Главная > Святители > Епископ Владимир II (Никольский)
14:27, 31 июля 2015

Епископ Владимир II (Никольский)

Епископ Владимир, архипастырь Нижегородский, в миру Василий Степанович Никольский, сын священника, родился 1 января 1829 года в Курской губернии. Среднее образование получил в Курской духовной семинарии, где окончил курс в 1851 году. Свою пастырскую деятельность он начал священником в Херсонской епархии, сначала при Бобринецком соборе, а затем (с 1854 года) при Бердянском соборе, исполняя также должность законоучителя в местных уездных училищах. Овдовев в возрасте двадцати восьми лет, по прошению был определен в число братии Херсонского Архиерейского дома, где и был пострижен в монашество (21 декабря 1857 года) с принятием имени Владимир.

Поступив через два года в С.-Петербургскую духовную академию и окончив в ней курс со степенью магистра богословия в 1863 году, будущий архипастырь был оставлен при академии для приведения в порядок библиотеки, а спустя год определен на должность инспектора и профессора в Казанскую духовную семинарию.

В 1867 году возведен в сан архимандрита. 25 мая после хиротонии назначен на должность инспектора в Казанскую духовную академию со званием экстраординарного (c 1869 года — ординарного) профессора богословских наук. Недолго здесь продолжалось служение архимандрита Владимира, но вызвало искреннюю признательность, уважение и доверие со стороны ректора, сослуживцев-преподавателей и студентов. Репутация его, как прекрасного начальника-инспектора, благодаря любившим и уважавшим его студентам, разнеслась за пределы Казанской академии. И 10 мая 1869 года Самарская духовная семинария выбаллотировала его к себе на должность ректора. Ректором Самарской семинарии он пробыл до 1875 года, оставив по себе добрую память заботливого и рассудительного администратора, мудрого и милостивого руководителя.

С 10 февраля 1875 года началась деятельность иерарха в высоком святительском сане. В этот день Высочайше утвержденным докладом Св. Синода повелено ему быть епископом Брестским, вторым викарием Литовской епархии. В 1877 году он перемещен в епископа Ковенского, первого викария Литовской епархии.

Высочайше утвержденным 14 мая 1881 года докладом Св. Синода Преосвященный Владимир назначен был епископом Калужским и Боровским. В том же году избран Почетным членом Казанской духовной академии. Его самостоятельное служение в Калуге продолжалось в течение семи лет и было ознаменовано рядом просветительно-благотворительных трудов. Здесь он на первое место выдвинул духовное развитие паствы: усилил в епархии дело церковной проповеди, заботился об увеличении числа церковных школ (при нем открыта была не одна сотня новых церковно-приходских школ). Духовная семинария была также в попечении Владыки. Заботился архиерей и о миссионерских Братствах — во имя св. Иоанна Богослова и во имя прп. Пафнутия в Боровске (в 1888 году в епархии было присоединено к Православию из среды раскольников 144 человека).

С 21 мая 1888 года Преосвященнейший Владимир был назначен епископом Пермским и Соликамским. Владыка старался здесь действовать по той же программе, что и в Калуге. Он увеличил число церковно-приходских школ и школ грамоты (с 61 до 253), исходатайствовал 30 тысяч рублей на постройку церквей-школ в инородческих приходах Пермской епархии. Усилились и внебогослужебные беседы пастырей с прихожанами. Владыка преобразовал местное Братство свт. Стефана Пермского, расширив круг его деятельности. Для успешной борьбы с расколом он организовал центральную миссионерскую противораскольническую библиотеку и шесть подобных библиотек в разных пунктах епархии. Памятником архипастырской его работы в просвещении явилось, например, открытие Епархиального женского училища для образования девиц духовного звания. Владыка заботился и о строительстве новых храмов в епархии.

7 мая 1892 года Преосвященнейший Владимир был переведен на Нижегородскую кафедру с титулом епископа Нижегородского и Арзамасского. В Нижегородской епархии Владыка святительствовал более восьми лет.

Не в молодых годах и не в полной крепости здоровья прибыл он в Нижний Новгород. Однако бодрый и спокойный дух, а также проницательный ум были с ним неразлучны. Много трудов и забот положил Преосвященный во благо вверенной ему епархии.

В 1892-м, году прибытия архипастыря на Нижегородскую кафедру, в епархии было 465 церковных школ; в 1898 году число их достигло 589. К началу 1900 года эта цифра возросла до 610. Увеличились и средства епархиального Училищного совета для содержания школ; улучшился церковно-учительский персонал; библиотеки обогатились учебными книгами и книгами внеклассного чтения; при школах открылись чтения. Быстрый рост церковно-приходских школ в епархии обратил на себя Монаршее внимание, что и выразилось в Высочайшей грамоте и пожалованных епископу Владимиру знаков ордена св. блгв. князя Александра Невского.

Преосвященный Владыка лично жертвовал материальные средства на сооружение зданий и приобретение земли под школы, а также располагал к посильным пожертвованиям и других. На долю архипастыря выпало нелегкое бремя забот по успешному устройству церковно-школьного отдела на знаменитой Всероссийской выставке 1896 года, проходившей в Нижнем Новгороде.

Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года стала крупным событием для города. Впервые демонстрация достижений России проходила не в одной из столиц, а в губернском Нижнем, на котором державная воля остановила свой выбор. В дни проведения выставки Нижнему Новгороду была оказана царская милость: император Николай II с супругой, императрицей Александрой Федоровной, посетили город. В первый же день своего пребывания Их Императорские Величества изволили, при колокольном звоне всех церквей, прибыть в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где были встречены епископом Владимиром и высоким духовенством. Когда Их Величества, вступив в собор, заняли места против иконы Спаса Нерукотворного, Преосвященный Владимир обратился к императору с речью:

«Благочестивейший Государь, с чувством сердечной радости и верноподданнической преданности встречает Тебя богоспасаемый град наш в этом святом храме, а там, на Всероссийской выставке, восторженно встретит Тебя вся безгранично преданная и любящая Тебя Россия.

Вниди в этот святой храм и прими благословение от Вышняго. Почивающий здесь доблестный нижегородский гражданин Кузьма Минин да будет Тебе порукою нашей верноподданнической преданности Тебе и всему Твоему Августейшему Дому.

Вниди, Благочестивейший Государь, в пределы нижегородской Всероссийской выставки и насладись чудным необычным зрелищем, какое она Тебе представит… Воззри, Благочестивейший Государь, милостивым оком на эту, прозорливою мыслию Твоего Августейшего Родителя, приснопамятного Царя-Миротворца, вызванную к бытию, а Твоими щедротами благоустроенную всероссийскую сокровищницу, наполненную произведениями гения русского человека, его религиозных верований, его заветных дум, идеалов, искусства, промышленности и его, наконец, повседневной обиходной жизни, и созерцанием этих сокровищ облегчи бремя своих царственных трудов и забот о благе и счастии России; а мы будем молиться Господу Богу, да послужит эта Всероссийская выставка залогом нового и нового всестороннего правильного развития нашего отечества под Твоим мудрым водительством, и да сохранит Он, Всемогущий, в здравии, благоденствии Тебя, Благочестивейший Государь, Твою Августейшую Супругу, нашу Царицу, и весь Августейший Дом Твой на многие и многие лета».

По окончании речи епископа Государь Император с супругой приложились к кресту и были окроплены святой водой; хор пел «Спаси, Господи, люди Твоя».

В это время началось молебствие с провозглашением многолетия Их Величествам. По окончании молебствия Преосвященный Владимир преподнес в дар иконы: Государю Императору — икону Спасителя, Государыне Императрице — икону Владимирской (Оранской) Божией Матери. Принимая иконы, Их Величества приложились к ним.

Высокие гости изволили также обозревать святыни собора и посетили нижний храм-усыпальницу, где поклонились праху доблестного гражданина Минина. Преосвященный Владимир, сопровождавший Их Величества, имел счастье объяснить, что гробница в настоящем виде устроена по мысли в Бозе почивающего императора Александра III, который посетил в 1869 году Нижний Новгород, когда еще был Наследником Цесаревичем. Государь Император обратил внимание на икону свв. Козьмы и Дамиана над гробницей Минина: икона эта была также прислана императором Александром III.

Государь Император и Государыня Императрица в эти дни посетили и ярмарочный Спасский собор, где духовенство вышло им навстречу в торжественном облачении, с крестом и святой водой. Из собора Их Величества следовали в коляске на ярмарку…

Одним из видных дел Преосвященного Владимира в Нижнем Новгороде является основание Нижегородского отдела Императорского Православного Палестинского общества, которому архипастырь посвящал немало внимания. Избранный в 1897 году общим собранием в его почетные члены, он способствовал распространению по епархии изданий Православного Палестинского Общества, знакомящих читателей с дорогой сердцу каждого христианина страной — Палестиной. При содействии и руководстве Владыки в Нижнем Новгороде устраивались чтения о Святой земле.

С истинно архипастырской любовью Владыка старался поддерживать миссионерское дело — просвещение инородцев. Находившийся под его председательством Комитет Православного миссионерского общества собрал и препроводил в совет Общества свыше 15 тысяч рублей. Было также укреплено существующее при Комитете «Отделение для миссионерской деятельности в пределах Нижегородской епархии».

В период управления Преосвященным Владимиром (Никольским) Нижегородской епархией была отстроена и освящена (в 1896 году, к открытию Всероссийской выставки) церковь Божией Матери Всех Скорбящих Радости при губернской больнице. (Этот храм, один из красивейших в Нижнем Новгороде, оригинален по своему архитектурно-художественному решению: убранство его фасадов стилизовано под древнерусскую архитектуру. В наши дни храм восстановлен в прежнем виде, открыт для верующих. — Прим. Ред.).

В 1898 году к Преосвященному Владимиру обратились члены правления Сормовского завода и клир Сормовской Александро-Невской церкви (построена при епископе Макарии (Миролюбове) в 1882 году. — Прим. Ред.) с просьбой о строительстве нового, более просторного храма в связи с расширением завода и увеличением числа прихожан (рабочих Сормова). В марте того же года решение было принято, приступили к разработке проекта и заготовке материалов. В сентябре 1900 состоялась закладка фундамента этого храма, мощный центральный купол которого возносился на высоту в 43 метра. К сожалению, Владыке не довелось увидеть завершенным Сормовский Спасо-Преображенский (Преображения Господня) собор, с прекрасным 6-ярусным резным иконостасом, и освятить его: главный Спасский престол был освящен в октябре 1903 года, уже после кончины Преосвященного Владимира.

При епископе Владимире (Никольском) состоялась также закладка фундамента церкви Всемилостивого Спаса в Нижнем Новгороде в июне 1899 года: храм возводился в память чудесного спасения Императорской семьи во время крушения поезда на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге в октябре 1888 года, близ села Борок. Первые средства для строительства жертвовали самые состоятельные люди города — Н. А. Бугров, М. Е. Башкиров, А. А. Блинов и другие. (Храм Всемилостивого Спаса сохранился до нашего времени, находится на углу современных улиц Трудовой и Горького, в нем идут богослужения. — Прим. Ред.).

В марте 1900 года нижегородская паства с особенным воодушевлением праздновала вместе со своим архипастырем — Преосвященнейшим Владимиром — 25-летие его служения в епископском сане.

Торжество началось Божественной литургией, которую в Крестовой церкви совершил Преосвященный Владимир в сослужении архимандритов — Нижегородского Благовещенского и Арзамасского Спасского монастырей. За богослужением находились воспитанницы епархиального училища и приюта. В Кафедральном соборе и во всех церквах города по окончании литургии совершены были благодарственные молебны.

Торжественный прием поздравлений и приветствий назначен был на 12 часов дня в покоях Его Преосвященства. К этому времени приемный зал наполнился многочисленными представителями разных ведомств и учреждений, духовных и светских, и многими гражданами города. Старейший протоиерей И. З. Виноградов и благочинный городских церквей священник М. Р. Кудрявцев поднесли Его Преосвященству от имени всего духовенства епархии драгоценную панагию с изображением Оранской Божией Матери. В ознаменование 25-летия епископского служения Преосвященного Владимира духовенство Нижегородской епархии учредило, как сказано в адресе, две стипендии имени Преосвященного в Епархиальном женском училище. Чествуемому архипастырю был поднесен в дар драгоценный крест от имени духовенства и старосты кафедрального собора. Панагию и этот крест Владыка немедленно возложил на себя.

Преосвященнейшего Владимира приветствовали речами губернатор, городской голова, светские лица от многих ведомств, комитетов и учебных заведений, военные чины от Аракчеевского корпуса, Запасной артиллерийской бригады, Нижегородского гарнизона. Поздравления Владыке принесены были и от духовно-учебных заведений (местных и из других епархий России). От лица монашествующих Владыку приветствовал адресом архимандрит Городецкого Феодоровского монастыря Феодосий, благочинный монастырей и общин. В адресе упоминалось с благодарностью об устройстве в Городце двухклассной церковно-приходской школы для мальчиков с наименованием ее в честь Преосвященного «Владимирской». Владыке была поднесена в дар икона мозаичной работы от Понетаевского монастыря, икона золотого шитья от Арзамасского Алексеевского монастыря и Евангелие в ценном переплете от Серафимо-Дивеевского монастыря.

Выслушав приветствия, Преосвященнейший Владимир обратился ко всем присутствующим с речью:

«…Все мы не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем, все мы странники и пришельцы на земле, все должны вести упорную борьбу и с самим собою, и с другими, и с бурями, невзгодами житейского моря… С совершением 25-летия служения в епископском сане я вступил уже в предельный библейский возраст человеческой жизни: мне исполнилось 70 лет от рождения. Усердно прошу и молю вас всех помолиться, да укрепит Господь Бог мои слабеющие силы к дальнейшему — доколе угодно будет Его святой воле — непреткновенному служению святой Церкви».

В день празднования Преосвященнейший Владимир получил приветствия от всех благочинных епархии, всех отделений епархиального Училищного Совета, от Нижегородского губернского предводителя дворянства А. Б. Нейгардта и других почитателей.

Владыкой было также получено множество приветствий от высоких духовных лиц, в том числе от митрополитов Киевского, Высокопреосвященнейшего Иоанникия, и С.-Петербургского, Высокопреосвященнейшего Антония, от Высокопреосвященных архиепископов — Волынского Модеста, Литовского Ювеналия и прочих.

В 1901 году предстояло 50-летие служения Владыки Церкви Божией в священном сане. Однако обремененный годами и телесными немощами, которые усилились болезнью в ноябре 1900 года, Владыка не дожил до этого дня, в который предполагал уйти на покой, оставив управление епархией. Божественное Провидение назначило ему умереть на административном посту и вместо временного уготовило ему вечный покой. На Рождественской неделе, 29 декабря 1900 года, напутствованный Таинствами св. Елеосвящения и Причащения, он мирно отошел в вечность.

В Бозе почивший архипастырь Владимир, как сообщалось в официальной части «Нижегородских епархиальных ведомостей», скончался от апоплексического удара, постигшего его неожиданно в ночь на праздник Рождества Христова. При его кончине присутствовали родственники, наместник Оранского Богородичного монастыря иеромонах Аркадий (Антуфьев) и два келейника: кончина его была мирной.

Вскоре совершен был перенос тела почившего из его покоев в Крестовую церковь. В это время 12 печальных редких ударов в городских церквях известили жителей о кончине Преосвященного архипастыря Владимира. Святейший Синод поручил совершить погребение почившего иерарха Преосвященному Анастасию, епископу Балахнинскому, викарию Нижегородской епархии.

1 января нового 1901 года состоялось перенесение тела из Крестовой церкви в Кафедральный собор для погребения, которое было назначено на 2 января. Толпы народа стояли по всему пути процессии в благоговейном настроении, молитвенно сопровождая почившего архипастыря в вечное жилище.

День погребения епископа Владимира так описан очевидцем событий: «2 января, в 9 часов утра в Спасо-Преображенском кафедральном соборе была совершена заупокойная литургия Преосвященным Анастасием в сослужении священства Нижегородской епархии. После литургии начался глубокотрогательный обряд отпевания. В совершении его вместе с Преосвященным Анастасием участвовало все белое духовенство города и монашествующее из Крестовой церкви. Простой народ, за неимением места в соборе, был допущен лишь в ограниченном количестве: большинство оставалось вне собора, занимая всю соборную площадь и места на колокольне. Немало молений о почившем Архипастыре отсюда понеслось на небо к Пастыреначальнику Христу! По совершении отпевания и отдания последнего целования усопшему Архипастырю гроб его поднят был руками старейшего священства и обнесен вокруг Кафедрального собора с хоругвями в назначенном порядке, а затем внесен в усыпальничную церковь в Кафедральном соборе, где и был опущен по чину церковному в могильный склеп».

Так окончил свои дни ревностный архипастырь Земли Нижегородской.

Владыка Владимир был погребен в левой стороне усыпальницы Спасо-Преображенского собора, рядом с митрополитом Павлом, умершим в конце XVII столетия.(О трагической судьбе этого собора, разорении его святынь и гробниц с прахом нижегородских князей и святителей в 1920-1930 годы неоднократно упоминалось в этой книге: см. примечание к гл. «Филарет, митрополит Нижегородский и Алатырский (1672-1686)». — Прим. Ред.).

Речь архимандрита Владимира при наречении его во епископа Брестского, викария Литовской епархии,
13 марта 1875 года

Ваше Святейшество!

С живым упованием на всесильную помощь Божию я уже выразил пред вами, милостивые Архипастыри и Отцы, благодарную готовность, по вашему избранию и по соизволению державного Монарха, принять жребий епископства.

Да будет благословен Господь Бог, дивными путями Своего всеблагого промышления — чрез служение церкви Его в сане приходского пастыря, чрез иноческую обитель и чрез служение образованию и воспитанию духовного юношества — непреткновенно приведший меня на это священное место всероссийской Церкви.

Буди благословенна держава помазанника Божия, утвердившего избрание меня на высокое служение церкви Божией.

Буди благословенно имя Священного собора святой Церкви всероссийской, так милостиво на меня воззревшего.

Но чем же я оправдаю свое высокое предназначение? Могу ли с честию и пользою для святой Церкви понести труды и подвиги святительского служения, которое хотя само по себе и не есть от мира сего (Ин. 17, 14), но тем не менее совершается в мире и среди мира для его освящения и спасения о имени Христовом (Ин. 12, 47), на котором посему неизбежно отражаются радостию или скорбию все жизненные стремления и чаяния мира, вся злоба века и злоба дня современного общества? Будет ли голос мой, именем Божиим возвещающий истину, настолько мощен и силен, чтобы овцы услышали глас своего пастыря и пошли за ним, чтобы его голоса не заглушили голоса человеческие и только во имя человечности — без имени Божия, которые в настоящее время раздаются со всех сторон, которые сознательно или безсознательно повторяются нередко даже по-видимому лучшими людьми современного общества, которым нередко вторит и почтенная старость, и учащаяся юность? Будет ли слово Божие, возвещаемое моими устами, настолько согрето огнем любви Христовой, чтобы могло проникнуть до душ и тех овец стада Христова, которые или несведущи и равнодушны к вере, или омрачают ее суеверием и невежеством, или бегут от своих законных пастырей к наемникам инде прелазящим (Ин. 10, 1), чтобы утвердить и ободрить малодушных и слабых чад Церкви против соблазнов и искушений со стороны врагов православия, которых немало везде, а тем более на указанном мне пути?

Достанет ли у меня столько мудрости, ревности и любви, апостольской цельности в мыслях и действиях, чтобы, ревнуя по законе Господнем и святоотеческим преданиям, в виду очевидно заметного в современном обществе упадка духа веры и благочестия, быть, по апостолу, всем вся, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 23), чтобы с истинно апостольским самоотвержением радоваться с радующимися, плакать с плачущими (Рим. 12, 15). Быть слугою всех (Мф. 20, 25-27): одних утешить, других вразумить… обличить… запретить… умолить со всяким долготерпением и учением (2 Тим. 4, 2)… никого не ожесточить, а всех обнять духом любви Христовой?

Смею ли подумать, что сам я буду светить светом (Мф. 5, 14) истинно-христианской жизни и возмогу возжечь этот свет в ближайших своих помощниках и сотрудниках — пастырях Церкви, которые среди забот и треволнений житейских, среди своей нередко гнетущей бедности и не всегда удобного для апостольской деятельности положения среди неправомыслящих, невольно забывают о той великой нравственной силе, которая в них заключается, о своем назначении, чтобы оживить и ободрить их, чтобы нам вместе право и непреткновенно вести ко Христу вверенных нашему духовному водительству людей Господних, чтобы нам, если не обратить к истинной вере Христовой окружающих нас неправомыслящих и иноверных, то по крайней мере не соблазнить их своею жизнью и тем не подать им против себя оружия?

Ваше Святейшество! Вместо ответа на все эти вопросы, при глубоком сознании своей немощи я должен ограничиться или молчанием, или слезами… Слово мое отказывается сказать более того, что я всем сердцем и всею душою желаю и — при вседейственной помощи Божией, под руководством мудрого и просвещенного архипастыря своего — по мере сил моих потщусь исполнить это желание — быть достойным высокого епископского служения, которое на себя принимаю. Вашими молитвами, благословением и рукоположением да преподастся мне благодать Святаго Духа, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая.

Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.