа Иисуса Христа ― одно из центральных событий в жизни христианской Церкви и каждого христианина в отдельности. Через таинство Крещения, начало которому положил Спаситель, человеку открывается дверь в Царство Небесное. О смысле этого события и традициях празднования Крещения Господня мы побеседовали с протоиереем Сергием Радаевым, клириком Спасского Староярмарочного собора Нижнего Новгорода, преподавателем Нижегородской духовной семинарии.

— Отец Сергий, объясните, почему безгрешный Христос пришел креститься на Иордан Крещением покаяния, к которому призывал пророк Иоанн Предтеча?

— Так как Иисус Христос родился от земного человека, Девы Марии, Он имел не только Божественную природу, но и человеческую. В Библии много говорится о человеческих свойствах Иисуса Христа. В частности, сообщается, как он „растет и развивается“: „Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков” (Лк 2: 52). Он, как человек, употребляет пищу: „И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними” (Лк 5: 29). Он также испытывает усталость и нуждается во сне: „И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал” (Мф 8: 24). Как человек, он плачет: „Иисус прослезился” (Ин 11: 35). Как видим, помимо того что Иисус назван в Библии Богом („…ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа”― Тит 2: 13), Сыном Божиим („Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев“― Ин 1: 49), Он назван и Сыном Человеческим („И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий“― Ин 5: 27; „Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его“― Мф 16: 27). Однако Спаситель являлся не обычным человеком. Он Богочеловек, не имеющий грехов: „Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим” (Лк 1: 35), и Ему не в чем было каяться. Спаситель принял Крещение, чтобы, с одной стороны, показать, что Он очищает своей святой природой воды Иордана, наполненные человеческим грехом, беря его на себя. С другой стороны, Он показал, что Крещение ― это начало новой жизни, ведущее в Царство Божие: „Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Ин 3: 5). Он принял Крещение также как прекрасный символ нравственной чистоты и смиренное объявление о начале служения, имевшего своей целью не разрушить закон, но исполнить. А заповедь креститься была последней Божией заповедью, которую Бог дал людям через последнего ветхозаветного пророка, Иоанна Крестителя. О том, что Предтеча послан Богом, говорил он сам: „…я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия” (Ин 1: 23).

— Изменилось ли во Христе что-либо в момент Крещения или схождения Духа Святого „в виде голубине“?

— Христос был безгрешен, и, по сути, как такового Крещения ему не требовалось ― в том смысле, в каком оно было необходимо простым людям, приходившим к Иоанну Предтече. Они входили в воды Иордана и исповедовали свои грехи, а затем, омытые водой, выходили чистыми духовно. Спаситель же вошел в Иордан, для того чтобы взять на себя грехи мира. У митрополита Антония Сурожского есть интересное объяснение этого события. Он говорит, что Христос, войдя в эти тяжелые воды, наполненные человеческими грехами, как бы взял их на себя и очистил водное естество. Схождение же Духа Святого в виде голубя засвидетельствовало людям, что Христос есть Богочеловек. Поэтому событие Крещения Господня носит второе название ― Богоявление. Так что в данном случае стоит говорить об изменении не столько во Христе, сколько в сознании людей, увидевших, Кто перед ними.

— Для чего вообще крестил Иоанн? В чем смысл его служения как Предтечи Мессии?

— Предтеча ― человек, участвующий в подготовительной стадии, предшествующей основному, главному, событию. Во времена первого прихода Сына Божия в мир это подготовительное служение осуществлял пророк Иоанн, впоследствии и названный Предтечей. Он был необходим для того чтобы подготовить народ израильский к приходу Божиего Посланника. Символом вступления в подготовительный период был избран обряд погружения в воды реки Иордан. Подобно тому как вода омывает тело, так и покаяние омывает душу. „Покайтесь,― говорил пророк,― ибо близко Царство Небесное“. Мы знаем, что с древности обряд омовения играл важную роль в религиозной жизни иудеев, формальные особенности культа которых перешли в христианство, так сказать, по наследству. Впоследствии омовение вошло в традиции ислама и сохранилось до наших дней.

— В праздник Богоявления в храме совершается великое освящение воды. Что это такое и почему оно великое?

— Воспоминание Крещения Господня на реке Иордан Православная Церковь отмечает особым чином великого освящения воды. Великое водоосвящение в навечерие и в самый праздник Крещения Господня совершается издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается одна и та же. В навечерие праздника освящение воды совершается в воспоминание собственно Крещения Господня, через которое освятилось водное естество Иордана, а также в память о Крещении оглашенных, совершавшемся в навечерие Богоявления. Об этом мы находим сообщения у церковных историков: Феодорита Кирского, Никифора Каллиста и других. В самый же праздник вода освящается только в воспоминание Крещения Спасителя. Эта традиция получила свое начало в Иерусалимской Церкви и вплоть до V века освящение воды в праздник Богоявления совершалось лишь в ней одной, так что у ее членов укоренился обычай выходить с молитвами на реку Иордан. В Русской Православной Церкви эта традиция также укрепилась: водоосвящение в навечерие праздника совершается в храмах, а в сам праздник его совершали на реках, источниках и в колодцах. Появление чина освящения воды приписывают евангелисту Матфею, окончательное его оформление ― святителю Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник Богоявления упоминают известные учителя Церкви, такие как Тертуллиан и Киприан Карфагенский. Крещенская вода ― это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят и употребляют натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением, как святыню. „Когда человек употребляет просфору и святую воду,― говорил затворник Георгий Задонский,― тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели“.

— Если освящается „все водное естество“, зачем воду святят в храмах и свята ли вода в реках, источниках, водопроводе?

— Освящается и становится святой та вода, над которой совершается специальный молитвенный чин. Мнение о том, что в этот день освящаются все воды, основано на расширительном толковании некоторых выражений из службы праздника Богоявления. Хотя водное естество и соприкасается с благодатью Божией, но не в том смысле, как это происходит во время специального чина освящения. Надо заметить, что как солнце светит добрым и злым и снег падает на всех, так и святая вода: даже если она отовсюду потечет, но мы будем душой нечистыми, злыми и неверующими, то не сможем принять благодать, заключенную в святыне. Вопрос не в воде, а в человеке ― насколько он способен принять святыню, которую Бог дает даром всем.

— Если Крещенская вода во время хранения испортится или зацветет, является ли это грехом небрежения и надо ли его исповедовать?

— Такое случается, хотя и весьма редко. В таком случае воду следует вылить в непопираемое место, например, в реку, в домашние цветы или в лесу под дерево. Святую воду надо набирать в чистые емкости, без постороннего запаха. Если раньше в них хранилось что-то непотребное, если они были не очень чистыми, святая вода вполне может затухнуть. К святой воде нужно относиться благоговейно и аккуратно, бережно хранить ее как величайшую святыню в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом, а самому стараться вести благочестивую жизнь. При таком отношении святая вода остается свежей долгое время.

— Можно ли окроплять и давать пить святую воду животным, например, больным?

— В церковной практике известны случаи, когда во время мора животных их окропляли и поили святой водой. Но основания для подобного дерзновения должны быть действительно крайне серьезными.

Беседовала Светлана Высоцкая

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.