Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Памяти митрополита Николая (Кутепова) > Служение делу мира. Часть II
«Ведомости Нижегородской митрополии» 4 (217) 16:20, 23 февраля 2012

Служение делу мира. Часть II

Возложение венков к памятнику встречи на Эльбе в Торгау в июне 1985 года

Возложение венков к памятнику встречи на Эльбе в Торгау в июне 1985 года

На древней германской земле, в 140 километрах от Берлина, на реке Эльбе находится небольшой саксонский городок Торгау, ведущий счет своей истории с 1267 года. Однако известность этому городу принесли события сравнительно недавние — середины прошлого столетия. Именно здесь во время Второй мировой войны 25 апреля 1945 года встретились передовые подразделения 5‑го гвардейского полка Второго Украинского фронта и 69‑й пехотной дивизии Первой американской армии.

В честь этого события, известного ныне как «Встреча на Эльбе», Москва салютовала из 324 орудий, а Нью-Йорк всенародно торжествовал на Таймс‑сквер.

Через 40 лет, в рамках своей миротворческой общественной деятельности, архиепископ Горьковский и Арзамасский Николай возглавил делегацию Русской Православной Церкви, направленную в Торгау для участия в праздничных торжествах.

Встреча на Эльбе 40 лет спустя

Празднование проходило в июньские дни 1985 года при активном участии немецких евангелическо-лютеранских общин, что было для Торгау особенно символично, поскольку именно здесь появилась первая лютеранская община Германии. Кроме того, именно отсюда родом была супруга Мартина Лютера, идеолога протестантского движения, и здесь же она и похоронена.

В трехдневную программу было включено проведение нескольких семинаров на тему «Встреча на Эльбе 40 лет спустя. Воспоминания и наши обязательства». Особый акцент на этих семинарах был сделан на тематике, которую в силу известных причин мы только сегодня в полной мере открываем для себя: церковная деятельность, направленная против нацизма, в годы Второй мировой войны.

Владыка Николай 29 июня участвовал в одном из таких семинаров, проходившем в лютеранской кирхе, и выступил с докладом.

Горьковский архипастырь поздравил всех со славным юбилеем, «собравшим всех за одним столом», и отметил, что «будучи ветераном войны и испытав тяготы военного лихолетья, будучи свидетелем гибели 3–4‑летних детей от разрывов бомб и снарядов», он и по сей день чувствует, «как леденеет кровь от воспоминаний о прошедших военных годах».

Владыка напомнил, что тогда «весь народ России поднялся на борьбу с фашистскими захватчиками, и Церковь тоже не оставалась в стороне. Русская Православная Церковь в годы войны благословила и призвала православных на защиту священных границ Отечества, назвав дело этой защиты всенародным подвигом».

А теперь тема борьбы в военные 1940‑е с общим врагом смогла объединить даже яростных идеологических противников. И, как показал опыт проведения «Встречи на Эльбе 40 лет спустя», не потеряла своей актуальности и в годы так называемой «холодной войны».

30 июня 1985 года, в завершение празднования, к памятнику, воздвигнутому в ознаменование встречи здесь в победном 1945 году союзных войск, были возложены венки и оглашена заключительная декларация. Подчеркивалась необходимость создания атмосферы доверия между странами и народами, разоружения как «поворота к будущему», что и стало темами следующей встречи в Торгау, состоявшейся через 3 года.

С точки зрения христианства

Весной 1988 года город Торгау вновь принимал гостей из Советского Союза. 22–24 апреля в Лейпциге и Торгау проходила международная конференция «Мир на доверии. Доверие — разоружение — права человека», обозначившая в итоговом документе, что «доверие является основой в смысловом капиталовложении Бога в Свое творение и выполняет передовые функции в человеческих отношениях».

С церковными общинами Восточной Германии у владыки Николая к тому времени уже сложились добрые отношения, поэтому община Лейпцига вновь пригласила его для участия в проводимом ею мероприятии. Как отмечалось в официальном письме руководителей этой общины в Отдел внешних церковных связей, «Евангелическо-лютеранская церковь проявляет большой интерес к вопросам мира и проблемам нашего времени с точки зрения христианства».

В нижегородском архипастыре всегда покоряла его эрудиция и доступность в общении. Он ломал складывавшиеся годами стереотипы о русских священниках как о людях недоступных и официальных. Во время зарубежных поездок владыка пытался использовать немецкие слова, улыбался, был любознательным, с удовольствием посещал музеи, выставки и вечера музыки. Его Высокопреосвященство был очень обаятельным собеседником, и общение с ним меняло к лучшему отношение многих людей и к священству, и к Церкви в целом, и к Советскому Союзу.

Вечер открытия конференции состоялся в церкви Благодати (Гладенкирхе) в Лейпциге. 22 и 23 апреля участники активно работали в группах, а 24 апреля выехали в Торгау, где владыка Николай в числе других приглашенных принял участие в богослужении и возложил цветы к памятнику знаменательной встречи войск на Эльбе в 1945 году.

na-vstreche-v-obshhine-g-shtaufenberga-foto-iz-gazety-frankfurt-hyohst-ot-11-noyabrya-1988-goda

На встрече в общине г. Штауфенберга
(фото из газеты Франкфурт Хёхст от 11 ноября 1988 года)

Гости из Советского Союза

Осенью того же 1988 года владыка в составе небольшой группы совершил большую поездку по Западной Германии под эгидой Советского фонда мира. Это посещение организовала церковная община «Христиане на службе мира» города Штауфенберга в ответ на пребывание в Советском Союзе в мае того же года 150 представителей немецких христианских общин.

«Три русских христианина,— писала в те дни немецкая газета «Франкфурт Хёхст»,— архиепископ Николай из Горького, писатель и режиссер-постановщик совершают поездку мира по ФРГ».

10 ноября советских гостей вместе с представителями евангелической и католической церквей принимал город Соссенхайм. Основным событием этого визита, как и всей поездки, стало посещение военного мемориального кладбища, где были похоронены 145 бывших советских граждан, насильственно угнанных во время Второй мировой войны на работы в Германию.

«Это кладбище появилось в Соссенхайме лишь в 1970‑х годах, а до этого могилы были запущены, надгробные плиты частично разрушены,— писала «Франкфуртер рундшау», другая немецкая газета, освещавшая этот визит гостей из СССР.— Всем было известно, что здесь за могилы, но все охотно проходили мимо». Исторически известно, что в период с 1941 по 1945 годы во Франкфурте и его окрестностях было 143 лагеря для рабочих, насильственно пригнанных на работы из других стран.

Гости из Советского Союза возложили цветы на могилы соотечественников, а позже, на встрече с интеллигенцией города, прозвучала мысль, близкая и нашему времени: представитель городского совета сказала, что лишь «встречи людей и разговоры друг с другом могут устранить то, что разъединяет нас». В то же время, как считал владыка, история, какой бы горькой она ни была, не должна забываться: ведь она человека всегда чему-то учит.

12 ноября на встрече с жителями другого немецкого города — Гиссена — русские гости вновь вспоминали о последствиях войны. Основным лейтмотивом встречи стала необходимость установления взаимопонимания между двумя противоборствовавшими некогда народами: русским и немецким. В этой связи на вопрос, что думают в Советском Союзе о Германии, архиепископ Николай ответил, что «тогда борьба велась не против немецкого народа, а против фашизма».

В последующие дни советские гости посещали общины разных городов Западной Германии, а 16 ноября участвовали в богослужении общины «Нидеррэдер Цакхойс».

«Троих русских христиан» везде принимали с большой теплотой и интересом, что, по общему мнению гостей и принимающей стороны, стало «беспрецедентным событием по примирению обоих народов». И это не случайно, поскольку, как отмечал архиепископ Николай, «Церковь всегда предпринимала все возможные усилия для укрепления доверия между нашими народами, используя для этого все свои пастырские возможности», причем происходило это «не от случая к случаю, а ежедневно и постоянно».

Для владыки как участника и инвалида страшной войны эти поездки были необыкновенно волнительными. Он заново переживал весь ужас боев под Сталинградом и испытывал величайшую радость от того, что наш народ в этой войне стал победителем.

Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.