Главная > К духовному размышлению > Разрешить грешить?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 20 (152) 15:34, 25 октября 2018

Разрешить грешить?

Однажды ко мне подошел человек, присутствовавший на таинстве Крещения, сказав, что внимательно слушал слова молитвы. Ему не все было понятно: акустика храма не позволяла. Но во время чтения одной молитвы он отчетливо расслышал, как священник произнес такие слова: «о разрешении грехов». Он смутился: разве можно разрешать грехи, ведь Церковь призывает не грешить. Видно было, что человек не на шутку взволнован и просит объяснить, что же все это значит. А его уже поторапливали родственники, которые спешили покинуть храм, так как «столы накрыты и пора отметить крестины».

По профессии тот человек оказался музыкантом. Поэтому, понимая, что полноценного ответа не получится из-за недостатка времени, я сказал:

— Вспомните, как называется переход аккорда или звука из неустойчивого состояния в устойчивое?

Лицо его просияло:

— Аккорд разрешается!

Мы вспомнили еще несколько аналогий, которые подтвердили то, что смысл слова «разрешить» на славянском языке говорит не о дозволении чего-то, а об изменении состояния.

— Ну, вот и разрешилась моя ситуация, — улыбнулся прихожанин. — Я из неустойчивого состояния смущения перешел в устойчивое понимание смысла слова. И теперь понял, что грешник находится всегда в неустойчивом положении, легко может снова упасть, а после исповеди и покаяния, когда священник разрешит ему грехи, — он снова сделал упор на слове «разрешит», — переходит в устойчивое состояние раскаявшегося человека.

«Выну хвала Его во устех моих»?

В дальнейшем я неоднократно слышал подобные недоумения от других и по мере возможности старался разъяснять. Действительно, мы часто неправильно истолковываем слова молитв, которые слышим при богослужении или сами читаем, не имея опыта. Причина проста: мы плохо знаем или совсем не знаем языка, на котором происходит общение с Богом. Язык нашей молитвы относится к группе славянских языков, а сфера применения его преимущественно церковная — отсюда и название: церковнославянский язык. Сложился он к XVII веку и с тех пор не менялся, и не всегда одинаково звучащие слова на церковнославянском и русском языках совпадают по смыслу.

Например, слово «выну» означает «всегда». И зная это, мы не сочтем странной известную фразу из 50‑го псалма: «И грех мой предо мною есть выну».

Слова, о которых упоминал мой совопросник, произносятся священником, например, при освящении воды для таинства Крещения: «…И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово, сотвори ю (её) нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену, да бежат от нея наветующие созданию Твоему. Яко имя Твое, Господи, призвах, дивное и славное, и страшное сопротивным». Даже неискушенный человек, воспринимая весь текст единым духом, сможет понять, какими свойствами будет обладать святая вода в купели. Но для пытливых умов все-таки стоит пояснить, что же это за «разрешение грехов».

О чем мы каждое утро вспоминаем, читая Символ веры? — «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Вот так и святая вода крещения по благодати Божией освобождает человека от грехов.

Разрушение или свобода?

В Полном церковнославянском словаре протоиерея Дьяченко читаем: «Разрешение — разрушение, разорение. Разрешение в церковной практике есть такое действие, посредством которого человеку, на время особыми церковными правилами ограниченному в образе жизни, возвращается свобода в обыкновенной христианской деятельности. Так новокрещенный обязан был до восьмого дня не омываться и не скидать с себя белых одежд, данных ему при крещении, а в восьмой день он в церкви слагал с себя белую одежду, омывался и одевался в обычную свою одежду. («И во осьмый день паки приносят его в церковь, во еже омыти. И разрешает ему священник пелены и пояс»)».

А «разрешение вина и елея», рыбы, мяса и прочего, которое находим в православном календаре? Это дозволение ради праздника или в честь святого употреблять ту или иную пищу, в обычные и особенно постные дни не дозволяемую — и это означает некоторое освобождение от поста. Разрешение венцов, даваемое новобрачным в восьмой день после брака, состоит в том, что с молитвою и благословением Церкви супруги слагали с себя брачные венцы, которые должны были носить на главах в течение семи дней.

Но главным образом разрешение относится к отпущению грехов в таинстве Покаяния, при котором священник (от лица Бога) прощает — и разрешает грехи кающемуся по власти, данной ему Иисусом Христом, «вязати и решити грехи человеков». «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:21–23).

Наконец «разрешение души от тела» означает освобождение души от тела через смерть. Кстати, листочек с текстом, в котором испрашивается прощение грехов усопшим и который вкладывается в руки покойного при погребении, так и называется — «разрешительная молитва».

Крещение — таинство, в котором человеку прощаются все грехи, какие бы он ни совершил до момента крещения, и такое отпущение получают и младенцы. Кто-то воскликнет: «Им-то, младенцам, какое отпущение? Когда успели нагрешить?» А суть в том, что они получают освобождение от первородного греха, с которым все приходят в этот мир. Помните из того же 50-го псалма: «И во гресех роди мя мати моя» (Пс 50:7)?

К слову, в этом же контексте мы до сих пор говорим о родившей женщине: «разрешилась от бремени» — она освобождается от тягости плодоношения и переходит в состояние материнства.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.