Главная > Статьи > Разгадать загадку личности
«Ведомости Нижегородской митрополии» 2 (110) 13:40, 26 января 2017

Разгадать загадку личности

Патриарх-Сергий21 января в Свято-Николаевском женском монастыре Арзамаса прошел круглый стол «Патриарх Сергий (Страгородский) как богослов и церковный деятель». Участие в нем приняли духовенство Нижегородской епархии, нижегородские ученые и гости из столицы.

В родной город Святейшего приехали преподаватели истории, философии и общественных дисциплин вузов Нижегородской области. Кроме того — учителя истории школ Арзамаса и Арзамасского района, руководители методических объединений. Модератором встречи стал проректор по научной и учебной работе, завкафедрой церковной истории НДС кандидат философских наук Даниил Семикопов.

Прочь от протестантизма

Посмотреть на личность Патриарха Сергия с разных ракурсов: богословского, исторического, политического — задача весьма сложная, но интересная. Ее и пытались решить участники круглого стола.

— Год 150‑летия Патриарха совпал с печальным юбилеем — столетием революционных событий 1917 года, — сказал в начале заседания митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. — Жизненный путь Святейшего был очень непростым. Патриаршее служение пришлось на тяжелейшее время. Но давайте вспомним обращение Патриарха Сергия к пастве в начале Великой Отечественной войны! Глубокое, патриотичное, духовно насыщенное. Он призвал подняться на борьбу с захватчиками. В то время, когда шли массовые расстрелы духовенства, осквернялись храмы… Он имел такое огромное влияние на людей, что прихожане активно помогали фронту. Нижегородцы (тогда горьковчане) собрали средства на целую танковую колонну и воздушную эскадрилью. Помогали фронту так, что даже получили благодарность Верховного Главнокомандующего.

Участники круглого стола заслушали доклады. Профессор Московской духовной академии и Нижегородской духовной семинарии кандидат философских наук Николай Гаврюшин рассказал о богословском наследии Патриарха Сергия (Страгородского).

Докладчик отметил, что это наследие находится в тени церковной и политической деятельности Предстоятеля. Между тем Патриарх был видным богословом. Он впервые в Русской Церкви в XIX веке создал труд «Православное учение о спасении». После петровской реформы в духовных школах было сильно влияние протестантизма в преподавании. В учебную программу включались учебники протестантские или написанные под влиянием протестантских авторов. Использовались и католические книги. А строго сформулированной доктрины именно православного учения о спасении в академической книжности не было. Патриарх Сергий в 1890‑х годах подготовил диссертацию, которая потом стала монографией, и в последующее время превратилась, по сути, в учебник православного учения о спасении. Он четко обозначил, что ни о каком спасении личности без участия самой личности речи быть не может.

Это, пожалуй, его главный труд. Хотя есть и другие работы, посвященные разным сторонам догматического учения.

С евангельских позиций

Старший научный сотрудник Центра истории религии и Церкви Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук Алексей Беглов напомнил вехи исторического пути Патриарха Сергия. Он рассказал о  малоизвестных и особенно дискуссионных моментах жизни Святейшего.

— Предсоборное присутствие, состоявшееся 12 декабря 1906 года, должно было выработать проекты документов для рассмотрения на Поместном соборе, — сказал ученый. — Собор не созывался более 200 лет. Патриарх, тогда еще митрополит Сергий, предложил на этом собрании ввести устав прихода. Такой, чтобы прихожане были в определенной степени допущены к управлению церковным имуществом. Ведь в то время они созидали и содержали храмы, но полностью были отстранены от управления. Прав юридического лица приход не имел. Будущий Патриарх будто предвидел, что храмовое достояние придется защищать. «Мы не должны воображать, что наше нынешнее положение навсегда». Это владыка Сергий говорит в 1906 году! Однако его голос не был услышан еще 11 лет.

Далее Алексей Беглов остановился на соборе 1917–1918 годов. Там будущий Предстоятель потерпел, наверное, главное свое поражение. За несколько лет до революции он готовит новый свод церковных законов, и Собор отклоняет его. А ведь в будущем этот свод помог бы более жестко обращаться с потенциальными раскольниками.

1927 год. Издание известной декларации, после которой последовали обвинения в конформизме. Да, заместитель Патриаршего местоблюстителя шел на уступки власти, но в интересах Церкви. Переводил епископов туда, куда указывали, но делал это для того, чтобы как можно меньше было вдовствующих кафедр, нужен был кворум для нового Поместного собора. Ведь большая часть архиеерев была в ссылках и в заключении.

Еще момент болезненный для Предстоятеля. Интервью, которое было опубликовано в советской прессе 19 февраля 1930 года. Главный посыл статьи — в России гонений на Церковь нет. Этот текст должен был стать ответом на так называемый «Крестовый поход молитв», когда христиане за рубежом (причем все конфессии) соборно молились о страждущих христианах России. А здесь подобные «ответы» вынуждены были дать духовные лидеры всех основных религий СССР (только мусульманам удалось уклониться). Митрополита Сергия обвинили в прямой лжи. И только сейчас открылось, что текст был написан Ярославским, Сталиным и Молотовым. Текстологический анализ документов из Архива Президента РФ показал, что «интервью» являлось полной фальсификацией.

Перед участниками круглого стола выступил и профессор, заведующий кафедрой зарубежного регионоведения и локальной истории ИМОМИ Нижегородского государственного университета (ННГУ) имени Н. И. Лобачевского, доктор исторических наук Александр Корнилов. Он рассказал об отношении иерархов Русской Православной Церкви Заграницей к деятельности Патриарха Сергия. Как оказалось, не все эмигранты осуждали ее, понимая, какой крест несет Предстоятель.

Разгадать загадку этой бесспорно выдающейся личности, возможно, удастся лишь будущим поколениям. Если удастся вообще. Владыка Георгий сказал, закрывая встречу, что жизнь Патриарха Сергия (Страгородского) сложно оценить однозначно, но это человек, сохранивший Церковь в России. И судить о его поступках нужно с позиций евангельских.

Надежда Муравьева
фото Сергея Лотырева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.