Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Резолюция первых научно-педагогических Рождественских чтений «Культурные традиции и образовательная практика»
16:29, 26 января 2007

Резолюция первых научно-педагогических Рождественских чтений «Культурные традиции и образовательная практика»

22 января 2007 года в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» состоялись первые в образовательной практике региона областные научно-педагогические Рождественские чтения, организаторами которых выступили департамент образования Нижегородской области, Волго-Вятское отделение Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, Федеральный институт развития образования (г. Москва), отдел религиозного образования и катехизации Нижегородской епархии Русской Православной Церкви.

Оргкомитетом чтений было зарегистрировано 359 участников. В первых областных научно-педагогических Рождественских чтениях приняли участие представители светской и церковной систем образования, директора общеобразовательных школ, православных гимназий, воскресных школ, преподаватели высших учебных заведений, священнослужители, представители органов управления образованием, общественность.

Научно-педагогические Рождественские чтения объединили участников единой темой «Культурные традиции и образовательная практика», имеющей важное значение в выработке общественного мнения о такой назревшей социальной проблеме, как объединение усилий государства, Церкви и общества в деле этнокультурного развития и духовно-нравственного здоровья российской нации.

Участники чтений в ходе пленарных и секционных заседаний обсуждали вопросы по следующим основным направлениям:

1. Отечественные традиции воспитания и образования. Гражданское становление личности.
2. Основы православной культуры в образовательном пространстве региона.
3. Роль семьи и школы в духовно-нравственном становлении личности. Семья в век глобализации.

В многочисленных докладах и выступлениях участников чтений отчетливо звучала мысль о том, что постановка вышеобозначенных проблем является актуальной. Данное утверждение основывается на том факте, что в Нижегородской области государственные, общественные и религиозные структуры, педагогическая общественность озабочены скорейшим разрешением накопившихся вопросов в данной сфере социальной практики и что возможно и необходимо объединение усилий по решению этих проблем с учетом опыта, накопленного в образовательной практике Нижегородской области.

Участники научно-педагогических Рождественских чтений дали высокую оценку активной позиции педагогических коллективов, которые ставят своей целью объединение усилий педагогов и учащихся общеобразовательных и воскресных школ, православных гимназий в проведении мероприятий культурно-просветительского характера, способствующих раскрытию творческих способностей детей и формированию у них устойчивого стремления к познанию своих истоков, что подтверждается, в свою очередь, массовым участием детских коллективов светских и епархиальных образовательных учреждений в многочисленных мероприятиях культурно-просветительского характера, проводимых на началах совместности с органами управления образованием и культуры.

Самыми яркими из этих проектов являются образовательно-воспитательный проект «Ильинская слобода» и патриотическая акция «Алтарь Отечества». А созданные в образовательной практике типовые модели взаимодействия церковных приходов со светскими учреждениями образования и культуры являются инновационными образцами современного педагогического опыта.

С воодушевлением восприняли участники чтений результаты проведенной департаментом образования Нижегородской области и Нижегородским институтом развития образования работы по расширению национально-регионального компонента Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области за счет реализации экспериментального учебного курса «Религии России», идеи создания и внедрения экспериментального культурологического интегрированного курса «Нижегородский край», разработке учебных курсов для православных гимназий и воскресных школ «Церковно-славянский язык» и «Основы благочестия», получившие высокую оценку епархиального руководства.

В настоящее время начата работа по формированию в рамках системы повышения квалификации учителей Нижегородской области элективных курсов по вопросам духовно-нравственного образования и воспитания.

В Нижегородской области ведется работа по совершенствованию качества преподавания учебного курса «Основы православной культуры» в рамках школьного компонента с участием авторских коллективов данного УМК. Формируется система мониторинга работы по преподаванию и востребованности данного курса в образовательных учреждениях, так как в условиях формирования вариативной учебно-методической базы духовно-нравственного просвещения, преподавание ОПК целесообразно шире развивать в системе воскресных школ.

Участники чтений отметили, что избранный в Нижегородской области путь создания инновационного образовательно-воспитательного пространства включает в себя не только координацию деятельности конфессиональных и светских образовательных структур и учреждений, но и развитие молодежного движения, культурно-просветительской деятельности, поддержки семьи, иными словами, образовательный комплекс нашего региона открыт к сотрудничеству и взаимодействию со всеми социальными структурами, включая конфессиональные организации.

Главным критерием такого сотрудничества является позитивный подход в рамках действующей законодательной базы по воспитанию подрастающего поколения и формированию его активной позиции в современной социально-экономической среде.
Участники научно-педагогических Рождественских чтений «Культурные традиции и образовательная практика», всесторонне обсудив обозначенные выше проблемы, считают своим долгом заявить следующее:

1. В основе построения партнерских взаимоотношений государства, общества и Церкви должны стать разноуровневые договорные отношения. Примером таких отношений может служить договор о взаимном сотрудничестве в области духовно-нравственного воспитания и образования, заключенный между департаментом образования Нижегородской области и Нижегородской епархией РПЦ.

В рамках данного договора успешно действует координационный совет, который эффективно направляет работу светских и религиозных образовательных структур в области духовно-нравственного воспитания и образования. В соответствии с рекомендациями координационного совета на совместных с Нижегородской епархией форумах, круглых столах, семинарах выработана единая линия по выстраиванию отношений церковных и светских властей в сфере образования, воспитания и культуры.

Участники чтений считают, что необходимо активизировать на местах аналогичный конструктивный диалог со всеми конфессиональными и заинтересованными общественными структурами в целях реализации прав граждан на свободу совести.

2. Департаменту образования Нижегородской области, Государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» необходимо систематизировать работу по проведению такого важного просветительского мероприятия, как Рождественские чтения. Считать необходимым формирование структуры данного мероприятия на региональном уровне, шире использовать научно-педагогический потенциал участников чтений в работе образовательных учреждений.

В этой связи считать необходимым расширение участия образовательных структур в просветительских образовательных проектах, реализуемых в Нижегородской области: «Премия Фонда преподобного Серафима Саровского», «Серафимовский учитель», «Православная инициатива».

3. В деятельности образовательных учреждений необходимо учитывать положительный опыт молодежных инициатив, развивать формы работы с молодежью как важное направление педагогической деятельности, ибо только таким образом можно научить молодых людей умению видеть свои ошибки, исправлять их и формировать позитивное творческое социально-значимое отношение к жизни.

4. Стремление детей к познанию своих истоков, которое имеет в Нижегородской области благодатную почву, ставит насущную задачу разработки областной программы по духовно-нравственному воспитанию и образованию, а также формирования новой концепции содержания национально-регионального компонента базисного учебного плана образовательных учреждений Нижегородской области с учетом опыта, накопленного в образовательных учреждениях области и практических результатов, полученных в ходе экспериментальной работы научных подразделений ГОУ ДПО НИРО.

5. Участники чтений высказывают решительное «нет» безнравственной кампании, развернутой в нижегородских средствах массовой информации, и, прежде всего, на нижегородских телеканалах (безнравственная реклама, культ насилия и т. п.), что разрушает национальные традиции и культуру нашего народа, наносит вред процессу воспитания молодежи. Обращаем внимание руководителей Нижегородской области и средств массовой информации на данный факт и просим принять действенные меры по противостоянию данному процессу.

6. Просить департамент образования Нижегородской области всемерно оказать помощь ГОУ ДПО НИРО в издании и публикации сборника материалов настоящих чтений для использования в работе всех заинтересованных структур.

Участники Первых областных научно-педагогических чтений «Культурные традиции и образовательная практика» единодушно считают нужным направить настоящую резолюцию в адрес губернатора Нижегородской области, в департамент образования Нижегородской области, в Законодательное собрание Нижегородской области, правящему архиерею Нижегородской епархии Русской Православной Церкви, руководителям муниципальных и конфессиональных образовательных структур для учета в работе общественного мнения, высказанного в ходе данного мероприятия.

г. Нижний Новгород, 22 января 2007 год

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.