Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Паства Христова > Путями творческими и духовными
«Ведомости Нижегородской митрополии» 20 (128) 16:46, 26 октября 2017

Путями творческими и духовными

«Где вы учились живописи?» — такой вопрос не раз задавали Владимиру Королеву. Собеседникам было удивительно слышать, что он занимался самообразованием. Еще больше они удивились бы, узнав, что ради того, чтобы стать художником, он оставил не менее интересную и творческую работу — в цирке.

На манеже

В детстве Владимир Королев занимался акробатикой. Увидев по телевизору цирковых артистов, взмывающих вверх, а затем ловко приземляющихся точно на плечи партнеру, мальчик сказал себе: «Здорово! Вот бы научиться» — и начал осваивать прыжок через голову назад. Дома. Самостоятельно. Записался в секцию, и настолько захватывающим оказался спорт, что стал неотъемлемой частью жизни.

Однажды в цирковой студии при автозаводском Дворце культуры, где он занимался, состоялся просмотр: искали двух человек для циркового номера. Так самым простым и естественным образом сбылась детская мечта: в 15 лет Владимир вышел на манеж как участник номера, подобного тому, который видел когда-то по телевизору. Теперь он сам вставал на похожую на детские качели подкидную доску и после того, как другой акробат прыгал на один край, взлетал вверх, делал в воздухе трюк, после чего его подхватывал «нижний» — человек, выполнявший роль ловца. Будни юного артиста складывались напряженно: в первой половине дня — школа, потом репетиция, вечером — выступление.

— Наша работа связана с риском, с болезнями: я помню, как не мог встать, чтобы в школу пойти, так болели ноги, и я хватался за мебель, за стены, — вспоминает Владимир Викторович. — Но я благодарю Бога, что дал мне пройти по этому пути. Я научился доверять людям, видеть в них хорошее, ведь мы отвечали за жизнь друг друга. Цирк научил меня работать, отдавая все силы, закалил характер: вот ты встаешь на доски, первый раз без веревок, и внутри все дрожит, а тебе надо делать четыре сальто-мортале на большой высоте. Бывают сложные моменты в жизни, но ты собираешь волю в кулак и делаешь.

На арене Владимир Викторович проработал 15 лет с перерывом на армейскую службу. Любимую профессию он оставил ради нового дела, которое к тому моменту прочно вошло в его жизнь и которому он решил отныне посвятить свои время и силы. Это была живопись.

У мольберта

Рисовать он любил всегда. Еще во время «циркового периода», когда выдавался свободный день, брал альбом, краски и уезжал за город. Из всего многообразия окружающего мира взгляд выхватывал церкви, купола, колокольни. Еще не придя к вере, он находился в состоянии духовного поиска.

— Желание писать картины возникло от ощущения, что я чего-то не вижу и не знаю. Я очень любил работу, но мне казалось, что я что-то пропускаю. Это как в акробатике: мне все время хотелось подпрыгнуть, подтянуться и посмотреть, а что же там…

Внутренняя потребность нашла воплощение в живописи. С этого времени Владимир Викторович серьезно начинает заниматься самообразованием: читает книги, посвященные искусству, ходит по музеям, много рисует.

Местом для своих первых этюдов он выбрал нижегородский Благовещенский мужской монастырь. Тогда он даже представить не мог, что будет работать здесь как художник над царскими вратами, когда обитель начнут восстанавливать.

— Все в жизни промыслительно, и ничего не бывает случайным, — убежден Владимир Викторович. — Тогда у меня еще было духовное сопротивление. Я хотел работать над «своим», а Господь уводил меня из среды художников, которая оказалась не такой, как я представлял вначале. Они ведь обычные люди, как и все, подверженные страстям. Бывали моменты, когда совсем не было денег, и если что-то продавалось, то хватало только на хлеб.

Однажды, когда Владимир Викторович продавал свои работы, к нему подошел человек, оказавшийся сотрудником Нижегородской епархии. Оказалось, там ищут профессионалов, которые могли бы расписывать церкви, писать иконы. Он принес свои работы на епархиальную комиссию и получил благословение выполнить резьбу царских врат в Благовещенской обители.

Одновременно с созданием портретов и пейзажей он стал осваивать иконопись. Сегодня образы, выполненные Владимиром Королевым, можно увидеть в нижегородском Крестовоздвиженском монастыре, Дивеевской обители, нижегородском храме в честь мученицы Татианы и других.

Параллельно с освоением нового мастерства шла еще одна, более сложная работа — духовная. На дворе была эпоха перемен — девяностые. В «развороченном бурей быте» просто необходимо было найти для себя моральную опору. Для многих людей такой опорой стала Православная Церковь.

— Сейчас для меня главное не то, что я художник и что-то умею рисовать, а жизнь по заповедям Господним. Все остальное — на втором плане. Да, у каждого есть талант, его надо реализовать, потому что Господь с него спросит: Я тебе дал, а ты ничего не делал, взял и закопал. И все же главное — спасение души.

17-я глава от Марка как тест на лживость

Первый этаж культурно-просветительского центра «Свято-Никольский» в Автозаводском районе украшен ликами и цитатами из священных текстов. Вся роспись — работа Владимира Викторовича. Когда на базе центра решили открыть студию, батюшка благословил Королева стать учителем рисования. Этот кружок посещают ученики воскресной школы Никольского прихода. Знакомя ребят с основами живописи, педагог стремится давать детям знание о вероучении.

— Важно научить детей любить окружающий мир, а значит и человека в этом мире, — говорит Владимир Викторович.

В кружке занимаются и видеоработами. Еще в цирке коллеги подарили Владимиру Викторовичу любительскую кинокамеру, с того времени и пошло увлечение съемкой. Педагогу пришла мысль экранизировать с ребятами притчи.

— Возникло желание рассказывать о жизненных ситуациях, которые помогали бы детям увидеть себя со стороны. Притчи для этого очень подходят: коротко и поучительно. Снимали, например, притчу о лжи. Как раз батюшка вел урок в воскресной школе, и я попросил его поучаствовать. Сюжет таков: священник дает детям задание прочитать 17-ю главу Евангелия от Марка. На следующем уроке спрашивает: «Кто прочел?» Дети: «Я! Я!» — «Поднимите руки. Нет, лучше встаньте… Именно с вами я хочу поговорить о лжи, дело в том, что 17-й главы у Марка нет».

Впереди новые уроки и новые картины, новые задумки и радость их воплощения. И пусть под ногами уже не лихо подбрасывающая вверх доска, но твердая поч­ва, на которой взрастет много добрых плодов.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.