Главная > Читая Евангелие > Со ссылкой на Источник
«Ведомости Нижегородской митрополии» 13 (121) 14:53, 13 июля 2017

Со ссылкой на Источник

Эти фразы известны, пожалуй, каждому верующему: на прямые высказывания Господа Иисуса Христа ссылаются архиереи в своих интервью и проповедях, рядовые пастыри и катехизаторы в беседах с прихожанами. А то и мало-мальски грамотный новообращенный «блеснет» знаниями текста Священного Писания в жарком споре за кухонным столом, в кругу далеких от Церкви родственников… Хорошо, если в тему блеснет. А если только смутит и раззадорит неподготовленную аудиторию широко растиражированной, но вырванной из контекста, да еще по-своему интерпретированной цитатой?

Чаще всего Спаситель строил свои проповеди на основе коротких притч, чтобы смысл Его слов был понятен каждому из учеников — простым труженикам и богословам того времени, беднякам и зажиточным людям. Находясь в конкретных исторических реалиях и видя Учителя воочию, современники Иисуса Христа могли более емко воспринимать Его богатую образами и глубинными смыслами речь. Сегодня мы, обращаясь к евангельским текстам, нередко нуждаемся в некой их адаптации, в толковании теми, кто посвятил служению Церкви жизнь. Благо, источники информации, начиная с богатейшего духовного литературного наследия, заканчивая официальными православными сайтами, — в нашем распоряжении, как и помощь гостей наших рубрик нижегородских пастырей.

О современном трактовании Церковью нескольких широко известных фраз, унаследованных нами от Источника Истины и осмысляемых поколением за поколением на протяжении многих веков, мы размышляем с преподавателем Нижегородской духовной семинарии, клириком храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» иереем Виктором Плаксиным.

«Ибо много званых, но мало избранных» (Мф 14:24)

— В этих словах Господь обращает свой призыв ко всем людям, говоря, что каждый имеет возможность спастись и быть со Христом, но не все отвечают на этот Его призыв. Действительно, многие из нас откладывают и откладывают свой приход в храм, зная, что милосердный Бог примет нас на любом жизненном этапе. Одни отодвигают встречу со Христом до пенсии, когда будет больше свободного времени, другие считают, что, пока у них все хорошо, нет смысла тратить время на молитву, третьи знают о Боге, но не имеют желания выстраивать с Ним взаимоотношения. Очень часто заботы внешнего мира втягивают нас в суету, и мы спешно передвигаемся от работы к дому, от одних дел к другим, при этом, как ни суетимся, многого не успеваем, оставляя без внимания потребности своей души. В этой фразе Спасителя можно услышать призыв к тому, чтобы мы прежде всего заботились о состоянии своего внутреннего мира, и тогда наши дела насущные с помощью Божией устроятся.

«И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф 5:27–30)

— Эту фразу Спасителя стоит понимать, конечно же, сугубо аллегорически. Однако для более наглядного представления ее значения можно обратиться к медицинской практике. Если какая-то часть тела поражена настолько, что спасти ее не представляется возможным, врачи принимают тяжелое решение — во избежание вреда для всего организма отсечь больную его часть. Господь еще раз обращает наше внимание на то, что наш духовный мир хоть и невидим глазу, но так же важен, как и физический. И если мы чувствуем, что в нас развивается пагубная привычка к какому-то греху, переходящая в страсть, стоит освободить от нее свою душу, каким бы болезненным ни был процесс избавления от недуга.

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф 18:10)

— Осуждение — настоящий бич современного мира. Мы привыкли выносить приговор всем и каждому, пребывая в иллюзии, что, с одной стороны, всегда верны в своей оценке, с другой — что сами к этим метко подмеченным нами грехам не бываем причастны. Но на практике все не так: вынося свое суждение, мы часто далеки от истины и нередко видим грех там, где его нет, кроме того, порой обличаем других в тех грехах, которыми сполна заражены сами. Все мы, к сожалению, подвержены пагубным страстям, но при этом любой человек — образ Божий, о каждом из нас Господь имеет промышление и помогает нам бороться, посылая на помощь Ангела Хранителя. Помня об этом, не стоит тратить время на пустое и духовно вредное осуждение, а больше сил направлять на собственное совершенствование.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Мф 5:3)

— Эти слова в какой-то степени вторят предыдущей фразе. Заповеди блаженства — основа проповеди Спасителя. В них мы слышим призыв Господа к само­совершенствованию. Нищие духом — это люди, отвергшие всякое горделивое мнение о себе, те, кто заглядывает в свою душу и видит, что она поражена грехом. Очень легко обнаружить грех и беззаконие в поступках других людей, ведь испорченная человеческая природа всегда проявляет себя. Но при хоть сколько-нибудь внимательной духовной жизни мы скоро приходим к выводу о том, что часто наши поступки также обусловлены грехом и во многом, по словам апостола Павла, не мы управляем своей жизнью, но «живущий во мне грех» (Рим 7:17). С этим фактом необходимо не просто примириться, но пойти дальше — понять, что в мире, где каждый заражен семенами греха, совершенно нет смысла осуждать кого-то или упрекать за прегрешения. Гораздо актуальнее спасение собственной души, борьба со своими внутренними немощами. Люди, осознавшие свою слабину, но пытающиеся вести внутреннюю борьбу, видящие свое недостоинство перед Богом, но уповающие на Его милость, — вот те, кто достиг духовного обнищания. Лишь они могут, по слову Спасителя, надеяться на будущую жизнь в Царствии Небесном.

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10:37)

— Христос призывает нас творить в этом мире дела любви. Более того, Он говорит о том, что без любви к окружающим людям мы не можем называться Его учениками. Кроме того, еще в Ветхом Завете любовь и уважительное отношение к своим родителям представляются одной из непреложных норм жизни. Однако родители могут неверно распорядиться такой любовью своих чад. Из истории ранней Церкви известно немало примеров того, как во время гонений на христиан родители призывали детей отказаться от своей веры и тем самым обеспечить себе спокойную жизнь. Вот тут мы и видим наглядное проявление сути этой заповеди — Господь призывает нас к расстановке приоритетов. Любовь к родителям в нас должна быть чистой и искренней, но если они по своим человеческим немощам призывают нас к тому, что не согласуется с истинами Православной Церкви и Преданием Церкви, мы должны, при всем уважении к позиции родных, проявить свою верность Господу и поступить по голосу совести.

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф 10:34)

— Господь наш Иисус Христос принес на землю Свое Учение. После этого каждый, кто услышит о Нем, должен сделать выбор: идти за Ним, взяв свой крест, либо же не принять Спасителя в свое сердце. И мы видим, что в нашей истории христианство постоянно подвергалось гонениям, мир до сих пор физически уничтожает христиан, не говоря уже об иных видах противостояния. Однако самая важная и напряженная борьба скрыта от глаз окружающих — каждый истинный ученик Христов постоянно пытается обуздать свои чувства, противостоять греху и искушениям, он призван к постоянному сопротивлению логике мира сего, логике эгоизма и стяжательства. Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что Христос принес в наш мир меч, который рассекает все призрачное и иллюзорное и зримо демонстрирует нам наши немощи и страсти. Но вместе с тем меч Христов — еще и меч защиты. Лишь с помощью слов Спасителя мы защищаемся от давления мира и способны победить в борьбе со своими внутренними греховными склонностями.

Подготовила Екатерина Ротанова

Материал опубликован в летнем номере журнала «Моя надежда»

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.