Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Со вниманием к духовной жизни
«Ведомости Нижегородской митрополии» 21 (129) 15:48, 9 ноября 2017

Со вниманием к духовной жизни

Когда человек небезразличен к своей духовной жизни, он на каждом шагу сталкивается с вопросами, прямых ответов на которые в Священном Писании не найдешь. А узнать хочется столько! Здесь пригодится и чтение толкователей Библии, и знание церковного Устава, и умение ориентироваться в святоотеческой литературе… Рубрика «Вопрос — ответ» — навигатор, помогающий отыскать верный ответ, согласный с учением Православной Церкви.

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр 21:8). О каких «боязливых» идет речь? Почему они названы в одном ряду с согрешившими такими страшными грехами?

— Экзегеты — толкователи Священного Писания — относят к их числу тех, кто боится добровольно пострадать и потому отвращается от благого дела (Экумений). В перечислении апостола Иоанна, как говорит Беда Достопочтенный, боязливые стоят рядом с неверными потому, что они боятся рискнуть жить по Евангелию и сомневаются в награде за свой риск. Вторая смерть уготована им именно за то, что они не решились последовать за Христом, зная, Кто Он.

Мой старший сын учился в обычной школе, сейчас подошло время учиться младшему. Стоит ли ему пойти в православную гимназию? Отзывы о ней слышал хорошие.

— Вопрос далеко не простой. Если ваша семья православная, то учеба ребенка в православной гимназии — дело, казалось бы, естественное. Но и тут надо семь раз отмерить, а один отрезать. Конечно, атмосфера в православной школе совсем другая по сравнению с обычной школой, благоприятственная и для учебы, и для воспитания православного человека. Но и тут не без подводных камней, следует помнить об этом. Дети есть дети, где бы они ни учились, до ангелов им далеко. И учеба здесь не легче, а порой и сложнее. Но главное, что в православной гимназии будет посеяно зерно, которое может впоследствии вырасти в доброе дерево. Вот только поливать его должны не одни педагоги, но и родители. Если их старания сольются, сформируется православный человек — и по сердцу, и по уму. А решать, где учиться вашему ребенку, только вам.

Говорят, надо по дороге в церковь читать особую молитву. Так ли это?

— Есть благочестивый обычай по дороге в храм и непосредственно перед входом в него читать такую молитву: «Возвесилихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Аз же множеством милости Твоея, Господи, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем, Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: да без преткновения прославлю Едино Божество, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Войдя в храм, следует остановиться около дверей и, сотворив три поклона, произнести: «Боже, милостив буди мне, грешному (-ной)! Боже, очисти мя, грешного (-ную) и помилуй мя! Создавый мя, Господи, прости мя!» То же читается перед выходом из храма.

Недавно приобрел молитвослов и обнаружил, что в нем три разных канона — покаянный ко Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице и канон Ангелу Хранителю — напечатаны в совмещенном варианте. Насколько это правильно?

— Эти три канона составляют основную часть молитвенного правила вечером накануне дня перед причащением. Их можно читать как по отдельности, так и вместе, объединяя последовательно все тропари одних и тех же песен всех трех канонов. Этот способ обычно описывается в тексте полного молитвослова, в конце Последования ко Причащению. Но все же самостоятельное объединение трех канонов — дело непростое, и поэтому издаются молитвословы уже с совмещенным текстом. Есть издания, где все эти три канона приводятся как в совмещенном, так и в раздельном вариантах. Чтение трех канонов вместе — нормальная практика духовной жизни православного христианина.

Из недочитанных житий

Кто такие исповедники, и чем они отличаются от мучеников?

— Исповедники — особый лик святых в христианстве. Изначально к числу прославляемых Церковью в этом лике причислялись те, кто открыто исповедовал христианскую веру во время гонений и сам был гоним, но не претерпел мученической смерти. Исповедничество особенно было распространено со времен гонений при императоре Декии, когда целью преследований было не умерщвление христиан как преступников, а принуждение их к отречению от веры с помощью пыток и других средств устрашения. Позже исповедниками называли святых, переживших гонения за веру при императорах-арианах, иконоборцах, а также в новые времена, в частности, в ХХ веке.

Мы знаем, как были замучены Вера, Надежда и Любовь. Знаем, что и мать их — София — причислена к лику святых. А что было с ней после смерти дочерей?

— Во втором веке в Риме жила благочестивая христианка, вдова с тремя юными дочерьми, звали ее София, что в переводе означает — Мудрость. Своих детей она назвала в честь главных христианских добродетелей: Пистис, Эльпис, Агапэ, то есть Вера, Надежда, Любовь. В те времена в языческой Италии были суровые гонения на христиан, и дочери Софии приняли мученическую смерть: Вере было 12 лет, Надежде — 10, а Любови всего 9 лет. София осталась одна над изуродованными трупами своих дочерей. Император Адриан прекрасно понимал, что обезумевшая от душевных страданий мать с радостью встретит свою смерть, и тогда… он помиловал ее. Но вовсе не по доброте своей, а по изощренной жестокости, вручив матери тела и головы маленьких мучениц для погребения. Высоко на холме, за городом, София похоронила своих детей, а сама так и осталась сидеть у их могил. На третий день она скончалась.

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.