Главная > Пастырь добрый > С молитвой да с золотыми руками
«Ведомости Нижегородской митрополии» 12 (168) 16:25, 27 июня 2019

С молитвой да с золотыми руками

На противоположном Мурому берегу Оки жила-была Феврония. И было у нее пять братьев и три сестры. Только повесть наших дней не о самой обладательнице этого славного имени, а о ее родителях — протоиерее Андрее и матушке Инне Дяур, чья большая и дружная семья живет в Навашине. Вместе Богу служат, вместе дом ведут, вместе столярным ремеслом занимаются.

Общими заботами

Бывшее село Липня сейчас часть города Навашина. Сергиевская церковь стояла здесь с 60-х годов XIX века. После революции храм действовал до 1938 года, затем в его стенах разместили призывной пункт, а после — армейскую столовую. Последнего настоятеля арестовали и расстреляли, а здание сгорело в 1945-м.

Местные жители сами захотели восстановить, а точнее, заново возвести Сергиевский храм, который относится к Вачскому благочинию. Всего пять лет назад сложился приход, а сегодня здесь регулярно идут службы. Светло от деревянных стен, от плитки теплых тонов на полу, от больших окон. Бревна ровными рядами уходят вверх под купол. Древесину для постройки выбирали очень тщательно, съездив не в один район Нижегородской области. В свое время настоятель отец Андрей Дяур, заботясь об удобстве прихожан, внес в проект свои изменения:

— Где бы человек ни стоял, он должен видеть, как идет служба, иначе внимание его будет рассеяно, он будет отвлекаться, — уверен батюшка. — Вот почему от перегородок в центральной части отказались — хочется, чтобы прихожанам здесь было по-домашнему уютно, ведь храм для людей создан.

Было время, когда из церквей выносили утварь и святые образа, а сейчас все наоборот. Вот и в Сергиевскую церковь вернулась старинная икона, сбереженная кем-то из прихожан с дореволюционной эпохи. Много новых образов: умер человек, а близкие в память о нем заказывают икону с ликом святого покровителя почившего. Дарят церкви. Один прихожанин лавочку смастерил — теперь стоит в храме. Еще одна добрая душа подарила купель для крещения, и как раз тогда, когда семейная пара очень хотела окрестить здесь своего малыша, а окунать младенца было некуда.

Под церковью — помещения с высокими потолками. После того как они будут полностью отремонтированы, здесь разместятся классы воскресной школы. Когда строили цокольный этаж, вспоминает батюшка, приходили даже люди почтенного возраста, поддерживаемые внуками, чтобы поучаствовать в благом деле, положить свой кирпичик в основание храма.

Как только у церкви появится ограда, посадят деревья и кустарники. Клумбы уже разбиты. В любое время суток сюда идут помолиться или просто посидеть-отдохнуть. И словно торжественно приветствуя каждого, стоит перед Сергиевской церковью небольшая звонница с колоколами.

Не биту, а скалку

Есть в Сергиевском храме вещь, которая особенно дорога отцу Андрею. Это Евангелие, принадлежащее его отцу — священнику Николаю Дяуру. Сейчас он настоятель Преображенского храма Донской епархии. Когда-то сын уговорил батюшку отдать ему книгу. Именно от своего отца он перенял, что, если священник несет послушание по возведению церкви, он сам не должен уклоняться от физического труда.

— Я и мои братья видели, что, если было нужно, папа и кирпичи клал, и сварку делал… Если просить прихожан и при этом самому ничего не делать, духовной пользы не будет. А если батюшка и сам, допустим, лопату в руки взял, тогда и люди с большим доверием будут относиться, — говорит отец Андрей. — Так нас воспитывали родители.

Родом из детства, из семьи и увлечение столярным мастерством. В храме подсвечники, блюда для просфор, сделанные его руками. А дома — посуда, предметы мебели, декоративные изделия, игрушки, даже детский самокат. Исходя из назначения вещи, батюшка может поэкспериментировать с породами дерева, их сочетаниями. Чтобы создать красивый предмет, над куском древесины приходится поработать. Совсем как при работе над собой в духовном плане.

— Это своего рода искусство и способ увидеть, какую красоту сотворил Господь Бог, — говорит отец Андрей. — Очень приятно, когда понимаешь, что ты можешь что-то создать своими руками — каждая тарелочка с молитвой сделана.

В гараже разместились станки. Помастерить в дом к батюшке приходят и воспитанники воскресной школы, и ребята из соседних домов. Доходит до смешного: вместо математики и русского языка в школе придут к батюшке на «урок» труда.

— «У меня занятий нет». — «Ну, хорошо, пошли заниматься», — рассказывает отец Андрей. — Через некоторое время учительница приходит: «Такой-то у вас был?» — «Да». — «Он уроки прогулял».

Некоторые изделия из домашней мастерской Дяуры передают в местный Дом малютки. Батюшка считает, что ручной труд помогает отвлечь детей от дурных привычек и примеров.

— Иногда подростки приходят и говорят: «Батюшка, давайте сделаем биту». Я говорю, а давай скалку для бабушки? Вещь полезная, и бабушке приятно будет, что ты о ней подумал.

Следуя мудрости

— Труд для него необходимость, — говорит матушка Инна о своем супруге. — Если он не занят каким-то делом, то может начать хандрить и даже болеть.

Столярным мастерством в семье Дяур занимаются практически все. Даже шестилетняя Феврония уверенно подходит к станку, чтобы отшлифовать деревянный брусок. Не говоря уже о самом старшем Андрее, который и для мамы, и для папы первый помощник.

— Стараюсь проводить время с детьми: когда ты старший, ты для младших как второй отец, — говорит юноша.

После школы Андрей мечтает поступить в один из столичных вузов на гуманитарную специальность. Пока родители в храме — батюшка служит, а матушка Инна, регент по специальности, руководит хором, ребята наводят чистоту, готовят, старшие опекают младших.

— Андрею нравится история, он любит порассуждать. Павел, второй сын, хочет стать священником, тоже любит точить, — рассказывает матушка. — Мы не принуждаем их к этому выбору, лучше быть хорошим мирянином, чем плохим священником. Нужно, чтобы это было от души, чтобы человек был готов в любую минуту оставить свои дела и идти к людям. Когда батюшке звонят, он все откладывает и едет, причащать ли, соборовать, отпевать…

Даже если дети пойдут разными путями, братья и сестры всегда будут друг у друга, и всегда будет дом, где, прежде чем сесть за стол, звучит общая молитва, где пекутся пироги и готовятся сахарные леденцы, где ароматно пахнет струганое дерево и где царят мудрость и спокойствие.

— Есть притча о том, как царь увидел землекопа и спросил его, сколько тот зарабатывает, — говорит отец Андрей. — Он ответил, что три гроша: «Один я в долг даю, одним долг плачу, третий себе оставляю». Царь спросил: «Зачем в долг даешь, если так мало получаешь?» И землекоп объяснил, что долг, который он дает, — это расходы на воспитание сына, а долг, который он возвращает, — это содержание престарелого отца. Так и мы своих детей воспитываем, что бабушке и дедушке помогать надо.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.