Главная > Вопрос - ответ > «Пустите детей приходить ко Мне…»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 21 (153) 09:56, 9 ноября 2018

«Пустите детей приходить ко Мне…»

В почте нашей рубрики накопились вопросы, касающиеся одной из самых главных обязанностей человека — быть хорошим родителем. Ведь каждый из нас хочет все самое лучше, что только имеет, передать своим детям. А вера для христианина — его главное сокровище. И с ним нужно обращаться осторожно, умеючи. Поэтому и возникают у наших читателей вопросы о православном воспитании. На некоторые из них ответит клирик храма во имя Всемилостивейшего Спаса протоиерей Владимир Гофман.

Мой внук родился в сентябре, в день памяти святого Александра Невского. Я говорила сыну и снохе, что нужно обязательно назвать Александром. Но они меня не послушали и дали имя, которое им нравилось, в честь одного  родственника. Хотя у нас верующая семья, мы все ходим в храм, регулярно причащаемся. Обязательно ли называть ребенка по святцам? И кто теперь будет небесным покровителем ребенка: Александр Невский или Николай Чудотворец (внука назвали Николаем)?

— В православной традиции существует два варианта выбора имен новорожденным младенцам. Чаще выбирают имена по святцам. Святцы, или месяцеслов — это список святых, чтимых Православной Церковью. Они составлены в виде календаря, где каждый день приурочен к поминовению какого-либо угодника Божия. Ребенку дают имя в честь святого, память которого совершается в день, когда малыш родился, или в ближайшие ко дню рождения дни. Другой вариант, когда ребенка называют именем святого, который особо почитаем в семье. Иногда небесным покровителем считают того святого, житие которого ближе по душе или с кем связаны какие-то знаменательные события в жизни. С этим именем малыша крестят, а святой, имя которого он носит, считается его небесным покровителем. Небесным покровителем человека может быть любой, прославленный в Православной Церкви святой. Исключены из этого списка Господь Иисус Христос и Его Пречистая Матерь. Они и без того являются покровителями всех христиан. Например, у девочки с именем Мария небесной покровительницей могут быть равноапостольная Мария Магдалина, преподобная Мария Египетская…

Подрастает дочка. Время погремушек закончилось, присматриваюсь к куклам. Одна наша прихожанка сказала, что куклы вроде Барби лучше не покупать — они неправильно формируют психику ребенка. Верно ли это?

— Вопрос о Барби для девочки, только что вышедшей из пеленок, скорее всего, не актуален — это позже, в детском саду, дочка может запросить у вас подобную куклу, а пока выбирайте на свой вкус и прививайте его девочке.

Осторожность при этом еще никому не мешала. Особенно в воспитании детей. А вопрос, правильная и неправильная психика при этом формируется, безусловно, спорный. Церковных канонов в этом отношении не существует. Существуют рекомендации. И они могут быть разными от разных священников. Бог дал человеку право свободного выбора. Без него люди станут солдатиками. Скорее всего, оловянными.

Формируют ли детские игрушки у ребенка определенный взгляд на красоту, влияют ли на его психику? Конечно, в какой-то степени, как и весь окружающий его мир. В прошлом (а игрушки известны с глубокой древности) это были фигурки животных и те же куклы. В советское время кукол было много, самых разных. Отличались они от Барби, с которой продолжают бороться некоторые ультраправославные люди? Только тем, что советские куклы представляли собой детей, и ребенок относился к ним, как к детям, играл в дочки-матери. С Барби такое не пройдет — эта кукла уже взрослая. Но если нам непонятно, как с ней играть, для детей тут вопроса нет, они играют. И они хотят именно такую игрушку. Если мы посмотрим на кукол, с которыми играли в детстве великие княжны Романовы, то увидим маленьких принцесс, даже чем-то похожих на Барби, но все же и у них детские лица. Эти маленькие принцессы — дети, а играющие ими выступают в роли взрослых. Таким образом, цель игры достигается: девочка учится быть мамой. Что же делать родителю? Запрещать Барби или разрешать? Во-первых, дети умеют ловко обходить запреты, и все равно тайком будут играть в те игры, которые любят. Запретить игру как-то даже странно. Пусть играет, лишь бы игрушка не стала фетишем. Вот это уже забота родителей. Кстати, на современном рынке игрушек встречаются куклы и «пострашнее» Барби, по сравнению с которыми она просто безобидная красавица.

Я старшая дочь в многодетной семье, и еще в детстве решила, что у меня больше двух детей не будет. Потому что на меня в свое время легло очень много обязанностей, все школьные годы я считала себя в чем-то ущемленной, хотя недостатка в родительской любви не чувствовала. Все кружки, куда ходили мои младшие братья и сестра, были на мне (отводить — забирать), и дома маме главная помощница — я. А теперь, когда вышла замуж, чувствую, что очень хочу много детей. Что нужно делать, чтобы старший  ребенок не чувствовал себя так, как я когда-то?

— К сожалению, комплекс старшей сестры непобедим. Едва ли кому-то удавалось его избежать. Как, к слову сказать, и младшей. Любой родитель делает все для того, чтобы эти комплексы у детей не развивались. А они, несмотря на все усилия, все равно проявляются. Лучше не думайте об этом, а делайте все так, как подсказывают вам сердце и опыт, в том числе и пример ваших родителей. Как бы там ни было, но это они смогли воспитать вас так, что теперь, в зрелости, вы хотите иметь много детей, а это значит, что они все делали правильно. В главном.

Скоро Рождественский пост. Как правильно поститься детям, если одному четыре года, а другому только что исполнилось семь?

— Никаких сложностей здесь нет. Церковный устав не требует поста от младенцев (до семи лет). А с семи надо постепенно приучать ребенка к воздержанию, что касается не только пищи, но и развлечений. Но, разумеется, нельзя забывать о мере. Можно ведь своим рвением навсегда оттолкнуть маленького человека от Церкви с ее правилами. Приучайте детей поститься так, чтобы пост был радостью, а не изнурением. Объясняйте ему, зачем вообще нужно воздерживаться от какой-то пищи, развлечений, а главное — от зависти, гнева, желания отомстить и обидеть ближнего. В воздержании формируется воля, а без воли нет христианина. Это, по большей части, общий рецепт, а индивидуальные — в руках каждого родителя.

Как, воспитывая ребенка, сочетать  православное воспитание и фольклор? Ведь без русских народных сказок не обойтись, это, наверное, будет совсем неправильно. Но ведь среди них есть такие, в которых речь идет о нечистой силе: Бабе Яге, Кощее Бессмертном, Змее Горыныче. Там говорится и о чудесах, упоминается колдовство.

— Вопрос стоит, что можно и что нельзя читать малышу в православной семье. Будем говорить о семье, где отношение к книге и воспитанию ребенка не фарисейские. Сразу скажем, что в православии нет канонов на детские книги (собственно, и на взрослые тоже). Какое будет у ребенка детство без сказок, трудно представить. Да, в сказках всех народов мира действует и нечисть. Но кто в конце концов побеждает? Не знаю ни одной сказки, где победу одержали бы силы зла. А вот родителю надо уметь объяснить своему чаду расстановку сил в сказках. Малыш ведь должен знать, что в мире есть зло, которое пытается воздействовать на человека, а ему противостоит добро. И место их битвы, по-Достоевскому, — сердце человеческое. В каждом возрасте свои книги. Есть особенность: не прочел книжку в свое время, потом она уже не интересна и бесполезна. И, конечно же, читать нужно не только православную литературу. Сказки научат различать добро и зло. И кто из героев прав. И почему. Мне хочется, чтобы вы помнили одно правило: Закону Божиему учит не только «Закон Божий»! Ему учат люди, имеющие сердце, способное терпеть, любить и благодарить за все.

Как реально воцерковить детей?

— Если делать все правильно, то воспитание ребенка начинается до его рождения. Если супруги христиане, их брак должен быть освящен Церковью. Разумеется, обоим рекомендуется чаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Хорошо, если муж и жена вместе читают молитвы утреннего и вечернего правил, а в доме звучит хорошая музыка или церковные песнопения. Все это слышит и чувствует не родившийся, но уже живущий, пусть пока во многом зависимый от мамы ребенок. Вот вы и начали его религиозное воспитание. А когда он появится на свет и над ним будет совершено таинство Крещения, родители и крестные должны позаботиться о своевременном причащении малыша и воспитании в его душе уже заложенного религиозного чувства. «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк 18:16). А дальше?  Есть очень прос­той способ, который применяется не только в духовном делании, но и в повседневной жизни, формула его: делай, как я! Маленькие дети копируют поведение родителей, из чего формируются их наклонности. Когда они видят, что для мамы и папы молитва, посещение храма, чтение Священного Писания — часть жизни, причем очень важная и радостная часть, можно ожидать, что и они пойдут в храм с желанием.

Так что же главное в воспитании? А главное здесь чистое сердце, открытое для радости общения с Богом. Есть эта радость у родителей — будет она и у детей. А возраст в воцерковлении человека не имеет значения. Перефразируя классика, скажем: любви к Богу все возрасты покорны!

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.