Главная > Святители > Митрополит Филарет
18:23, 29 июля 2015

Митрополит Филарет

Митрополит Филарет — первый епархиальный архиерей Нижнего Новгорода с момента учреждения самостоятельной Нижегородской епархии — личность, безусловно, сильная и яркая. Он родился в начале XVII столетия, предположительно в пределах нижегородских. В биографии его много неясностей: обстоятельства его рождения, воспитания, пострига в монашество, а также светское имя неизвестны. Очевидно, что Филарет имел образование, усовершенствованное собственными усилиями и трудами: в истории он остался как Владыка, сведущий в богословии и твердый в характере, что подтверждается важнейшими фактами его жизни — например, деятельным участием в церковном Соборе 1666-1667 годов, где решалась судьба старообрядчества, а Патриарх Никон был лишен сана.

По свидетельству историков, еще в молодые годы Филарет удалился от мира в Макарьево-Желтоводскую обитель, незадолго до того возобновленную после 170-летнего запустения; здесь он, вероятно, и был пострижен в монашество. С этого времени и до самой своей смерти он имел особенное расположение к Желтоводскому монастырю.

До 1658 года Филарет был игуменом Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. В этом же году поставлен архимандритом Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря, крупнейшего в Поволжье, которым управлял до ноября 1659 года. После этого поставлен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря, знаменитого своей древностью и прославленного почивавшими в нем мощами святого Александра Невского. Здесь архимандрит Филарет сделался известен греческим Патриархам Наисию Александрийскому и Макарию Антиохийскому, а через них и самому царю Алексею Михайловичу. Патриархи были во Владимире проездом на соборный суд обвиняемого перед царем Никона. С соизволения Алексея Михайловича Патриархи эти послали архимандриту Филарету грамоту за своим подписанием, дав ему, как достойному мужу, право носить на мантии скрижали, а в служении — посох архиерейский. Вскоре награжденному архимандриту довелось быть в Москве и выпало (вместе с новоспасским келларем Варлаамом Палицыным) ехать вручать опальному Патриарху Никону предписание царя явиться на Архиерейский Собор.

Архимандритом Рождественского монастыря Филарет оставался до 1672 года.

24 марта 1672 года определением Московского Собора учреждена была Нижегородская епархия. Вопрос об учреждении самостоятельной Нижегородской митрополичьей кафедры решался довольно длительное время, и ускорило это решение опасное умножение сторонников раскола в «Низовской земле» (на Нижегородчине), где во множестве находили себе убежище московские старообрядцы, а также разинцы — участники крестьянской войны (1670-1671 гг.). Для управления новооткрытой епархией нужен был муж опытный и благонадежный. Выбор пал на Филарета. Как достойный этого великого сана, архимандрит Филарет на том же Соборе был избран единогласно и назначен митрополитом Нижегородским и Алатырским. «Обретохом, — писали об избрании Филарета представители Собора, — достойна (Филарета) быти Архиерейского достоинства приятия, и судихом его ведуща люди тоя страны (Низовския) во всяком благоустроении соуправляти. Благоговейнаго же и благоподражательнаго и разумом Божественных писаний довольно преисполнена быти разумехом».

Для рукоположения в митрополита Филарет из Владимирского Рождественского монастыря вызван был в Москву. Здесь, в Успенском соборе, в неделю Всех Святых, 2 июня 1672 года, Филарет рукоположен иерархами Российской Церкви, между которыми первенствовал Новгородский митрополит Питирим, через месяц после того сделавшийся Патриархом. В тот же незабвенный день (2 июня) в Чудовом монастыре новопосвященный Филарет, вместе с другими митрополитами, был при совершении таинства крещения над будущим венценосцем, трехдневным младенцем, Петром Великим.

Прибыв из Москвы в новоучрежденную Нижегородскую епархию, Филарет нашел свою паству многолюдной (по сведениям из «Нижегородского летописца», всего в епархии на это время насчитывалось 368 церквей), но «страждущей от раскольнической язвы».

Митрополит обратил свое внимание на Спасо-Преображенский собор, за 20 лет перед тем вновь построенный по образцу Московского Успенского. Чтобы оставить памятник потомству об учреждении Нижегородской епархии и о своем избрании в сан митрополита, Филарет приказал устроить в соборной церкви Преображения Господня великолепное архиерейское место, украшенное резьбой и памятной надписью с различных сторон (также вырезанной по дереву вязью и позолоченной). Надпись эта была следующего содержания. На карнизе: «Во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, изволением благочестивейшаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца».

На первой тумбе: «Благословением же и действом о Святом Дусе преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов и всего освященнаго Собора, бывшаго в царствующем великом граде Москве, в лето 7180 месяца Марта в 24 день, меж патриаршества, хиротонисан бысть первопрестольник, великий господин Преосвященнейший Филарет митрополит, в богоспасаемые грады в Нижний Новгород и Алаторь и в прочие».

На второй тумбе: «И его великаго господина Преосвященнейшаго Филарета, митрополита Нижняго Новгорода и Алаторя власным благословением же и повелением устроено бысть архиерейское место сие в соборней церкви Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в его архиерейском доме, лета 7181 Сентембрия в 1-й день».

К этому времени соборная церковь Преображения Господня, существовавшая уже 320 лет, пришла в большую ветхость. Преосвященный, осмотрев ее, опасался скорого ее разрушения, потому и приказал перенести заблаговременно из старого собора в новый все гробницы нижегородских князей (прежний собор вскоре был разобран). Тогда перенесены были гробницы восьми великих князей и двух великих княгинь. Кроме того, при митрополите Филарете в Нижегородский Спасо-Преображенский собор перенесен был из Городца гроб великого князя Бориса Константиновича, а c погоста приходской Похвалинской церкви — гробница именитого гражданина Козьмы Минина. Украсив внутри новоустроенный собор перенесенными в него памятниками, митрополит Филарет старался украсить его и снаружи. Для этого он счел нужным переменить кресты и главы. По сказанию «Нижегородского летописца», он в 1683 году «в соборной церкви Боголепнаго Преображения маковицы и кресты снял, и вновь построил главы каменныя, покрыл черепицею зеленою и кресты поставил железные, позолочены». В один год с украшением собора достроена и освящена каменная нижнепосадская Предтеченская церковь, сооруженная на месте бывшей деревянной Гаврилой Дранишниковым.

Ко времени управления епархией митрополитом Филаретом относятся два, отмеченные в нижегородских летописях, пожара. В первый, 26 августа 1683 года, помимо многих зданий Нижнего посада, сгорели четыре церкви, а во второй пожар, 29 июня 1685 года, кроме Пятницкой церкви, сгорел находившийся близ нее, под кремлевской горой, существовавший с половины XIV столетия Зачатейский девичий монастырь с церковью, кельями и всеми прочими в нем зданиями, «без остатку».

Что касается расколов, распространение которых и ускорило учреждение Нижегородской епархии, то умножение их, при всех стараниях митрополита Филарета, не могло быть остановлено. С одной стороны, налицо был недостаток в ученом духовенстве, а с другой — нередкое пребывание митрополита в Москве близ Патриарха препятствовало ему заняться с успехом для правоверия делами раскольников, уже укоренившихся.

В Москву, к Патриарху, митрополит Филарет выезжал часто — очевидно, за получением наставлений касательно устройства новооткрытой епархии. Там приходилось ему бывать и на торжественных собраниях, церемониях и процессиях. Так, например, в 1682 году присутствовал он при объявлении царем Петра Великого; был свидетелем стрелецких бунтов; находился при короновании царей Иоанна и Петра Алексеевичей; заседал на Соборе в Грановитой палате против Никиты Пустосвята и других раскольников и подписался, при уничтожении местничества, под Соборным деянием. В том же 1682 году, 4 апреля, он участвовал в церемонии посвящения в Московском Успенском соборе святителя Митрофания из игуменов Макарьево-Унженского монастыря в епископа Воронежского; а 22 сентября того же года, в Москве, вместе с Патриархом Иоакимом и другими иерархами Русской Церкви, был при отпевании Иосифа, митрополита Рязанского и Муромского.

Несмотря на частое пребывание вне своей епархии, Филарет деятельно заботился об обращении нижегородских инородцев в христианскую веру и утверждении их в ней при помощи преданных ему лиц. Своей заботой о благосостоянии епархии митрополит Филарет заслужил благоволение у царей Алексея Михайловича, Иоанна и Петра Алексеевичей, жаловавших его разными угодьями и сберегательными грамотами. Вместе с тем заслужил он и расположение к себе именитых бояр. К числу особенных его благотворителей можно отнести живших в Нижнем Новгороде Строгановых, жертвовавших деньгами и ризницей, а также боярина Ивана Милославского, давшего митрополиту Филарету в 1676 году в Москве, в Китай-городе, каменные палаты с надворным строением и землей, и боярина Михаила Петровича Головина, подарившего в 1683 году, там же, в Китай-городе, на Варварской улице двор с некоторым строением.

Всего управление Филаретом Нижегородской епархией продолжалось со времени его избрания 14 лет, а со времени рукоположения 13 лет и 9 месяцев, до 7 марта 1686 года. Впрочем, еще до этого времени Преосвященнейший Филарет, достигший глубокой старости, в немощах и болезнях отбыл из Нижнего Новгорода в Макарьево-Желтоводский монастырь для поправления своего здоровья. Из этой обители больной Филарет 6 декабря 1685 года уведомлял Патриарха Иоакима о том, что пребывает в Желтоводском монастыре. Но, не надеясь на изможденные свои силы, вместе с тем просил, чтобы ему, по причине болезни, позволено было освободиться «от священноцерковнослужения и всякаго Архиерейского управления, а быть по обещанию в Макарьевском монастыре».

Патриарх Иоаким в ответе своем, 11 января 1686 года, изъявлял желание и просил митрополита, если возможно, продолжать управление вверенной ему епархией. С чувством отеческой любви и сожаления Патриарх писал, между прочим, в ответе к болящему Филарету, вознамерившемуся остаться на покое в Желтоводской обители: «Аще, по милости Божией, болезни твоей облегчение есть, и ты б сын возвратился на престол свой Митрополический и управлял Богом врученные христоименитые люди и вся Архиерейская священнослужения, яко же прежде. Аще ли же, посещением Божиим, от обдержания болезни облегчения и отрады несть, и в совести своей разсмотря, что впредь на Митрополичестве совершенно быть тебе невозможно, и тебе по обещанию до кончины своей пребывати в Макарьевском монастыре Желтоводскаго, а к нам, святейшему Патриарху, о том писати». Грамота отправлена была к Филарету в Желтоводскую обитель с Патриаршим духовником Ефремом, игуменом Московского Арбатского Крестовоздвиженского монастыря.

С величайшей радостью получил больной митрополит Патриаршую грамоту, согласную с его решительным намерением и обетом, данным Богу. Немедля обрадованный Филарет извещал Патриарха с чувством глубокого смирения и благодарности за его «милостивое благоволение». Вот что писал митрополит из обители к Патриарху: «И тое твою Архиерейскую грамоту прочтох вселюбезне, и уразумех, яко праведно и истинно сотворил еси надо мною, богомольцем твоим. И мне, богомольцу твоему, в Нижнем Новгороде на Архиерействе и вся Архиерейская священная совершати, якоже прежде, невозможно, ради моих болезней и с совестию своею сам суждуся, а в Макарьевском монастыре Желтоводскаго жити обещеваюся радостне, понеже бо всяк взыскует своего духовнаго отечества, где кто породится, а над всеми сими буди твоя Великаго Господина и Государя Отца нашего Святейшаго Кир Иоакима, Патриарха Московскаго и всея России, отеческая воля: я богомолец твой безпрекословный послушник. И паки возверзаю себя на милость твою: помяни мя грешнаго во святых своих Архипастырских ко Господу Богу молитвах, да твоих ради святых молитв получу от Христа Бога оставление грехов». После этого Патриарх Иоаким, изъявив согласие на благочестивое намерение Филарета, не стал более утруждать больного митрополита.

Впрочем, Преосвященный Филарет, при всех своих немощах, и в последние годы своего правления продолжал исполнять все епархиальные дела с надлежащей точностью. За год до своего увольнения на покой он, согласно царской грамоте, встречал и провожал проезжавшего в Москву через Нижний Новгород имеретинского царя Арчила с царицей и детьми. (Из «Нижегородского летописца» известно, что царь Арчил, встречаемый и провожаемый с царской честью, жил в Нижнем две недели). В самый год своего увольнения Преосвященный делал (из Макарьевского монастыря) распоряжения касательно новокрещенцев Терюшевской волости, для утверждения их в христианской вере. И от увольнения своего на покой Филарет в избранной им Желтоводской обители жил еще 8 лет, до 1694 года. В том же году, незадолго до кончины, митрополит Филарет принял схиму и наречен был Феодосием. Вслед за этим, 29 сентября 1694 года, он скончался в Желтоводской обители. Отсюда, через пять дней после смерти, 4 октября, тело его с подобающей честью перенесено было в Спасо-Преображенский кафедральный собор, здесь же торжественно погребено преемником Филарета, митрополитом Павлом, оплакавшим вместе с паствой покойного своего благодетеля.

На гробнице митрополита Филарета была надпись следующего содержания.

Кто любит милость Бога к земным знати,
Благим дает дар; се! Изволи читати.
Пришед зде о лежащем во гробе познай,
В мире суща вся той остави внимай.
Дивным манием стражу даде ему стада,
Постави его Бог паствы Нижняго Новаграда,
Нижнему и прочим градом архиерея преименита,
И преосвященство его всей Низовския земли знаменита.
Он же Господин Филарет митрополит престол свой оставльше,
И во обитель пречистыя Троицы и чудотворца Макария прешедше,
От печалей удалихся живяше во святыни,
Един в келии богоугодно подвизася яко в пустыни,
И тамо во святую равноангельскую схиму облечеся,
Преименованный Феодосий наречеся.

Пасе церковь Нижегородской митрополии 13 лет три месяца.
(Здесь, вероятно, допущена была неточность в подсчете — при составлении надписи или же при снятии с нее этой копии. — Прим. Ред.).

Пребысть в обители в воздержательном и постническом своем житии 80 лет три месяца 5 дней. Погребен преосвященным Павлом митрополитом Нижегородским и Алаторским, от создания света 7202 лета Октобрия 4 дня.


 

НАСТОЛЬНАЯ ГРАМОТА МИТРОПОЛИТА НИЖЕГОРОДСКОГО И АЛАТЫРСКОГО ФИЛАРЕТА

gramota_01Оригинал «Настольной грамоты Филарета» 1672 года представляет собой плотный бумажный лист размером 52,0×72,3 см; разорван по горизонтали. Бумага с вержерами и понтюзо; водяных знаков нет. Грамота была обернута в чистый лист бумаги, аналогичной бумаге самой грамоты. Художественные элементы грамоты: орнамент в несколько красок, с растительными элементами, небольшими изображениями птиц; в центре верхней части — крест с надписью «Iисус Христос Ника».

К грамоте на зеленоватом витом шнуре привешена хорошо сохранившаяся печать красного сургуча, на лицевой стороне которой — изображение Богородицы с Младенцем, а на оборотной стороне — изображение благословляющего жеста и надпись вязью по краю печати: «Божиею милостию смиренный Питирим митрополит Великаго Новагорода и Великих Лук». Шнур печати крепится к нижнему краю грамоты, проложенному малиновым шелковым материалом, с вырезами.

Описание «Настольной грамоты Филарета», приведенной на страницах этого издания, произвел Б. М. Пудалов, кандидат филологических наук.

Примечания в тексте грамоты — Б. М. Пудалова.

Текст настольной грамоты митрополита Филарета

gramota_02Истинное [в оригинале выделено киноварью. — Прим. Б. П.] управление лепотствует во всякой вещи, яко да по чину вся деются управления вещей, всякого нелепообразия кроме. Сим бо разумно устроеным бывшим последует похваление со воздаяием, по писанному: «Всяческая Богом устроена суть по приличию естества своего; любезная же Ему со многим воздаянием славы бывают». Паче же духовная содержащим кормила всякое управление небошественнаго действия по приличию светообразия приимшим от Бога архиереом зело приличствует, яко тии во всегдашнем подвизе горняго преуспеяния сущии соуправити добре возмогут в согласии Новаго Завета порученный корабль церкве Христовы, и никако же дати ему погрузитися в велебурном волнении многомятежнаго противныя прелести моря, ощущати же выну пути правыя безбедное шествие плавания спасеннаго во благое пристанище проявляющия, не о ceбе доволство управления духовнаго приемшим повещающему подражателю Новаго Завета и учителю церковному божественному апостолу Павлу. На деяние же таково имамы Христом к Богу, не яко доволни есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога, иже и удоволи нас служителем быти Новому Завету. Имущи убо таково упование многим дерзновением действуем, а не яко Моисей, иже полагаше покрывало на лицы своем; мы же откровенным лицем славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу. Во настоящее убо время жителства нашего зрящим всем нам велие волнение во благочестии быти, и непрестанное колебание во догматех восточныя церкве. Изыдоша бо нецыи от стремнин горских и язвин своих яко лукавыя лисы, раздирающия уды церкве Христовы, и яко змиеве чревом выну ползающии всякаго развращения и убивающия ядом своим неповинных души и телеса, иже суть развратници и расколници церковнии, иже жестосердием лукавства своего одержими суще, и смертоностным ядом напоеная имуще сердца, и весна отторгшеся от истинныя православныя веры и от древних богоносных отец утвержденнаго благочестия, способника ceбе имуще отца погибели диавола, и наведше презелныя ветры злаго развращения отвсюду, воздвигоша неутолимую бурю во велеразширенном мори благочестия, яко и погружатися кораблю церкве Христовы. Посуху же на Богом возделанной земли, иде же прозябаху сторичнии класи чистыя пшеницы растящии гобзование божественных щедрот, во негиблемую и безсмертную пищу вечнаго живота, вместо сих возвеяша злая семена вечныя погибели, терния плевел и волчец, яко да тая погибелная семена прорастше тщетная плодоносия своя обладают Богом возделанную землю и подавят своим разширением прозябшия класы чистыя пшеницы во вечное гладотаятелство и погибель правоверных людей и сынов святыя восточныя церкве. И насадиша винограды по своим похотем услаждающия гортани своя временною сладостию льстивнаго учения, последи же во горесть души обращающиеся, их же гроздия насыщеся, окаяннии, рыдати имут горко в день оного воздаяния по реченному словеси: «В день отмщения воздам им». От виноградов бо содомских виноград их, и розга их — от Гоморры; грозд их — грозд желчи, грозд горести их. И облегшиися во овчия кожи, образ показуют смирения, яко да прочих привлекут во единомышление свое; внутрь же суще лютии волцы, терзают утробу матере своея церкве и тщатся всеусердно зверообразным своим стремлением разхитити сынов ея, соединившихся во стадо Христово. Таковым убо прелестником и развратникам умножившимся наипаче в великом княжении Низовския земли, в преименитом и началнейшем тоя страны граде, именуемом в Нижнем Нове граде, со окрестными его грады и весми. Не сущу бо тамо пастырю, оскудеша овцы от пищи сущия тамо, не имущия скотопажитнаго препитания, сиречь духовныя пищи, проповеди слова Божия во насыщение душ христианскаго народа. Окрест же непрестанно наветующим злохищным волком и расторгнути стадо Христово велетщателно подвизающимся убо, избранному стаду словестных овец малитися наченшу, волком же злохищным умножившимся. Всеусердно и великим подражанием поболе о сем, яко истинный ревнитель и поборник православныя христианския веры, врагом же и расколником мститель, благочестивейший тишайший самодержавнейший Государь Царь и великий князь Алексий Михайловичь и Всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец [в оригинале выделено золотом. — Прим. Б. П.], новый Константин и Вторый великий Феодосий выну помышляше в ceбе, яко нелепо богоспасаемому Нижнему Нову граду со окрестными его грады и весми, зане же есть многонароден, красотою же и [далее одно слово на сгибе — 6-7 букв — не прочитывается. — Прим. Б. П.] доволством паче инех градов преизобилующь, наипаче же искоренения ради новопрозябших тамо ересей быти без своего их архиерея и тамо сущим господним христоименитым людем душевне вредитися. И тако [прочитывается неуверенно, лист поврежден. — Прим. Б. П.] благочестивейший Самодержец повеле собратися всем [прочитывается неуверенно, лист поврежден. — Прим. Б. П.] архиереом, сущим в царствующем граде Москве, яко да предложат соборне святейших вселенских патриарх и святейшаго патриарха Московскаго подтвержение, яко во великом княжении Низовския земли да будет архиерей. И тако собравшимся им в патриарше крестовой полате и любезный о Христе совет сотворшим, и святейших патриархов оное подтверждение предложившим, в нем же бе сице написано:

Мимошедшаго 175-го году июня в … день [день не указан. — Прим. Б. П.] благодатию и человеколюбием Святыя единосущныя животворящыя и неразделимыя Троицы Отца, Сына и Святаго Духа по прилежнему желанию Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексиа Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца в его царьских полатах православнии вселенстии Патриарси — Паисий, милостию Божиею Патриарх Александрийский и судия селенский[пропущена буква «в» (вселенский)? — Прим. Б. П.], Макарий, милостию Божиею Патриарх Антиохийский и Всего Востока, Иоасаф, милостию Божиею Патриарх московский и всея России, многократно собирашися с российскими архиереи, митрополиты, архиепископы и епископы и со всем российским Собором, к сим же с греческими прилучившимися архиереи, царствующем в преименитом граде Москве многих ради церковных вин. И и предложися по Бозе усердно его великаго Государя желания церковнаго ради исполнения в неимущих градеx о архиереах. И повелением его, Государя, предложися пред святейшими Патриархи и пред всем освященным собором деда его Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Иоанновича [в оригинале выделено золотом. — Прим. Б. П.] Всея России Грамота о устроении архиерейских престолов Российскаго царствия, благословением же и советом всесвятейшаго кир Иеремии, архиепископа Константинополскаго и вселенскаго патриарха, и святейшаго кир Иова, патриарха Московскаго и всея России, и прочих архиереов Российских и греческих, в ней же написано повелением царьским и благословением святейших патриархов и прочих архиереов согласием в великом княжении Низовския земли да будет архиерей. Настоящаго же убо от сотворения мира 7180-го, от воплощения же Бога Слова 1672-го лета, месяца марта в [пропущено. — Прим. Б. П.] день благоволением в Троице славимаго Бога Отца, Сына и Святаго Духа и повелением благочестивейшаго тишайшаго самодержавнейшаго Государя нашего царя и великаго князя Алексиа Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца [в оригинале выделено золотом. — Прим. Б. П.] мы, освященный собор преосвященнейшии митрополити — Питирим [здесь и далее заглавные буквы имен иерархов в оригинале выделены золотом. — Прим. Б. П.], митрополит Великаго Новаграда и Великих Лук; Парфений, митрополит Астраханский и Терский; Павел, митрополит Сарский и Подонский; Иларион, митрополит Резанский и Муромский; архиепископи — Варсонофий, архиепископ Смоленский и Дорогобужский; Стефан, архиепископ Суждалский и Юрьевский; Иоаким, епископ Сербословенский, присутствующий в царствующем и преименитом граде Москве, соборне сию грамоту прочетше и достоверно сие подтверждение испытавше, судихом в великом княжении Низовския земли архиерею быти. Обретохом же убо и избрахом Владимиря града Рожественского монастыря архимандрита Филарета достойна быти архиерейскаго достоинства приятия, и судихом его добре ведуща люди тоя страны во всяком благоустроении соуправити, благоговейнаго же и благоподражателнаго и разумом божественных писаний доволно преисполнена быти разумехом. И сего ради именовахом его преосвященнейшаго митрополита богоспасаемых градов Нижняго Новограда и Алатыря и рукоположихом его на митрополию Низовския земли, и председания степень ему дахом под митрополиею Резанскою и Муромскою, выше же митрополии Белоградския и Обоянския. Поставихом убо и вручихом ему ниву тоя церкве, да яко той богозванный архиерей яко же добрый делатель неленостно потрудится в сеянии Божия слова и в собирании нескудныя жатвы в житницу небесную. Должен же сей во Святом Дусе брат наш и сослужитель преосвященнейший Филарет митрополит [подчеркнуто в оригинале. — Прим. Б. П.] Нижегородский и Алатырский во своей ему новоутверженной митрополии в началнейшем храме боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Iисуса [так в оригинале! — Прим. Б. П.] Христа вся архиерейская служения управляти по правилом святых апостол и святых отец, не яко же Моисей, яко же вышеречеся во Ветхом Завете, полагаше покрывало на лице своем; сей же в новой благодати откровеным лицем славу Господню взирати должнствует и поставлятися на свещнице высоце, да светит всем в храмине тоя церкве сущим, яко да видяще добрая его дела, восхвалят Бога Отца, иже есть на небесех. Повинен же есть сей архиерей показати ко отцу нашему святейшему патриарху Московскому и всея России, ему же благоволит Бог престол патриаршеский прияти, всякое послушание и покорение и к нам всяк благий о Христе совет и духовную любовь в сочетании нашем, и отшед в Богом порученную ему митрополию, управляти ю со всею областию и со всеми подданными ему грады: Нижним Новым градом, Алатырем, Курмышем и Ядриным, пределы же и весми, стяжании же и оброки и прочими всякими доходы; наказати же и научати сущих в ней христоименитых господних всякого возраста людей всяким душеполезным и спасителным наказанием и поучением и направляти на лучшее преспеяние еуагльскими и апостольскими словесы и образ по самому ceбе всем жития своего показати, исторгати же и искореняти новопрозябшия плевелы развратнаго и душевреднаго учения и сожигати огнем ревности Божия и любве, яко да не к тому израстати имут во тщету чистыя пшеницы. Сеяти же должен есть всячески благия семена божественнаго здраваго учения на нивах сердец рабов Господних, яко да прозябнут достойны плоды покаяния по еуагельскому словеси: «Сотворите плоды достойны покаяния», яко да и сам с духовными своими чады в небесное предварит царствие управляти же велемудрено корабль церкве Христовы во благоутишное пристанище спасения и отражати велепотщателно приражающияся к нему погибелныя волны, да некогда отяготився бремены прелестными во глубине пропасти погрязнет. К сим же да имеет волю и власть архиерейская действовати служения в той митрополии и по нем будущии приемници того престола во всей области ея невозбранно с поставлением архимандритов и игуменов и всего священнаго чина: четцы поставляти, из них же поддиаконы и диаконы рукополагати, и во священства степень производити, божественныя храмы поставляти и посвящати на ставропигии своем безпрепятно, яко истинный пастырь градов сый и зовомый и соблюдаяй во всеx под собою деемых правилное опаство [прочитывается неуверенно. — Прим. Б. П.], церковная же и законная предания яко слово имый о всем воздати Богу. Сущии же тамо, в той богоспасаемой митрополии и в пределех ея того же духовнаго сочетания киновиарси честнии, архимандрити и игумени, священномонаси и монаси, пресвитери же и мирстии, такожде от мирскаго сопребывания боголюбивии князи и боляре и все христоименитое воинство и всякого чина людие мужеска пола и женска, яко истиннии суще сынове света, должни суть сицевому от Бога званному архиереови по данней ему свыше благодати от пресвятаго и животворящаго [после этих слов лист механически поврежден, но текст не утрачен. — Прим. Б. П.] Духа во всем повиноватися и достодолжную честь и совершенную любовь и послушание к нему простирати и без всякого пререкания повиноватися, яко же есть писано: «Повинуйтеся наставником вашимь и покаряйтеся, тии бо бдят о душах ваших», яко слово воздати хотяще и любити им от всея души Богом дарованнаго им архиерея яко пастыря и учителя всячески пристоит, воздаемая бо ему честь и благопокорение на самаго Бога восходит, Его же образ носит архиерей на земли, яко же поучает ны еуагельскими словесы Христос, глаголя: «Слушаяй вас Мене слушает, отметаяйся вас Мене отметается, отметаяйся же Мене отметается и пославшаго Мя». Вы же не будете отметницы, но послушницы Христови, от него же обрящете милость в день судный, ни в чем же Ему противлятися, ниже прекословити. Противен убо архиерею в чем либо явлься и непокорен. Священный да будет празден священнаго чина и действа, яко достоин весма совершеннаго извержения; мирскии же презираяй повеления архиерейская и Богом преданныя церковныя уставы отлучен да будет и проклят, и не прощен от Бога, и чюждь веры христианския и входа церковнаго, яко гордый и непокоривый, и церкве Христовы гонитель и враг, и архиерейскаго благословения презиратель, отнюду же во вечное утверждение и по нем будущим архиереом и приемником того престола сие утвердися. И дадеся сия настолная грамота новозведенному Филарету митрополиту Нижегородскому и Алатырскому в богоспасаемом царствующем велицем граде Mocкве, в дому преславныя владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго ея Успения и святых великих иерархов Петра, Алексиа, Ионы и Филиппа Московских и всея России чюдотворцов межпатриаршества, в лето от сотворения мира 7180-е, а от воплощения Бога слова 1672-е месяца июниа в [пропущено. — Прим. Б. П.] день.

[Внизу под текстом подпись]: Смиренный Питирим Божиею милостию митрополит Великаго Новаграда и Великих Лук.

[На обороте грамоты — подтверждения]: Питирим милостию Божиею патриарх Московский и всея России;

Иоаким милостию Божиею патриарх царствующаго великаго града Москвы и всея России.

[На обороте грамоты сверху почерком XIX века]: 1-го митрополита Филарета.

Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.