Главная > К духовному размышлению > Страх Божий — или человеческий?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 11 (167) 19:04, 11 июня 2019

Страх Божий — или человеческий?

Изгнание Адама и Евы из рая. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

Многим знакома ситуация: человек не идет на исповедь из-за страха, что его не допустят до причастия. Поговорить с глазу на глаз с таким у священника мало шансов, поэтому хочется объясниться с неприхожанином заочно: священник не сито, отцеживающее грешников. Он не шлагбаум, который препятствует подойти к Чаше. Его предназначение — засвидетельствовать искренность исповеди и нелицемерное раскаяние. Но что же делать со страхом, который вселяется в сердце и тормозит движение к таинству Покаяния, и страх ли это? Какова его природа?

Как и многие явления нашей жизни, страх перед исповедью берет начало от… Адамова грехопадения. Вот как об этом повествует Книга Бытия: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт 3:10).

Вместо здравого рассуждения

В отличие от страха Божиего, страх животный может подвигнуть к неправильному поведению. И это хорошо видно на примере Адама. Согрешив, первые люди нарушили всю систему своего благодатного состояния, в том числе и здравое рассуждение, лежавшее в основе первого творческого деяния Адама — наречения имен животным (Быт 2:19). Вместо того чтобы принести немедленное покаяние за отступничество от данной Богом заповеди не вкушать от древа познания доброго и лукавого, испуганный Адам попытался оправдаться, свалив всю вину на жену, обвинив при этом и Бога: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3:12).

Такой страх, как следствие греха, становится препятствием к совершению исповеди, сопровождается ложным стыдом, о природе которого мы скажем позднее. Почему же ложным?

Появление стыда как такового тоже стало следствием первого грехопадения (Быт 3:7). Люди стали оценивать его как нравственное состояние, вызванное осознанием порочности мыслей, желаний, поступков. Будучи проявлением действия совести, стыд может иметь и эмоциональное воздействие на личность — вызывает смущение.

Вызванное обличением безнравственного поступка, смущение естественно, однако страх потерять уважение в глазах других людей не тождественен страху, который проистекает из опасения оскорбить Бога. Об этой разнонаправленности страха нужно помнить всякому христианину.

Как правило, человек не смущается, когда грешит, а смущается при покаянии. То есть, совершая грех, человек не стыдится Бога, но стыд наступает при опасении, что кто-то, пусть даже священник, узнает греховные слабости, несовместимые с собственным достоинством, положением, социальным статусом. «Что обо мне подумают?» — переживает человек.

Более того. Страх, который препятствует движению к исповеди, проистекает из демонической природы. Кто как не диавол заинтересован в том, чтобы грешник как можно дольше оставался нераскаянным, а в идеале вообще исключил бы покаяние из своей жизни? Покаянию препятствует только ложный стыд, страх же Божий всегда будет побуждать как можно быстрее исповедать совершенный грех.

Побороть ложное смущение

Уже осознание того, что природа мешающего страха противна Божественному духу, должно побуждать к исповеди. Следует вспомнить, что переживание стыда дано человеку Богом, чтобы удерживать нас от повторения греха.

Перед священником на исповеди проходят десятки, сотни людей, так что вряд ли его удивишь каким-либо грехом, каким бы тяжелым он ни казался. В священнике проявляется особая забота о покаявшемся грешнике: кто как не он знает, какие твердая воля и решимость необходимы, чтобы переступить границу собственной гордыни, которая скрывается за ложным стыдом. Сердце батюшки наполняет не осуждение грешника, а радость. Та, о которой сообщает нам Евангелие от Луки, где Господь Иисус Христос в притче о спасенной овце говорит: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк 15:7).

Нужно помнить о том, что Церковь не судилище, а лечебница. Здесь не на муки осуждают за грех, а освобождают от его власти. Достаточно вспомнить слова молитвы, которые священник произносит перед тем как начнет исповедовать. Вот как она звучит на русском языке: «Вот, чадо, Христос здесь невидимо стоит, принимая исповедь твою; не стыдись и не бойся, и ничего не скрывай от меня, но, не уклоняясь, открой все, что соделал ты, — и получишь прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами, я же только свидетель, чтобы засвидетельствовать перед Ним все, что ты скажешь мне; если же что скроешь от меня, то впадешь в двойной грех. Итак, будь внимателен, — раз уж ты пришел в лечебницу — не уходи неисцеленным».

В силу немощной совести кающегося, если нет сил устно сказать о грехе, батюшка может принять и написанную исповедь, и она будет равносильна изреченной. Священника же Церковь обязывает хранить тайну исповеди. И если это правило будет нарушено, его могут лишить сана.

Милосердие в награду за искренность

Итак, Бог прощает искренне исповеданные грехи. Как говорит пророк Иезекииль, Он «не хочет смерти грешника, но, чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез 33:11). Господь смотрит не на количество и степень тяжести грехов человека, а на его усердие, искренность и намерение к исправлению. Даже грехи всего мира, собранные воедино, не смогут перевесить Божиего милосердия.

Не прощаются лишь те, в которых не каются. И священник, держа Чашу со Святыми Дарами в руках, произносит молитву, где напоминает о том, что Господь пришел в мир грешников спасать: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную».

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.