Главная > Без рубрики > «Русский царь — жертва большого предательства»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 7 (115) 17:25, 6 апреля 2017

«Русский царь — жертва большого предательства»

Андрей Елисов — учитель истории и обществознания средней общеобразовательной школы села Саваслейка Кулебакского района, заслуженный учитель РФ, обладатель звания «Серафимовский учитель», победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», окружного конкурса «Православный учитель — 2016». Автор книг «Нравственное воспитание учащихся на уроках истории» (2007), «Притчи на каждый урок» (2009), «Дорогами мудрости» (2011). Труды Андрея Елисова изданы в Нижнем Новгороде, Владивостоке, Москве, Самаре и других городах России. Он проводит выездные мастер-классы в разных регионах страны.

— Октябрьская и Февральская революции на протяжении 74-летней советской истории подавались как выдающиеся события в отечественной государственности, ибо они, по мнению советских историков, сломали хребет ненавистному самодержавию, став новой эрой в истории человечества.

Либеральные реформы 90-х годов XX века и начала XXI века дали иную оценку революционным потрясениям. Вместо советской оценки модели революции пришла демократически-буржуазная оценка этих событий, согласно которой Февральская революция дается как прогрессивное явление, ибо самодержавие воспринималось как изначально враждебное явление для буржуазно-демократических преобразований. Историки ограничились осуждением большевизма и его темных сторон, связанных с Гражданской войной, красным террором, репрессиями 30-х годов. Создалась тенденция обеления и идеализации белого движения в эпоху иностранной интервенции. Даже по содержанию современных учебников можно судить о том, что о героях белого движения: Колчаке, Деникине и Врангеле, Юдениче — написано больше, чем о лидерах и полководцах красного движения.

На самом же деле объективная оценка причин происхождения трех российских революций так и осталась за пределами школьного курса. А о том, что царь и его семья канонизированы как мученики-страстотерпцы, до сих пор в учебниках ничего не сообщается, хотя канонизация прошла в 2000 году.

Школьные учебники и общественное мнение явно проигнорировали еще один подход к оценке событий 1917 года. Он связан с позицией той системы ценностей, которой жила царская Россия до 1917 года. Мало кто пытался найти духовные причины революции. А ведь Россия была православной цивилизацией, носительницей идеи «Москва — третий Рим», а идеология «Православие. Самодержавие. Народность» была действующей формулой в российской самодержавной политике на протяжении всего XIX века. А ведь именно по этим трем началам и был сделан удар в ходе революций.

Сначала он был сделан по самодержавию в 1905–1907 годах, и после того как самодержавие выстояло, удар был повторен в 1917 году в феврале, как раз в тот момент, когда Россия шла к победе в Первой мировой войне. Руководи царь событиями 1917–1918 годов, Россия смогла бы выиграть вой­ну, расширить сферы влияния, включить Святую землю с Вифлеемом и Иерусалимом под свою власть, реанимировать православную Византию, разрушенную и захваченную турками в XV веке.

Так как самодержавие было свергнуто, Россия уже не была в числе победителей в 1918–1919 годах. Более того, по решению Брестского мира Россия в 1918 году теряла часть своих земель — большевики отдали ряд западных земель европейским государствам за то, чтобы на 74 года укорениться на землях бывшей Российской империи.

В XIX столетии в российском образованном обществе получил развитие процесс отхода от традиционных духовных ценностей, который к концу века принял характер отречения элиты от исторической России. Пока декабристы в школьных учебниках для нас герои, хотя это люди, пришедшие убить верховного правителя, разделить Россию, мы не поймем подлинных истоков революций 1917 года, и российский майдан будет еще не раз угрожать нам.

Массовое отпадение от веры коснулось многих российских сословий. О гигантской расхристианизации российского дворянства гениально написал Максим Горький в романе «Жизнь Клима Самгина».

За эти 100 лет мы так и не решились отделить героев от преступников. Примеры: Санкт-Петербург с Ленинградской областью и Екатеринбург со Свердловской областью. Город, где был убит Николай Второй, принадлежит к области с именем его убийцы.

Роли армии, которая не поддержала царя в феврале 1917 года, тоже уделяется мало внимания при анализе причин Февральской революции. Все генералы, признавшие отставку царя и настаивающие на ней, нарушили присягу своему императору. Вместо того чтобы заявить ему о своей поддержке, они согласились с заговорщиками в военное время избавиться от главнокомандующего армией. И мы при этом идеализируем белое движение. Оно получило то, что посеяло в феврале 1917 года. Однажды предав самодержавие, они так же были преданы своими солдатами и офицерами.

Главной целью Февральской революции была замена русской православной цивилизации на западную, так называемую демократическую цивилизацию, с ее прагматизмом и либеральной идео­логией. Когда эта идея провалилась, большевики установили диктатуру на обломках демократии Временного правительства.

Кредо большевизма заключается в словах Ленина: «Нравственно все то, что идет на пользу революции». Эта «нравственность» позволяла уничтожать людей сотнями тысяч только по причине принадлежности их к тому или иному классу, позволяла отдавать исконные русские земли военному противнику только для того, чтобы сохранить захваченную власть. Эта же «нравственность» позволяла разрушать храмы, сжигать иконы, глумиться над мощами святых, убивать священников.

Если в настоящее время мы не назовем подлинных критериев героизма и предательства, мы опять можем пойти за негодяями, которые поведут нас на баррикады.

Опыт 100-летней истории жизни после революции 1917 года уже есть. В царской России у нас была самая большая территория, мощная армия, население с приростом на 55 миллионов при Николае Втором, мощное сельское хозяйство (экспорт продукции был громадным) и, самое главное, вера — нравственный стержень народа. В нынешних условиях очень своевременно учесть уроки прошлого и научить отделять зерна от плевел в процессе преподавания исторического курса нашим ученикам — это и есть задача современного учителя.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.