Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Развод или прощение?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 8 (116) 13:36, 27 апреля 2017

Развод или прощение?

Первое воскресенье после Пасхи называется Фоминым или Антипасхой. А в народе еще с древних времен этот день именуется Красной горкой — это особый праздник, сочетающий в себе православные традиции и отголоски языческих ритуалов. Православная Церковь дала празднику новый смысл, связав его с христианскими событиями. Начиная с Фоминой недели, как говорили, «с Красной горки», на Руси играли свадьбы. Сегодня предлагается подборка читательских вопросов на тему брака.

Родители против моего брака с человеком, которого я люблю и который меня любит. Если пойти против воли родителей, не будет ли это грехом?

— Действительно, одним из препятствий к браку (разумеется, церковному, потому что к гражданскому, похоже, сейчас вообще никаких препятствий не существует) является отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха и невесты. Основанием этому является 38‑е правило святителя Василия Великого. В Византии такой брак считался недействительным. В России эта норма применялась с различными ограничениями. Ведь когда речь идет о согласии родителей, имеется в виду, что они верующие, благочестивые люди, желающие счастья своим детям, которые намерены заключить церковный брак. Но бывает, к сожалению, и другое. Русские законы ограждали детей от произвола родителей в вопросах о браке. По Уставу Ярослава Мудрого, родители, виновные в принуждении детей к браку или в насильственном удержании от него, подвергались суду. Святитель Московский Филарет говорит: «По делам известны… случаи, в которых иногда родительская власть неблагоприятна для брака, а иногда ослабление этой власти вредно…» Не всякая воля родителей будет в вопросах брака благоприятной. Если, например, дети верующие, а родители безбожники, что, кстати, сейчас не редкость, то запрет родителей на брак едва ли станет благотворным, но и пренебречь им нельзя. Поэтому необходимо советоваться со своим духовным наставником, а в некоторых случаях обращаться и к епархиальным властям, может быть, к епископу за благословением.

В июне я выхожу замуж. Мои родители, да и знакомые говорят, что обязательно нужно венчаться в церкви. Насколько это обязательно, ведь мы еще так мало знаем друг друга?

— Если сказать об обязательности венчания людям неверующим, то они спросят вас: а зачем? И будут правы. Потому что любое церковное таинство, в том числе и таинство Брака, совершается над верующими людьми, обязательным же условием выступает искреннее и осознанное желание обеих сторон. Это видно уже из определения венчания, данного в Пространном православном катехизисе святителя Филарета (Дроздова): «Брак есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей».

Брак является законным, если он зарегистрирован государством. Так было и в древности. Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь, тем не менее, признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке. Такой практики придерживается Русская Православная Церковь и сегодня. Другое дело, если супруги являются людьми верующими. В таком случае непонятно, почему их брак не благословлен Церковью. Относясь с уважением к гражданскому браку, Церковь настаивает на необходимости брака церковного. То есть для супругов-христиан церковный брак становится обязательным. Но напомню еще раз: венчание в церкви должно быть шагом свободным и осознанным супругами. Оно совершается Церковью, внутри Церкви и для членов Церкви. Под венец идут не из-за красоты обряда, не из намерений оберега брака и даже не из соображений традиции, хотя все это присутствует, но понимая, что брак не просто юридичес­кий договор, средство продолжения рода и удовлетворение временных природных потребностей, а, по словам святителя Иоан­на Златоуста, таинство любви, вечное единение супругов во Христе. Такой брак нерасторжим. Дар любви, который дается в этом таинстве Божиим благословением, — это дар вечный, и не может быть любовь упразднена, не может она прекратиться даже со смертью. Но и Божественный дар может быть утерян. Сохранить или потерять его — это зависит уже от мужа и жены.

В молодости я дважды прощала мужа, когда он уходил к другим женщинам. Потом возвращался, просил прощения. В третий раз я не простила, и с тех пор ничего о нем не знаю: где он и жив ли… Двоих сыновей вырастила одна. Теперь, в конце жизни, думаю: а не грех ли я совершила, не простив его?

— Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает…» (Мф 19:6). Единственным допустимым основанием для развода Господь назвал прелюбодеяние, что характерно и для вашего случая. То есть вы имели основание развестись с мужем. Но вы также имели право и простить своего мужа в третий раз. Господь наш Иисус Христос говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6:14–15). Причем, когда апостол Петр спросил Его, сколько раз прощать: «до семи ли раз?» (Мф 18:21), Христос ответил: «До седмижды семидесяти раз» (Мф 18:22). И апостол Павел советует: «Облекитесь в милосердие, долготерпение, прощая взаимно, как Христос простил вас» (Кол 3:12–13). Так что здесь дело личное: вы поступили так, как вам тогда подсказало сердце. Бывает, что оно ошибается. Не случайно ведь душа-то всю жизнь неспокойна?

Священник на исповеди сказал мне, что второй брак Церковью не признается. И у меня, и у мужа второй брак. Имеем ли мы право венчаться в церкви?

— Православная Церковь допускает совершение таинства Венчания над второбрачными. Существует и специальное чино­последование для этого, оно несколько отличается от чинопоследования первого брака, но вы так же будете держать в руках зажженные свечи, которые служат символом радости получения благодати таинства, и на головы ваши будут надеты венцы. Третий брак Православная Церковь не венчает. Если же есть какие-то особые обстоятельства, то следует обратиться в комиссию при епархиальном управлении, которая и разрешит возникшие недоуменные вопросы.

В Евангелии я прочитал слова Христа о том, что лучше не жениться. Как это понимать?

— Человек сотворен свободным, он имеет право выбора: жить в соответствии с волей Господа или, так сказать, плыть по течению, а течение несет нас все дальше от Бога. Священное Писание говорит нам о том, что брак мужчины и женщины благословил сам Господь: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1:27). И Спаситель разъяснял ученикам таинство Брака: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф 19:5–6). Ученики же, поняв, какие высокие требования предъявляет Христос к браку, сказали Ему: «лучше не жениться» (Мф 19:10). И Учитель не отвергает их слова, но уточняет: «Не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф 19:11). То есть для Царства Небесного безбрачие предпочтительнее — для тех, «кто может вместить» (Мф 19:12). И апостол Павел пишет: «…хорошо человеку не касаться женщины. Но во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор 7:1). Для тех, кто решил посвятить свою жизнь Богу, кого Сам Господь избрал для такого пути, безбрачие промыслительно, но для других промыслителен брак, и в браке люди имеют возможность спастись, служа друг другу и помогая в деле спасения.

Моя дочь выходит замуж за человека другой национальности и другого вероисповедания. Как относиться к решению дочери?

— Во все века между людьми совершались межнациональные браки, и в этом нет ничего страшного. А вот вопрос о вероисповедании вступающих в брак более сложен, чем это кажется на первый взгляд. Если ваша дочь задумает идти со своим избранником под венец, он будет вынужден принять православие, потому что таинство Брака в Русской Церкви совершается только над людьми одной веры. Если же ее муж не решится изменить вероисповедание, а дочь ваша все же осознает себя христианкой, то ей следует помнить следующие слова Апостола: «…и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою верующею…» (1 Кор 7:12–14).

Брак наш не сложился, как мне кажется, но муж на развод не согласен. Говорит, что мы венчались в Церкви… Имею ли я право подать на развод в одностороннем порядке?

— Когда-то в Российской империи расторжение брака на основании существующих законов производилось в церковном суде. Потом Церковь была отделена от государства. Тем не менее она имела суждение о поводах для расторжения брака. Поместный собор 1918 года признал такими поводами «…кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (Основы социальной концепции РПЦ, гл.10).

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.