Главная > Святые > Святые покровители Нижегородской земли > Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (1226)
15:51, 31 июля 2015

Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (1226)

svt-simon-1Иисус, сын Cирахов, писал о Симоне, сыне Ионине: «Симон, сын Ионин, иерей великий, иже в животе своем строил дом и во дни своя утверди церковь». И еще: «Яко звезда утренняя посреде облаков, аки луна полна во днех своих и яко солнце, сияюще на церковь Вышняго» (Сир. 50:1, 6, 7). То же самое достойно сказать и о преподобном отце нашем Симоне, епископе Владимирском и Суздальском, втором, после блаженного Нестора, свидетеле и писателе святых житий Печерских. Ибо этот преподобный поистине устроил дом Божий; житием своим святым утвердил Церковь Христову; прославил ее назидательными повествованиями о жизни святых, как один из тех добрых пастырей, которых обещал Господь, говоря через пророка Иеремию: «Дам вам пастыри по сердцу Моему и упасут вас разумом и учением» (Иер. 3:15). И поэтому все, чем прославился Симон, сын Ионин, добрый пастырь и хранитель закона иудейского, поистине свойственно и преподобному Симону, пастырю Владимирскому и Суздальскому.

Киево-Печерский патерик. 1661 г. Сказание о святой чудотворной церкви, составленное епископом Владимирским и Суздальским Симоном

Киево-Печерский патерик. 1661 г.
Сказание о святой чудотворной церкви,
составленное епископом Владимирским
и Суздальским Симоном

Блаженный Симон, приняв иноческий образ во святом Печерском монастыре, стал подвизаться в добродетелях, которыми украшались святые отцы печерские. Вспоминая дела и подвиги первого строителя, преподобного Феодосия, Симон и сам стал подражать ему и научился делам утверждения и укрепления Церкви и устройства ее. Размышляя о подвигах святого первоначальника Антония, этого лучезарного светоча, просветившего всех светом добрых дел своих, блаженный Симон устремлялся и сам по стопам этого великого инока и унаследовал равноангельское угождение Господу в безмолвии. От преподобных, умножившихся как звезды, Симон принял навык смиренного послушания. И посему, как истинное зерцало, изображая в себе прекрасные светила небесные — звезду, луну и солнце, — блаженный Симон и сам проявлял из себя свет звездный, лунный и солнечный. Он усердно подвизался в святом монастыре Печерском, подобном небу, и сам Симон уподоблялся своими подвигами звезде утренней; всегда подражая Пресвятой Богородице, прекрасной, как луна, и славной, как солнце. Сколько было у него сил, он усердно служил Матери Божией, пребывая постоянно в великом смирении, усердной молитве, как общей с братией, так и уединенной.

Святитель Симон, епископ Владимирский. Хромолитография нач. XX в.

Святитель Симон,
епископ Владимирский.
Хромолитография
нач. XX в.

Когда святой Симон просиял подвигами своими по многим окрестным странам, так что был даже известен в странах весьма отдаленных, случилось, что в то время архиерейский престол епархии Владимирской и Суздальской не имел своей главы. «Церкви же прилично украшаться звездным венцем», — пишет святой Иоанн в своем Апокалипсисе (Апок. 12:1). В это время, по изволению Начальника пастырей Иисуса, блаженный Симон, от всего сердца возлюбивший Пречистую Матерь Божию, был призван Богом на престол епископский для управления Богом хранимыми городами — Владимиром и Суздалем. Таким образом, укрепился венец церкви этой светом звездным.

В начале XIII века (в 1206 году) он был назначен игуменом монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире. В 1215 году Великий князь Владимирский Георгий II Всеволодович, желая избежать зависимости своего епископа от архипастыря Ростова Великого, решил основать отдельную епархию под названием Суздальской, Владимирской, Юрьевской и Тарусской. На эту вновь образованную кафедру, по желанию Великого князя, был возведен святой Симон.

Константин, брат Георгия, в 1217 году вытеснил из Владимира князя, который удалился в бедный городок Радилов; с ним сюда же прибыл Симон. Но когда Константин примирился со своим братом и возвратил ему Владимир, тогда и Симон опять вступил в свою епископию во Владимире. В 1218 году в присутствии Великого князя Георгия Симон освящал храм в Рождественском монастыре, а в 1225 году освящал соборный храм в Суздале, воздвигнутый на месте древнего разрушившегося собора. Великий князь так любил Симона, что готов был открыть епископскую кафедру в Суздале для его друга — инока Поликарпа из Киево-Печерского монастыря, которого обуревал дух честолюбия. Но святитель Симон, видя духовное состояние Поликарпа, отговорил Великого князя от его намерения, а самому Поликарпу написал глубоко назидательное послание, в котором он преподал своему другу наставления против его душевных недугов.

Блаженный Симон долгое время подвизался как ревностный пастырь, усердно и внимательно заботившийся о своей пастве; и следует заметить, что преподобный весьма успешно проходил свое служение. На архиерейском престоле он с неусыпной бодростью прилежно пас свое духовное стадо. Так он весьма заботился о сохранении и водворении между людьми мира, учил всех самим делом своим терпению. Всегда трудясь в христовом вертограде паствы своей, наставлял всех делом и словом чистоте духовной, поучал всех непрестанной молитве к Богу, всегда благодарил его, даже среди скорбей своих, и к тому же призывал и паству свою. Он укоренял милосердие и любовь к ближнему, а также постоянную мысль о Боге. В то же время святой не оставлял и трудов своих иноческих, всегда представляя в мысли своей труды и подвиги честных подвижников печерских и радуясь душой своей о том, что Господь сподобил его в этой честной обители принять иноческий образ и быть как бы сожителем этих святых.

Крестный ход в Киево-Печерской Лавре. Гравюра XIX в.

Крестный ход в Киево-Печерской Лавре.
Гравюра XIX в.

Сей блаженный Симон настолько изучил подвижническую жизнь святых угодников печерских, что как бы написал ее на скрижалях сердца своего; поэтому он восхотел, чтобы и прочим благочестивым людям была известна жизнь печерских подвижников; а для этого он решил составить письменное описание подвижнической жизни печерских иноков. Следует заметить, что в это время, по причине многочисленных войн и усобиц, было утеряно много книг, так что многие события, описанные в этих книгах, начинали приходить в забвение. Ввиду этого блаженный Симон с большим усердием разыскивал всех очевидцев того или другого чудесного события, случившегося в Печерской обители, и все полученные таким образом сведения преподобный собирал в одно целое, трудясь, как мудрая пчела. Потому-то он и просветил нас светом, так как описал чудеса преподобного Антония и преподобного Феодосия. Ко всему этому блаженный Симон присовокупил сказание о святой, небесам подобной, церкви Печерской, престол которой поистине сиял, как солнце и как луна полная.

Из сочинений блаженного Симона видно, что он имел великую любовь ко Пресвятой Богородице и к преподобным отцам — Антонию и Феодосию Печерским, так что с ними обитал духом и умом своим как бы в одной пещере, несмотря на то, что жил в своей епархии.

Симон выказывал больше всего любовь и ревность к Пресвятой Богородице и обители Ее Печерской. И во дни жизни своей он удостоился видеть великое знамение: Пресвятая Владычица Богородица явилась на небе, окруженная ликами святых угодников Божиих под видом звезд, а вблизи Богоматери Антоний и Феодосий, как солнце и луна среди всего сонма звезд небесных. Великий в добродетели своей, святитель Симон был проникнут необычайным смирением, и служил одним из лучших примеров этого рода добродетели. Будучи епископом, писал он в послании своем, дабы подражали самому Господу, сказавшему: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем».

Гробница святителя Симона в Успенском соборе г. Владимира

Гробница святителя Симона в Успенском соборе г. Владимира

Этот добрый пастырь потрудился довольно продолжительное время, питая духовных овец своих пищей нетленной, ведущей в жизнь, так как предлагал всем пасомым своим жития святых, подвизавшихся в обители Печерской, и в письменах, и самим делом жизни своей.

Памятник основателям Нижнего Новгорода — святителю Симону, епископу Владимирскому, и Великому князю Георгию Всеволодовичу. Скульптор В.И. Пурихов

Памятник основателям Нижнего
Новгорода — святителю Симону,
епископу Владимирскому, и
Великому князю Георгию Всеволодовичу.
Скульптор В.И. Пурихов

Святитель Симон был погребен во Владимирском Успенском соборе. Существовало мнение, что мощи святителя по его завещанию были перенесены в пещеры Киево-Печерской Лавры. Это мнение ошибочно, так как в Антониевых пещерах почивают мощи Симона, епископа Ростовского и Суздальского, жившего в конце XI — первой половине XII века. Он был епископом в Ростове после епископа Ефрема, и о нем известно, что погребен он был в Киево-Печерской Лавре. О погребении святителя Владимирского и Суздальского Симона в Успенском соборе свидетельствует хранившаяся там выписка из книги о поминовении усопших, погребенных в соборе. В ней говорится: «По государеву, цареву великого князя Иоанна Васильевича Всея России указу, по книгам пети панихиды… по Владимирским по пяти владыкам пети и в год по одной панихиде на их памяти». Среди имен архиереев указан и епископ Симон. В той же рукописи сказано: «служить панихиды всем собором, туго, где кто лежит». Таким образом, во времена Иоанна Грозного не сомневались, что святитель Симон погребен в Успенском соборе. О нахождении мощей святителя Симона в Успенском соборе свидетельствует также следующий факт. В 1882–1884 годах во время реставрации собора было произведено восстановление надгробной плиты на гробнице святителя Симона. Во время этих работ через отверстие в плите были видны святые останки святителя Симона. Об этом рассказал очевидец протоиерей Александр Виноградов в «Истории Успенского Владимирского собора», изданной в 1891 году.

В летописи святой Симон назван «учительным и милостивым», ему принадлежат многочисленные труды. Поучительное послание святителя к Поликарпу, монаху Киево-Печерской обители, положило начало Киево-Печерскому патерику. В нем епископ Симон в живых назидательных примерах из жизни киево-печерских подвижников указывает высокие образцы христианских добродетелей: смирения, терпения, безропотного перенесения бедствий и тому подобное, а в заключении указывает Поликарпу высокое значение Киево-Печерской Лавры, в которой он, епископ богатой епархии, желал бы быть последним послушником. Святитель описал чудеса преподобного Антония Печерского и составил жития многих печерских угодников. Святитель Симон — автор «Сказания о святой чудотворной церкви Печерской Киевской, како создася, украсися и освятися». Все эти труды святого Симона были занесены преподобным Нестором в первую часть Киево-Печерского патерика. А во вторую часть вошли послания к Поликарпу, в которых святитель предложил сведения о жизни многих подвижников печерских, сиявших как звезды подвигами своими. Перу святителя Симона принадлежит вся третья часть Печерского патерика.

Память св. Симона 23 мая

Текст сайта Комиссии по канонизации Нижегородской епархии