Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Служение Богу и людям
«Ведомости Нижегородской митрополии» 2 (62) 18:09, 30 января 2015

Служение Богу и людям

Ретушь-Таинство-Крещения-(2136)Сегодня редко встретишь священника из потомственного рода. Новое священство — чаще из обычных светских семей. Наша беседа о пути в Церковь — с  одним из таких батюшек, настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», преподавателем семинарии и заместителем руководителя отдела по делам молодежи Нижегородской епархии иереем Александром Калагановым.

Причастие на первое сентября

Молодой священник — коренной кстовчанин. Родился в  многодетной семье рабочих. Отец его большую часть жизни проработал слесарем на  нефтезаводе, мать тоже работала на заводе, а потом нянечкой в детском саду. Батюшек в роду не было, глубоких христианских традиций — тоже. Хотя, как большинство других семей, раз в году они справляли Пасху, на Рождество ходили в  храм и на Крещение брали воду. В общем-то, ничего особенного. Как многие другие семьи.

Правда, была одна особенная традиция, заведенная дедушкой.

— С младших классов, — говорит отец Александр, — дед два раза в году водил меня причащаться: на первое сентября и в конце учебного года.

Мальчик послушно ходил с дедушкой причащаться, но не более того. Тогда он очень серьезно увлекался футболом, мечтал о карьере профессионального спортсмена.

Наступили 1990 е годы. В это неопределенное и очень сложное время родители приходят в Церковь.

— Воцерковление семьи происходило постепенно, — вспоминает священник. — Взрослые постепенно стали активными прихожанами, а за ними и мы, дети. Папа познакомился с батюшкой, постепенно стал читать на клиросе. А я в скором времени стал звонить на колокольне.

— В восьмом классе, — рассказывает наш собеседник, — я стал задумываться о цели жизни и ее смысле. К этим мыслям подтолкнула меня болезнь: порок сердца.

К этому времени Александр уже нес послушание на клиросе в  храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Великом Враге. Сблизился с  настоятелем — отцом Александром Николаевым, регентом Валентиной Алексеевной.

— Они открыли для меня особенный мир. Стали обучать церковному пению, чтению молитв. Я увидел, что жизнь Церкви — не просто какая-то книжная азбука, которая, конечно, тоже благодатно воздействует на  верующих людей, но это — живой опыт, людьми передаваемый, идущий через века. То, что я слышал и видел, очень сильно на меня воздействовало и навсегда запечатлелось в моем сердце.

На пути к священству

Близилась к завершению школьная пора. И когда настоятель любимого храма предложил Александру поступать в семинарию, попробовать свои силы в Троице-Сергиевой лавре, тот стал усердно готовиться к экзаменам, читать Псалтирь, заучивать молитвы, которые нужно было знать для поступления.

— К концу 11-го класса мы с отцом Александром подали прошение в Нижегородскую епархию тогда еще епископу Георгию. И владыка благословил поступать в столичную духовную школу.

Однако на момент подачи документов абитуриенту не было 18 ти лет, и в поступлении ему было отказано.

— Мы даже дождались владыку Верейского Евгения, ректора Московской семинарии, — вспоминает молодой священник. — Он подтвердил отказ, сказав, что никакие уступки не будут сделаны.

Это было большое разочарование. Намерению учиться в обители преподобного Сергия Радонежского, казалось, не суждено сбыться.

Пришлось возвращаться домой. Александр недели две еще раздумывал, нужный ли это шаг, случайно ли препятствие на пути к богословскому образованию, и, наконец, подал документы в Нижегородскую духовную семинарию.

— Я сдавал экзамены на общих основаниях с рекомендацией от  родного прихода с Великого Врага. Только обучаясь в стенах нашей духовной школы, понял, что для меня это было залогом духовной крепости, обретением внутреннего потенциала. Я ни разу не пожалел, обучаясь в нашей семинарии, что решил поступать сюда, — заключает отец Александр.

Забегая вперед, скажем, что после семинарии священник поступит в столичную духовную школу. Пока же слушаем батюшку.

— В 2005 году состоялась поездка по студенческому обмену в  Германию. Я познакомился с реальным опытом духовной жизни христианской общины в  городе Майнце. Возглавлял ее немец, отец Йоханнес. Я увидел живую веру, которая преображала людей, давала им силы.

Община была многонациональной, в ней состояли украинцы, немцы, аргентинцы, австралийцы, грузины, русские первой и второй эмиграций. Эти люди любили друг друга, в них ощущалась христианская любовь. Мы вместе участвовали в Божественной литургии. Служба велась на нескольких языках — немецком, церковнославянском и грузинском, и закончилась совместной трапезой.

Решение стать священником укрепилось после этой поездки. Молодой человек почувствовал сердцем, что ему это необходимо, что без этого он  жить не может.

— Я уверился в мысли стать священником, — утверждает отец Александр, — и задал себе вопрос: кто, если не я? И знал на него совершенно конкретный ответ.

История любви

— Очень плодотворно и тесно семинария сотрудничает со  светскими учебными заведениями. Особенная дружба сложилась с лингвистическим университетом, — рассказывает отец Александр. — Летом мы два года подряд работали вожатыми и воспитателями в лагере «Солнечный». Его организовывал для школьников лингвистический вуз в селе Филинском Вачского района.

А в течение учебного года семинария и лингвистический университет проводили совместные конференции. На одной из них отец Александр познакомился со своей будущей супругой Ольгой. Он, пятикурсник, заканчивал семинарию, а Оля училась на втором курсе в НГЛУ. Стали дружить, общаться.

Оля не имела религиозного воспитания. Сначала для нее было непонятно, чем отличается жизнь светского человека от жизни церковного.

— Я старался, где только возможно, в любых событиях и  мероприятиях церковной жизни поучаствовать вместе с ней. Знакомил ее со своими друзьями, принявшими сан и работающими в епархии.

Взгляд на мир, который увидела девушка, помог ей преодолеть стереотипы светского человека.

— И через год после нашего знакомства, — говорит отец Александр, — Оля крестилась. Мы дружили на протяжении трех лет, и к концу моего обучения в  Московской духовной академии поженились. Произошло это по благословению двух владык: ректора Московских духовных школ архиепископа Верейского Евгения и архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия.

После свадьбы молодой священник поступил в НГПУ имени Козьмы Минина, получил светское образование.

— Я на этом остановился, — смеется отец Александр, — а вот супруга еще нет. Она, как и я, параллельно училась двум специальностям в  лингвистическом университете. Уже когда у нас родился первый ребенок, Оле предложили поступить в магистратуру, на что она согласилась. Вместе с супругой нам было легче получать образование. Мы друг другу помогали. И как бы сложно ни  было — теперь все позади, и мы переживаем новый жизненный этап: воспитание детишек.

Батюшка говорит, что для них идеальной семьей, у кого они стараются учиться любви, взаимопониманию и жертвенности, стала семья царственных страстотерпцев. Отец Александр и Ольга стараются воссоздать семейное древо.

— Мы не забываем дни памяти своих умерших прадедов. В памятные даты совершаем общие семейные молитвы, накрываем трапезный стол. Рассказываем, что знаем, об ушедших родных своим детям Анастасии и Арсению.

Другая традиция семьи священника была заложена еще до брака — ежегодные поездки в Дивеево.

— Еще до крещения Оли я в первый раз привез ее в Дивеево. Она почувствовала сердцем, что Пресвятая Богородица и преподобный Серафим не  оставляют эту обитель, ощутила благодать дивеевской земли. И та поездка укрепила решение Оли принять таинство. Теперь молодые родители ездят в  Четвертый удел Божией Матери вместе с сыном и дочерью.

Господь укрепляет

Сложно, конечно, совмещать семейные заботы с попечением о  приходе, нести общественные послушания.

— Бытовые, административные проблемы очень насущны в нашей жизни. Потому что приход, с одной стороны, — Церковь Божия и люди, ищущие спасения, а с другой стороны — это проводка, отопление, благоустройство территории…

Молодому настоятелю Скорбященский храм был передан в  состоянии благорасположения, отзывчивости и понимания со стороны прихожан.

— Больших сил не потребовалось от меня на то, чтобы делать какие-то переустройства, — признается отец Александр.

До того, как стать настоятелем, он полтора года служил штатным клириком на приходе в честь святых апостолов Петра и Павла.

— Там на мне лежало только богослужение, — говорит священник, — общение с людьми и пастырская забота. Став же настоятелем в храме на улице Нестерова, я столкнулся с решением вопросов административного и  экономического плана. Храм наш является памятником архитектуры регионального значения.

— Сейчас мы подошли к тому, — продолжает отец Александр, — что владыка благословляет поменять окна на шумоизоляционные со стороны улицы Минина. Для храма это вынужденная мера. Потому что шум от транспорта мешает богослужению и пению хора.

Сейчас в храме меняется иконостас. Следующий этап — установка новой вентиляции. «В храме душно, — поясняет отец настоятель. — В советское время храм был закрыт, переделан и в связи с этим была потеряна вентиляция. Естественная вентиляция есть, но ее не хватает. Очень жарко, в  храме душно и во время причастия детишкам очень тяжело».

На базе прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» сосредоточено волонтерское движение «Милосердие», институт материнства «Кораблик детства», общество «Парус», евангельская группа, православное молодежное экскурсионное объединение, воскресная школа и ПМЦ «Лоза». Помимо приходской жизни отец Александр еще успевает нести послушание заместителя руководителя отдела по делам молодежи Нижегородской епархии и вести занятия у семинаристов. Как ему все это удается, где батюшка черпает силы?

— Господь дает укрепление, твердость, выносливость. Радостно, когда видишь, что студентам небезразличны твои слова о вере, о  Христе, возникает громадное желание делиться опытом Церкви, благовествовать и  рассказывать о святых людях. Когда же по какой-то причине служу только раз в  неделю, становится тяжелее, чувствую, что и физические силы слабеют. Священство — служение Богу и людям, которые хотят увидеть жизнь Церкви в подлинном свете и, самое главное, самим вести такую жизнь.

Павел Молоштан

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.