Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Рожденный летать
15:51, 4 мая 2011

Рожденный летать

Дожить до 90 лет, из которых 50 провести в воздухе,— такое под силу редкому герою. Но когда читаешь послужной список летчика-испытателя Алексея Ивановича Митусова, понимаешь, что сама жизнь его похожа на чудо.

Дважды представлявшийся к званию Героя Советского Союза, он имеет шесть орденов Красного Знамени (столько же— лишь у маршалов Буденного, Ворошилова и Рокоссовского), награжден тремя орденами Красной Звезды, орденом Александра Невского и множеством медалей. На его счету 8 лично сбитых немецких самолетов и 15— сбитых в групповых полетах, 26 уничтоженных автомашин и бронетранспортеров, 20 железнодорожных вагонов, 2 паровоза и более 200 солдат противника.

В корейской войне 1950–1953 гг. Митусов сбил 7 американских самолетов. В Нижнем Новгороде в ЦКБ по судам на подводных крыльях под руководством Р. Е. Алексеева он работал летчиком-испытателем. В частности, принимал участие в испытаниях экраноплана, названного иностранцами «каспийским монстром». Освоил более 30 типов самолетов, в том числе три американских.

Авиация— судьба

Алексей Митусов родился и провел детство в Тульской области, недалеко от станции Узловая. До сих пор считает, что стать летчиком ему было предопределено свыше, что авиация была ему второй матерью.

«Мне не было 16 лет, когда однажды на прогулке недалеко от аэродрома я увидел, как летают на планере, и меня это увлекло,— вспоминает он.— Это была очень старая конструкция —«четверка», таких планеров вы нигде сейчас не увидите.

Чтобы взлететь на нем, нужно было натянуть длинный тугой резиновый шнур, в то время как сам аппарат стоит на якоре. Инструктор дает команду «Полет!», летчик снимает планер с якоря— и тот летит. Летит недолго— в зависимости от того, насколько натянули резиновый шнур. И вот когда я подошел поближе к месту взлета планера, резиновый шнур оборвался и скрутил меня так, что местами слезла кожа— я стал полосатый. Пришел домой— мама была в ужасе. Но это меня не испугало— я твердо решил научиться летать на планере».

Митусов тренировался целое лето, а зимой в школу, где он учился, пришли представители местного аэроклуба «Осоавиахим» набирать желающих стать летчиками. Алексей записался в их ряды и успешно практиковался весь сезон.

Однажды инструктор представил его капитану авиации: «Это Алексей Митусов, у него по всем предметам сплошные пятерки. Тот ответил: «Я с вами летать не буду. Раз вы все умеете, я зачисляю вас кандидатом в авиационную школу». Это была Качинская Краснознаменная авиационная школа им. А. Ф. Мясникова, где готовили истребителей.

Жизнь— в воздухе

По окончании школы Митусов попал в резервный полк в Армавире, затем— в истребительный авиаполк в Ташкенте. Молодого летчика направили на курсы командиров звеньев, где и застала его война. Правда, из-за постоянных перебазировок и учений лишь в феврале 1944 года его полк отправился на фронт. Летели долго, погода была тяжелая, кормили очень плохо, жили летчики в землянках, где было множество блох…

«Однажды мне стало плохо, поднялась высокая температура,— вспоминает Алексей Иванович.— Врачи поставили диагноз: малярия. Меня хотели эвакуировать, но я уговорил командира полка дать мне самолет, хотя мой вид его удручал. Я сел в машину и повел с собой всю группу.

Доверие командира ко мне было не случайным. Незадолго до этого произошла такая история. В Армавире я упал с автомашины: потянулся за покатившимся картофелем, выпал и сильно ударился. Меня подняли, но ходить я практически не мог.
Вдруг однажды вбегает дежурный и кричит: «Ребята, на аэродром! В Армавир летит группа немецких самолетов!». Я бросился к своему самолету, запустил без техников двигатели и взлетел.

В воздух мы поднимались беспорядочно и без команды, поэтому с земли командир полка по радио запросил: «Кто взлетел?». Когда услышал мою фамилию, повисла тишина. Он не мог поверить: человек не ходил— и вдруг взлетел! Сразиться в небе нам тогда не пришлось. Мы посадили машины, но командир меня не отчитал».

Вскоре полк полетел на фронт. Командир сказал Митусову: «Смотри у меня, я ведь беру большую ответственность: на тебя смотреть противно, какой ты тощий».

Награда Жукова

Начались первые бои за освобождение Белоруссии. Однажды группа самолетов, в которой летел Митусов, сбила немецкий самолет. Это случилось на глазах у маршала Жукова. Он был поражен: эту немецкую машину никто не мог сбить, целый день она корректировала стрельбу немецкой артиллерии!

Жуков спросил: «Кто сбил самолет?». Командиром группы был Борис Деев. И в полк передали: «Маршал Жуков награждает Деева орденом Боевого Красного знамени». Это был первый в полку сбитый самолет и первый награжденный летчик.

Потом был Бобруйск, окруженный немцами. Их отрезали от основных сил, и они отчаянно сопротивлялись. «А однажды нас послали на поиски наших наземных войск, которые ушли вперед и потерялись— их никак не могли найти,— вспоминает Алексей Иванович.— Мы их обнаружили, но решили заодно ударить по немцам, расположившимся недалеко. Вдруг летит немецкий самолет— я бросаюсь в атаку: убил стрелка, разбил двигатель. Самолет мой долго шел на одном моторе, потом зацепил землю и перевернулся. Это была моя первая личная победа».

В одной из операций, прикрывая наши войска под Варшавой, Алексей Митусов увидел, как из разбитых домов и сараев выруливают немецкие самолеты и летят бомбить наших. Фашистские зенитчики упорно не подпускали его к своим самолетам. В его машину попали три снаряда: отбили часть хвоста, повредили носовую часть, чуть не попали в бензиновые баки— чудом не взорвался. После этого самолет Митусова капитально отремонтировали.

Первый над Берлином

Незадолго до окончания войны Алексей Митусов стал командиром разведки. Летать пришлось далеко, причем одному: вдвоем могли потеряться, потому что погода испортилась— шел снег. За эти полеты его наградили орденом Александра Невского.

«Над Берлином мы оказались раньше всех, никто еще из наших войск так далеко не продвигался, только разведчики,— с гордостью говорит Алексей Митусов.— Про нас даже кино снимали, оператор так и сказал: «Этот фильм про вас, ребята, потому что вы были первыми над Берлином». Но позже он погиб, а с ним и аппаратура, и весь отснятый материал. Над Берлином было жутковато лететь, хотя били по нам мало: ведь истребитель вреда особого не причинит: посмотрит сверху— и доложит начальству про обстановку».
Когда началась берлинская операция, у Митусова и его подчиненных были вылет за вылетом. Летчики прикрывали движение наших войск на запад. Однажды, пролетая над окраиной леса, Алексей Иванович вдруг заметил, как из чащи выходят немецкие танки и машины. Увидев его, они замерли— не знали, что делать.

Он передал информацию танкистам и вернулся на свой аэродром. А его товарищ Борис Деев, которого наградил Жуков, вылетел туда, и немцы его подбили— самолет сгорел.

21 февраля 2011 года Алексею Ивановичу Митусову исполнилось 90 лет. Но он до сих пор скучает по самолетам.

Светлана Высоцкая

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.