Главная > Интервью > Растим достойных сынов Отечества
«Ведомости Нижегородской митрополии» 14 (26) 17:26, 30 июля 2013

Растим достойных сынов Отечества

Воспитание патриотизма и гражданственности у современной молодежи — забота не только светских образовательных и культурных организаций, но и Православной Церкви, поскольку нельзя стать гражданином Отечества Небесного, не будучи гражданином Отечества земного. Поэтому усилия отдельных людей и общественных организаций, направленные на возрождение отечественных историко-культурных ценностей, особенно в молодежной среде, не остаются без внимания священнослужителей и благотворительных организаций, действующих под эгидой Русской Православной Церкви. Об одном из таких проектов нам рассказала его автор Галина Дмитриевская — заместитель директора литературно-мемориального музея Н. А. Добролюбова. Проекты музея на протяжении пяти лет получают грантовую поддержку Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского.

— Галина Алексеевна, какие задачи призван решить ваш новый проект «Сыны Отечества»?

— Он вырос из предыдущего проекта «Талант быть русским», целью которого тоже было формирование уважения к своей стране, знание ее традиций и обычаев. Эти проекты рассчитаны прежде всего на молодых людей, которые пойдут в армию, будут защищать Отечество и свою семью. Поэтому в качестве целевой аудитории выбраны образовательные учреждения, где учатся подростки, юноши, военнослужащие.

Однако проект «Сыны Отечества» ориентирован не только на молодежь, но и на специалистов, которые с ней работают. В дальнейшем они будут транслировать наши методики и знания, соответственно расширяя охват участников.

Недавно к нам приезжали библиотекари Воротынского района. Мы провели для них тематическую экскурсию «Я буду полезен Отчизне» и цикл занятий.

Частыми гостями в музее стали военнослужащие войсковой части №7408, с которой мы заключили договор о сотрудничестве. Служат в ней молодые люди из разных регионов России: Алтая, Чувашии, Мордовии и т. д. Эта особенность проекта — работа не только с местной молодежью — находит свое продолжение, когда мы приходим в вузы и техникумы, где тоже много приезжих. Именно для них разработан цикл «Знакомьтесь: земля Нижегородская!», который не только дает знания, но и призван пробудить любовь, интерес к той земле, где они служат, учатся, помочь им освоиться здесь, найти себя.

Чтобы заинтересовать ребят, мы не только проводим с ними занятия, но и показываем экспозиции музея, выставки, организуем тематические чаепития. Специально для этой цели в рамках проекта создана так называемая зона гостеприимства.

— В каком формате строится ваше взаимодействие с целевой аудиторией?

— Одна из основных форм работы — социокультурный «десант», когда группа музейных работников и волонтеров выезжает в учебные заведения города или района области и проводит там серию мероприятий.

Привлекаем волонтеров мы и для проведения занятий в музее. Добровольные помощники работают с ребятами на выставке «Защитники Отечества». В роли волонтеров работают и некоторые сотрудники музея.

Духовно окормляет целевую группу иерей Алексий Мальцев, настоятель церкви в честь апостолов Петра и Павла. А студенты, в свою очередь, трудятся как волонтеры в храме, участвуют в подготовке к престольному празднику.

Ценно то, что к проекту подключаются известные нижегородцы, интересные люди — они порой сами предлагают сотрудничество по той или иной теме. Что касается взрослой целевой группы нашего проекта (работников культуры, педагогов, руководителей школьных музеев), то с ней мы работаем в двух направлениях: рассказываем о методиках проекта и проводим открытые занятия, чтобы потом они могли проводить аналогичные в своих аудиториях.

Кроме того, организуются встречи, тематические экскурсии, передвижные и стационарные выставки, семинары и мастерклассы для специалистов и волонтеров, для учащейся молодежи из Нижнего Новгорода и районов области. Объединяются все эти мероприятия циклами занятий «Отечества достойный сын», «Патриотизм доказывается делом», «Пример, достойный подражания», «Их именами гордится Россия» и др.

— Какие мероприятия для вашего проекта — базовые?

— Во-первых, у нас запланированы две конференции (установочная и итоговая), посвященные воспитанию гражданина и патриота. 19–21 февраля состоялась первая из них, Международная научная конференция «Традиции образования и духовное становление личности гражданина и патриота», посвященная Году национального культурного наследия. Участвовали 200 человек, в том числе из Армении, Республики Беларусь и Украины.

20 февраля был проведен круглый стол «Я буду полезен Отчизне». Представители самых разных сфер деятельности обсуждали, как формировать у подрастающего поколения социальную, гражданскую активность, желание трудиться на благо Родины.

16 мая состоялся семинар с участием зарубежных представителей. Обсуждались вопросы интерпретации меморируемой личности в воспитательно-образовательных целях.

Итоговое мероприятие — конференция на тему взаимодействия семьи, государства, общества и Церкви в деле воспитания патриота и гражданина — пройдет в октябре этого года.

Нельзя не отметить активизацию международных связей музея, которые гармонично развиваются. Так, в рамках цикла «Примите нас под свой покров, питомцы волжских берегов!» с участием посольства Республики Беларусь в Нижнем Новгороде, состоялась выставка «Ему было только 25 лет: гений земли Белорусской М. Богданович», предоставленная музеем М. Богдановича города Минска. Национальный музей Т. Г. Шевченко города Киева предоставил, с участием Генерального консульства Украины в Нижнем Новгороде, выставку графики «Т. Г. Шевченко — академик гравюры» и не менее интересную нашим землякам и гостям города передвижную выставку «Нижний Новгород в рисунках Шевченко», в апреле развернутую в Кстовском нефтяном техникуме.

В мае был подписан договор о совместной деятельности с музеем М. Богдановича (Минск, Республика Беларусь), и мы надеемся, что это положит начало будущему партнерскому проекту.

— По каким критериям вы отслеживаете результаты своей деятельности?

— В проекте запланирован мониторинг — поэтапное анкетирование участников. Анкетирование на входе выявило, насколько не подготовлено сознание нашей молодежи к тем вопросам, которые мы ставим. В частности, затруднение вызвали вопросы, связанные с активным участием молодых людей в жизни России, способах уже сейчас принести пользу своему Отечеству.

И если в начале участия в проекте по многим позициям ребята ставили прочерк, то в процессе занятий ситуация меняется.

К примеру, один из вопросов анкеты — «Что я могу сделать для сохранения памятников?» — на первом этапе вызывал затруднения, но после проведения акции «А можно ли жить без культурного наследия?» появились ответы в четырех направлениях, в соответствии с полученной информацией: во-первых, изучать историю памятников; во-вторых, рассказывать о них другим; в-третьих — беречь их; и в-четвертых — не рисовать на памятниках граффити. В частности, последний пункт появился как следствие демонстрации фотографий с памятниками, изуродованными граффити, и я рада, что этот момент все-таки отложился в сознании молодых людей.

То есть работа с обратной связью хороша тем, что они начинают думать над поставленными вопросами, а нам и нужно включить пусковой механизм, чтобы наши подопечные размышляли. Для этой цели у нас в музее проводятся диалог-клубы — такие как «Патриотизм доказывается делом». Они тоже проходят с участием известных людей нашего города — писателя Виктора Карпенко, президента НГЛУ Геннадия Рябова, почетного гражданина Нижнего Новгорода профессора строительного университета Татьяны Виноградовой и многих других.

Проводить диалог-клубы довольно сложно, но все участники отмечают особо доверительную атмосферу нашего музея, когда можно высказать свое мнение и получить квалифицированный и серьезный ответ на интересующий вопрос. Таким образом реализуется одна из значимых целей нашего проекта: формирование духовности и сотворчества с ориентацией на православный образ жизни — в противовес негативизму, скепсису, гражданскому равнодушию.

Людмила Крапивина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.