Главная > Святители > Епископ Феофан (Чарнуцкий)
14:09, 31 июля 2015

Епископ Феофан (Чарнуцкий)

Епископ Феофан, происхождением из малороссийской фамилии Чарнуцких, родился около 1710 года в городе Чарнухи, недалеко от Киева. Обучался в Киевской духовной академии. В 1739 году он определен учителем, в том же году пострижен в монашество. Спустя несколько лет Феофан был поставлен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а с 1748 года — наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. По смерти настоятеля Лавры Арсения (Могилянского), бывшего также архиепископом Переяславским, Феофан около года еще оставался наместником той же Лавры при архимандрите Афанасии (Волховском).

В 1753 году наместник игумен Феофан был определен на епископскую кафедру в Нижегородской епархии, по указу императрицы Елизаветы Петровны, на архиерейское место. 14 марта 1753 года, в Москве, в Успенском соборе, он был рукоположен в епископа. Вскоре после посвящения, а именно 3 мая, епископу Нижегородскому Феофану прислана была от Святейшего Синода настольная грамота за подписями Московского архиепископа Платона, Сарского и Подонского епископа Илариона, Коломенского епископа Гавриила и Владимирского епископа Платона. (Настольная грамота епископу Феофану до советских времен сохранялась в ризнице Нижегородского Спасо-Преображенского кафедрального собора, ныне не существующего. Собор был взорван в 1929 году, многие святыни его утрачены. — Прим. Ред.)

В течение двадцати лет Преосвященный Феофан управлял Нижегородской епархией, много трудов положил на ее устройство. За время его правления сама епархия изменилась в пределах: так, города Балахна и Саранск с уездами, в которых было до 210 церквей, вошли в ее состав. Кроме того, делались заштатными или вовсе упразднялись некоторые монастыри (в 1764 году таких монастырей, обращенных в приходские церкви, насчитывалось 17).

В первые годы управления Феофан завершал начатое его предместником. В 1762 году Архиерейский кремлевский дом по причине ветхости отошел под монетный двор, в котором стали переливать старые медные деньги. По этому случаю жилой дом епископа и его официальная резиденция обрели новое место.* Около того же времени пришел в ветхость и холодный Кафедральный собор, построенный в 1652 году. Стараниями деятельного епископа главы и кровля собора были покрыты железом, а стены укреплены. Богослужение тогда долгое время совершалось в теплом Скорбященском соборе, разобранном в 1841 году.

Заботясь о внешнем устройстве епархии, Преосвященный Феофан не оставлял без внимания и внутреннего, продолжая труды своих предшественников в деле просвещения инородцев, и его усилия также не были тщетными и приносили свои плоды. По примеру Димитрия (Сеченова) и Вениамина (Григоровича), он имел у себя проповедников, знавших языки просвещаемых народов. Епископу доставлялись сведения о новообращенных, он же во всех затруднительных обстоятельствах давал пастырские советы, словом и делом вооружаясь против иноверческих учений. Преосвященный Феофан писал особые наставления для неутвержденных в вере и рассылал их по епархии, убеждая, что вне Церкви Божией нет спасения. «Держите убо православнии крепко твердый щит — крест Христов; противитеся диаволу, и аггелом его в день брани, — взывал Преосвященный своим пастырским гласом. — Крестом воистину диавол сокрушен; крестом ад раззорен; крестом смерть умертвися; а мы вси спасохомся и ожихом; крестом вся благая получихом». Чтобы более просветить инородцев христианской верой, Феофан не только предписывал духовенству наставлять их в правилах веры и благочестия, но и требовал в Духовную семинарию каждый год «троих из каждой иноверческой нации», согласно указу 1751 года. Таким образом, в семинарии обучались христиане из татар, мордвы, чуваш и черемис. Некоторые из них навсегда оставались в духовном звании, занимая приличные места и обращая к вере своих единоплеменников.

Преосвященный Феофан проявлял особую заботу об устройстве семинарии, часто посещал ее и принимал самое живое участие во всех нуждах. Территория семинарии была увеличена, воздвигнуты новые здания. В 1762 году к семинарской церкви, возведенной при Димитрии (Сеченове), пристроили двухъярусную каменную колокольню. В начале своего правления епископ Феофан открыл в семинарии класс философии. При Феофане впервые началось преподавание французского языка, известного и самому епископу. Кроме того, Феофан преобразовал само управление семинарией, вверив его ректору: со времен епископа Димитрия (Сеченова) семинарией управляли только префекты; а с 1772 года стали назначаться ректоры. Первым в ректоры был определен Печерский архимандрит Константин (Борковский), родом из Киева, переведенный в Нижний Новгород из Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Лучших учеников Преосвященный Феофан выделял особо, награждая их и, по окончании обучения, посылая в Духовные академии, в Москву и С.-Петербург, а также в Московский университет, когда открывалось требование. О тех, кого направляли учиться далее, Преосвященный также не переставал заботиться лично, посылая им все нужное на содержание. До 1765 года Феофан устраивал и содержал семинарию на одни лишь доходы, собираемые с епархиального духовенства. С 5 января 1765 года Нижегородской семинарии положен был годовой оклад в размере 816 рублей 93 3/4 копейки. Распоряжение об этом получено от императрицы Екатерины II.

Вскоре, в 1767 году, Преосвященный Феофан удостоился встречать и саму благотворительницу-императрицу, направлявшуюся из Ярославля вниз по Волге. Для встречи ее достойным образом заранее были приготовлены царские места в Нижегородском Спасо-Преображенском кафедральном и в Балахнинском Вознесенском соборах, в Городецком Феодоровском и Макарьевском Желтоводском монастырях. 19 мая 1767 года Екатерина II прибыла в Городецкий Феодоровский монастырь и присутствовала при освящении церкви. 20 мая, сопровождаемая Потемкиным и Орловым, императрица отправилась по Волге в галере «Тверь» в Нижний Новгород. У пристани встретили ее управлявший губернией Аршеневский с другими чиновниками. В приготовленной карете она проследовала к собору через Ивановские кремлевские ворота.

При входе в Спасо-Преображенский собор Преосвященный епис-коп Феофан встречал императрицу, в полном облачении, с крестом, в присутствии всего нижегородского духовенства. Епископ совершил литургию, по окончании которой Екатерина II приложилась к святым иконам и обозрела весь собор. В течение двух дней пребывала императрица в Нижнем Новгороде, откуда, сопровождаемая епископом и другими, отправилась по реке Волге в Казань. 23 мая процессия остановилась в Макарьевском Желтоводском монастыре.

Здесь правительница слушала благодарственный молебен в соборной Троицкой церкви, а при отъезде из монастыря приказала поставить над святыми вратами императорский герб.

Спустя несколько лет после этих событий, в 1771 году, моровая язва распространилась в Нижегородской епархии. В эту тяжкую годину испытаний Феофан принимал самое живое и деятельное участие. Преосвященный сам совершал в Нижнем Новгороде частые молебствия с торжественными крестными ходами об избавлении от болезни. То же самое внушал делать и во всей своей епархии. В Нижнем Новгороде воссылали усердные молитвы Богородице, особенно перед чудотворной иконой Оранской Божией Матери. С принесением ее в Нижний Новгород моровая язва прекратилась, как известно по преданию. С того времени установлены были, с разрешения начальства, и крестные ходы с этой иконой в Нижний Новгород и другие места Нижегородской епархии.

После 20-летнего управления Нижегородской епархией, в июне 1773 года, епископ Феофан подал прошение императрице с просьбой о своем увольнении на покой, в Киево-Печерскую Лавру, где был пострижен в монашество. 1 июля Феофан был уволен в избранную им Лавру с годовым пенсионным окладом из Коллегии экономии. Кроме того, дано было ему на проезд из Нижнего Новгорода до Киева 1000 рублей. 30 августа 1773 года он прощался со своей нижегородской паствой. На московском тракте в управляемой им епархии встречали и провожали его со всей архиерейской честью.

На покое Феофан прожил около семи лет. 8 марта 1780 года епископ скончался и был погребен в самой Киево-Печерской Лавре.

Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.