Главная > Форум > Реставрация храмов — в научных исследованиях школьников
«Ведомости Нижегородской митрополии» 2 (158) 14:45, 31 января 2019

Реставрация храмов — в научных исследованиях школьников

Учат ли в школе любить Родину? Вопрос сложный. Немало зависит от личного отношения учителя к своему предмету. Для нижегородцев прекрасной возможностью приобщить детей к истории, раскрыть ее духовные богатства стали детские городские Рождественские чтения. Более 300 школьников ежегодно принимают в них участие, 24 человека выходят в финальный тур. Авторы лучших докладов представляют их публике в Нижегородской духовной семинарии. 16 января финальные XIV чтения состоялись здесь на тему «Храмовое зодчество: от Руси к России».

Учащиеся нижегородской школы №187, на базе которой функционирует городской ресурсный центр по духовно-нравственному воспитанию, представили на эту тему литературно-музыкальную композицию. Они рассказали о том, как шло формирование архитектурного облика православных храмов Руси с древних времен, читали стихи, исполняли песни, прославляющие красоту русских куполов.

— Каждый из вас с интересом работал над своей темой, узнал много нового из истории своей страны, края и города. Очень многое из того, что вы почерпнули в период работы, станет важным, когда вы повзрослеете и будете участвовать в жизни своей Отчизны, — сказала директор департамента образования администрации Нижнего Новгорода Елена Платонова.

На конференции были заслушаны семь лучших докладов. Ученица школы №187 Дарья Аверина в своей работе рассказала об архитекторах, которые трудились над созданием и реставрацией известных нижегородских храмов, но имена которых были несправедливо забыты: Николае Ужумедском-Грицевиче, Василии Брюхатове и Петре Бойцове.

— Я считаю, что мы должны знать архитекторов своего города. Для этого на всех постройках должны быть мемориальные доски с указанием их имен, — поделилась своим мнением Дарья. — Взять, к примеру, нижегородского архитектора Петра Бойцова, который был среди реставраторов Староярмарочного и Александро-Невского соборов. Современные исследователи затрудняются назвать даты его рождения, не удалось найти ни одного некролога, сообщающего о его смерти. До сих пор не обнаружено место его захоронения.

Тему храмового зодчества, строительства и реставрации храмов, их истории и внутреннего убранства участники чтений стремились рассматривать на примерах храмов Нижегородчины. В качестве объектов для исследования были выбраны храмовый комплекс в честь святого великомученика Пантелеимона в Щербинках, Спасо-Преображенская (Карповская) церковь, уникальные росписи которой созданы на основе произведений известных отечественных и зарубежных художников XIX века, а также церковь в честь Казанской иконы Божией Матери Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Работу, посвященную реставрации Казанской церкви, выполнили сыновья известного нижегородского архитектора-реставратора высшей категории Виктора Коваля — Артемий и Арсений, учащиеся школы №29. Мальчики признались, что подошли к работе с особым чувством.

— Проект реставрации Казанской церкви наш отец выполнял в 2003–2004 годах. Он был нашим консультантом. Мы изучали, как менялся архитектурный облик храма от начала постройки до наших дней, — рассказали братья. — За это время были пристроены две Рождественские церкви, появились новые приделы. Сложность реставрации была связана с тем, что храм надо было восстановить в его исконном виде, для чего отец искал старые чертежи, проекты пристроек, сам их перечерчивал, делая новые обмеры. Со времени постройки церкви в начале XVIII века и до начала ХХ века отсутствовали фотоснимки храма, и было потеряно много информации о ней. Мы выезжали в Дивеево, разговаривали с местными жителями, фотографировали.

— Тема нынешних чтений мне очень близка, поскольку я сам имею отношение к строительству, восстановлению и сохранению храмов и фресок, проводил не один технический совет на эту тему в Троице-Сергиевой лавре, — поделился митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, который приветствовал участников и их наставников-учителей в завершение чтений. — В течение последних десятилетий в нашей стране идет активное возрождение храмов. Восстанавливая их, мы возвращаемся к истокам жизни нашей страны, к сердцу нашего народа. Замечательно, что вы в столь юном возрасте глубоко погружаетесь в изучение истории храмового зодчества Руси и великой России. Желаю вам помощи Божией в дальнейшем изучении зодчества, в проникновении в его глубокую символику, которая нас знакомит с историей Священного Писания и Русской Православной Церкви.

По итогам конкурсного дня финалисты получили грамоты департамента образования администрации Нижнего Новгорода, благословение митрополита Георгия и памятные подарки.

— Детские чтения мы задумывали как конкурс научного творчества. В отличие от олимпиады перед его участниками ставятся исследовательские задачи: школьники проводят поисковую работу, обращаются в архивы, консультируются со специалистами. Их работы обязательно рецензируют священники — это предусмотрено условиями конкурса. Очень важно, что в чтениях участвуют все школы Нижнего Новгорода, благодаря поддержке городского департамента образования, — пояснила специалист епархиального отдела образования и катехизации Ирина Чашкина.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.