Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Шествие по России
«Ведомости Нижегородской митрополии» 16 (100) 16:11, 25 августа 2016

Шествие по России

Прибытие мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево, 31 июля 1991 г.

Прибытие мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево,
31 июля 1991 г.

Продолжаем серию публикаций, переносящих нас в события 25-летней давности и рассказывающих о возрождении Дивеевской обители и перенесении туда мощей преподобного Серафима Саровского. Хроника событий и воспоминания очевидцев — в материалах, собранных наместником Вознесенского Печерского монастыря архимандритом Тихоном (Затёкиным) для продолжения известной «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря».

Всю ночь горел свет

Всего через неделю после того как стало известно о решении Священного Синода возродить Дивеевскую обитель, монастырю была возвращена еще одна церковь — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Это произошло 28 июля 1991 года. Подготовка к встрече преподобного шла полным ходом. Мастера из Москвы монтировали сень для установки над ракой. Нижнюю часть фанерного иконостаса заменили на новую. Столяры изготавливали выносной престол, предназначенный для совершения Божественной литургии на паперти Троицкого собора. Люди в соборе трудились и днем и ночью, не зная усталости. Всю ночь горел свет, сновали рабочие, стучал топор и визжала циркулярная пила. На монастырской площади перед Троицкими собором из лесов собрали навес и обтянули его пленкой на случай дождя. Ночью вся территория перед храмом освещалась прожекторами, и зрелище было впечатляющим. Возле собора была установлена звукоусиливающая аппаратура, чтобы всем присутствующим было слышно совершаемое богослужение.

Столь радикальные и быстрые изменения в селе, до этого спокойно жившем своей жизнью, крайне волновали дивеевцев, и это неудивительно. Наконец в районном Доме культуры была организована встреча руководителей местных служб и ведомств с населением. Жителей в основном беспокоило, как все эти торжества отразятся на них самих. Задавались вопросы: «Будет ли пущена объездная дорога?», «Будет ли приведена в порядок территория возле жилых домов, предприятий и организаций?», «Когда будет наведен санитарный порядок в Дивееве? Когда уберут весь бурьян?», «Почему сахарного песку в селе выдали только по одному килограмму?», «Как будет обстоять дело с хлебом?», «Будет ли работать баня?», «Ходят слухи, что путь мощей будет окропляться детской кровью», «Каков вклад Церкви в подготовку акции?», «Что будет с телетрансляцией?», «Что за раскопки ведутся на площади?»… Людей успокоили, обстоятельно рассказав, как будут организованы торжества и какие изменения ждут село.

Многотысячные проводы

Тем временем мощи преподобного Серафима уже около полугода находились в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы. 23 июля, перед их изнесением, Святейший Патриарх Алексий II в сослужении более 40 архипастырей совершил Божественную литургию. В своем слове по завершении богослужения Предстоятель Русской Церкви сказал: «Мы верим, что перенесение святых и многоцелебных мощей преподобного Серафима Саровского вселит умиротворение в души людей, что слова его: «Стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся» — с новой силой зазвучат и найдут отклик в сердцах людей».

Из Москвы крестный ход с мощами направился в город Ногинск. Тысячи и тысячи паломников стремились туда присоединиться к шествию, чтобы следовать далее до Серафимо-Дивеевского монастыря. В автоколонне в Ногинск отбыли около 200 человек, включая епископат и духовенство, остальные желающие добирались своим ходом.

Епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов) на страницах своей книги «Правдой будет сказать» писал об этих событиях: «За полгода пребывания святых мощей в столице около честной раки побывало множество наших соотечественников и верующих из-за рубежа. Стали традиционными всенародное акафистное пение преподобному, щедрые пожертвования на восстановление московских святынь и храмов, на укрепление и расширение социального служения Церкви. Июльские проводы святых мощей к месту их постоянного пребывания — Дивеевской обители — вылились во всенародное торжество».

Между городами крестный ход двигался на колесах. Впереди шла машина с установленной на ней большой иконой преподобного Серафима, за ней — микроавтобус с мощами, возле которых постоянно дежурили, служа молебны и акафисты, представители крупнейших монастырей Русской Церкви: священноиноки Троице-Сергиевой, Киево-Печерской и Почаевской лавр, Валаамского, Даниловского, Ново-Спасского монастырей и Оптиной пустыни. Третьей шла машина Святейшего Патриарха, затем архиереи, духовенство и миряне на автомобилях и автобусах. По дороге прихожане близлежащих храмов приветствовали крестный ход, выходя к шоссе со своими пастырями. Возле крупных групп крестный ход делал небольшие остановки, и Святейший Патриарх благословлял народ. Первой остановкой стал город Ногинск. Кортеж прибыл в город около шести часов вечера 23 июля.

Примечательно, что Ногинск, до 1917 года носивший название Богородск, — родина Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Удивительно, что святые мощи батюшки Серафима, которого так чтил покойный Патриарх Пимен, прибыли сюда именно в день его рождения. В тот же вечер перед мощами преподобного Святейший Патриарх Алексий II в сослужении сонма архипастырей совершил молебен и утреню.

Всю ночь к мощам подходили прикладываться верующие жители Ногинска и окрестных селений. На следующий день, 24 июля, перед отъездом вновь был совершен молебен.

Благословение городам русским

В восемь утра крестный ход отправился из Ногинска и спустя час прибыл в город Орехово-Зуево. Раку с мощами пронесли на руках около километра по центральной улице до храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Несмотря на дождь, горожане заполнили не только всю улицу, но и крыши окрестных домов. В храме Святейший Патриарх совершил Божественную литургию и молебен в сослужении архипастырей. В 16:00 вновь был отслужен молебен, мощи батюшки Серафима изнесли из храма, и крестный ход отбыл в древний город Владимир.

По дороге на Владимир расположен город Лакинск, о верующих которого оставил свои воспоминания владыка Истринский Арсений (Епифанов) «…в этом городе не было предусмотрено остановки, а кроме того, уже на подъезде к Лакинску начался проливной дождь, мы хотели проехать, не останавливаясь. Но что мы увидели? На дорогу вышло много людей — с хоругвями, крестами, цветами и иконами. Они вышли поприветствовать преподобного Серафима! А тут — ливень! И вдруг, увидев наш кортеж, все эти люди, несмотря на дождь, становятся на колени! Трудно передать, какие тобой овладевают чувства, когда видишь такое благоговение перед святыней! И так было по всему пути следования: повсюду люди выходили на обочину, встречали мощи преподобного, каждый по-своему выражал радость от встречи со святыней».

К 18:30 процессия с мощами прибыла во Владимир. У древней границы города под сводами Золотых ворот ее встретили епископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) и светские власти города. Когда крестный ход подошел к Успенскому собору, низкие грозовые тучи, угрожавшие проливным дождем, внезапно расступились и показалось солнце. Святейший Патриарх, как и в других городах на пути следования, приветствовал горожан. «Пусть та любовь, с которой принимал преподобный Серафим приходящих к нему, коснется и наших сердец, а от них распространится на ближних и дальних наших. Христос вocкpece!»

Вся соборная площадь, до отказа заполненная молящимися, мерцала в наступивших сумерках огоньками свечей… На ночь святые мощи внесли в Успенский собор, где перед ними духовенство Владимирской епархии непрестанно совершало молебны с акафистами. «Дивны пути Промысла Божия! — писала тогда местная епархиальная газета. — 215 лет назад смиренный саровский подвижник приходил сюда, чтобы воспринять Божественную благодать первой степени священства от рук Владимирского святителя. Ныне во святых своих мощах он вновь вступает под своды этого древнего собора, но теперь уже для того, чтобы принять от верных подобающее святым поклонение и испросить им от Господа благодатную надежду вечной жизни».

Два дня находились святые мощи преподобного в древнейшем русском соборе, своды которого расписаны кистью великих иконописцев: преподобного Андрея Рублева и Даниила Черного. 25 июля Святейший Патриарх Алексий в сослужении архипастырей совершил здесь Божественную литургию, после которой во второй половине дня посетил древний Суздаль.

На следующий день, 26 июля, после молебна и изнесения мощей из Успенского Владимирского собора крестный ход отбыл в Боголюбово, в недавно возрожденный мужской монастырь. У стен возрождающейся Боголюбской обители был отслужен молебен, и священнослужители, крестообразно осенив святыми мощами собравшийся во множестве народ, вновь отправились в путь по бескрайним российским просторам. Невдалеке взорам паломников предстал всемирно известный храм Покрова‑на‑Нерли. В городе Вязники была сделана трехчасовая остановка, и жители имели возможность приложиться к святым мощам. Путь крестного хода лежал в Нижний Новгород.

Продолжение следует

Архимандрит Тихон (Затёкин),
наместник Вознесенского  Печерского монастыря

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.