Главная > Без рубрики > Протоиерей Евгений Худин: «Дети должны знать и понимать свою историю»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 22 (106) 14:58, 24 ноября 2016

Протоиерей Евгений Худин: «Дети должны знать и понимать свою историю»

001-22-106-08В 2017 году исполнится 100 лет с тех пор, как произошел Октябрьский переворот и начались гонения на Церковь. Революция — это поруганные святыни и сломанные судьбы. Об уроках прошлого и настоящего мы беседуем с руководителем отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиереем Евгением Худиным.

— Отец Евгений, мне кажется, мы до сих пор полностью не осознали степень трагизма революциионного времени и меру потерь. Масштабы злодеяний просто поражают. Известно, например, что к 20‑й годовщине революции вышло особое постановление, где было указано, сколько врагов народа нужно репрессировать к юбилею. Тогда, в 1937 году, только в Горьковской области было расстреляно и сослано в лагеря 4,5 тысячи человек. Впоследствии часть пострадавших за веру была причислена к лику святых. Как освещается тема новомучеников в православных гимназиях? И насколько необходимо это делать, в том числе и в светской школе?

— Конечно же, в православных гимназиях изучают историю подвига новомучеников и исповедников. Во многих гимназиях в 9‑х классах в программу предмета «История Церкви» включен соответствующий модуль. Кроме того, история России XX века изучается в тесной связи с историей Церкви. Много внеклассных мероприятий по этой теме. В Серафимо-Дивеевском монастыре действует музей «История обители в XX веке», здесь собрана информация о сестрах, пострадавших за веру, как прославленных, так и нет. Учащиеся православных гимназий обязательно посещают эту экспозицию во время паломнических поездок в Дивеево.

Я считаю, что изучать историю подвига новомучеников необходимо не только в православных учебных заведениях, но и в светских. Чтобы в будущем не повторять чьи-то ошибки, цена которым — жизнь человеческая. Мы должны помнить не только радостные моменты истории, но и трагические страницы прошлых лет.

Понимая значимость изучения подвига новомучеников, наш отдел на 2017–2018 учебный год запланировал проведение мероприятий, посвященных 100‑летию Октябрьского переворота для учащихся православных гимназий, светских школ, воспитанников детских садов и педагогов. Это Сретенские чтения «Новомученики и исповедники XX века: значение подвига героев духа», интеллектуальный конкурс «Скимен» на тему «Церковь и государство в начале XX века», единый классный час «Значение подвига новомучеников», конференция для педагогов «Новомученики и исповедники земли Русской», конкурсы фотографий, сочинений и рисунков, экскурсии.

— Изучение родной истории и осмысление ее с православных позиций — это ведь не только теория. Для людей, а особенно для подрастающего поколения, важен личный опыт…

— Безусловно, в гимназиях много внимания уделяется работе по изучению родной истории. Она затрагивает многие темы: это и судьба жертв революции, и история монастырей и храмов, и судьбы священнослужителей, и история семей в годы Великой Отечественной войны.

Вот уже два года в Дивеевской монастырской православной школе проводится епархиальная научная конференция «Радуга познания». На ней учащиеся защищают свои исследовательские и проектные работы. На одной из секций — духовно-нравственной — рассматриваются работы по истории митрополии, начиная с дореволюционного времени. Это и история церковных учебных заведений, и судьбы подвижников благочестия (священников и мирян), пострадавших за веру. Участие в исследовательской работе по данным направлениям, однозначно, помогает учащимся не только глубже изучить родную историю, но и осмыслить ее с православных позиций.

— В годы гонений на Церковь с лица земли исчезло огромное количество храмов. Многие из них восстанавливаются, какие-то уже возродились или отстроены заново, часть канула в небытие. Каким образом освещается эта тема в православных школах?

— Учащиеся православных гимназий часто выбирают для своих работ тему разрушенных и восстановленных храмов. Эти исследования и проекты также рассматриваются на епархиальной научной конференции «Радуга познания». В рамках проведения детских и юношеских Серафимовских чтений в Сарове работает секция «Святыни земли Нижегородской», на которой ежегодно представляются доклады о восстанавливающихся храмах Нижегородской митрополии и о том, как эти церкви связаны с судьбами конкретных семей.

А в Арзамасской православной гимназии с самого ее основания реализуется проект «Душа ищет то место, где небо ближе», цель которого — оказание посильной помощи восстанавливаемым храмам и монастырям, а также организация исследовательской деятельности в плане изучения православных святынь родного края, в том числе и утраченных. При реализации этого проекта в прошлом учебном году арзамасские гимназисты собрали огромный материал по утраченным храмам и часовням города. Итогом работы стало создание сайта «Исчезнувшие храмы и монастыри Арзамаса» (http://polinabukareva003.wixsite.com/churches), авторы интернет-ресурса — ученицы 6‑го класса гимназии.

Ученики православных гимназий участвуют и в добровольческой деятельности. Например, отряд волонтеров Сормовской православной гимназии «Горящие сердца» планирует принять участие в восстановлении храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Сормовском районе.

— Неоднократно в истории нашей страны случалось так, что в сложные, трагические ее моменты появлялся новый Предстоятель Русской Православной Церкви. Через три дня после Октябрьского переворота, 28 октября (10 ноября) 1917 года решением Всероссийского поместного собора патриаршество было восстановлено, последовало избрание Патриарха Тихона, затем, в годы Великой Отечественной, — Сергия (Страгородского). А в 1990‑м, когда уже был близок закат советской империи, патриарший престол занял Алексий II. На ваш взгляд, почему таков Промысл Божий?

— Действительно, такое Божественное волеизъявление примечательно. В сложные времена нужно действовать решительно и быстро принимать решения. Качественно это может осуществляться, когда есть лидер. Речь не о том, кто возвышается над другими, а о том, кто ведет, тянет за собой команду. Ведь именно об этом термин «лидер» — от английского to lead — вести. Это не монарх в смысле царя, это кормчий.

В качестве примера можно привести Ветхий Завет, а именно Книгу Судей. Здесь мы видим, что когда народ Божий отдалялся от истинного Бога, то попадал в руки язычников, в руки врагов. Когда же он раскаивался, Господь по своей милости и любви посылал им лидера — судию, который, следуя Божественной воле, выводил израильтян из гибельного положения.

Можно вспомнить и Древнюю Грецию, когда демократический полис в тяжелое время, например, при нашествии иноплеменников, выбирал себе кормчего — тирана. Греки прекрасно осознавали позитивное влияние данного решения в критической ситуации, когда сложно и неудобно созывать собрания полиса для вынесения различного рода резолюций.

Следует отметить, что кормчий должен быть человеком порядочным и добродетельным — ставленником Божиим. И все это мы находим у перечисленных вами персоналий.

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.