Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Страстная со сцены оперного
«Ведомости Нижегородской митрополии» 6 (144) 15:33, 23 марта 2017

Страстная со сцены оперного

Известная во всем мире оратория митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею» впервые была представлена в Нижнем Новгороде в декабре 2012 года. Как премьера оратории, так и ее очередное представление спустя пять лет — 19 марта 2017 года, — прошли при полном зале и несмолкающих аплодисментах, которыми зрители не отпускали со сцены исполнителей — музыкантов и артистов Нижегородского театра оперы и балета.

Без антракта

В основу произведения положено повествование из Евангелия от Матфея о страданиях последних дней земной жизни и смерти Господа Иисуса Христа. Евангельские отрывки чередуются с музыкальными номерами — речитативами, хорами и ариями, текст которых заимствован главным образом из православного богослужения Страстной седмицы. В отдельных случаях автор музыки упростил или адаптировал оригинальные славянские тексты.

Оратория исполняется без антракта, около двух часов. Несмотря на это, в зале стояла абсолютная тишина, какая бывает во время особо важных моментов богослужения в храме: чтения Евангелия, пения «Херувимской» или совершения Евхаристичес­кого канона. За происходящим на сцене зрители сосредоточенно следили по программке, которую всем раздали перед входом в зал.

Произведение разделено на четыре сюжетные части от Тайной вечери до Погребения. Чтобы воспринимать ораторию в ее идейно-образной целостности, нужно проделать большую внут­реннюю работу и соотнести исполненные драматизма евангельские события с языком классической музыки, услышать в ней отголоски Страстного Евангелия — его самых напряженных, насыщенных и пронзительных строк, читавшихся, для удобства восприятия, на русском языке.

Вокалисты и музыканты демонстрировали уважительное отношение к сочинению, исполняя его без резких мелодических скачков, без привычного смещения в сторону эстетики, не перекрывая эмоциями главной темы, сдержанно, насколько позволяет классическая традиция и многоголосное пение.

Представление оратории прошло при аншлаге. Зал благодарил исполнителей стоя, долго не отпуская аплодисментами артистов со сцены. Многие зрители отметили вдохновенную работу дирижера театра Сергея Вантеева, а викарный епископ Илия после окончания показа вручил ему и коллективу театра во главе с его директором Анной Ермаковой награды от имени правящего архиерея — грамоту и благодарственное письмо.

Синтез и сплочение

С точки зрения музыкальной формы «Страсти по Матфею» — синтез музыкальных стилей, а по отношению к задачам церковной миссии — объединение верующих и сочувствующих. За четыре года ораторию прослушали тысячи нижегородцев и жителей области. В этом году зал вновь был полон. На концерте присутствовали первые лица города, священники, многочисленные прихожане нижегородских храмов, верующие из разных епархий Нижегородской митрополии, которые прибыли большими группами вместе с духовенством.

Жители Вадского района посмотрели ораторию в первый раз.

— Нам все очень понравилось: и пение, и исполнение хора, солистов, оркестра, в особенности чтение Евангелия протодиаконом Димитрием Исаевым. Хотелось бы, чтобы таких культурных событий в нашей жизни было больше, чтобы духовная музыка звучала чаще, не только в православном храме. И не только на тему страстей Господних, — отметил благочинный Вадского округа Лысковской епархии священник Максим Кутья.

Группу из Городецкой епархии сопровождал насельник Городецкого Феодоровского монастыря иеродиакон Афанасий. Он полагает, что оратория митрополита Илариона — одна из форм христианской миссии.

— Мы видим, что современный мир все более отдаляется от хрис­тианских идеалов, от заповедей Христовых и многие ценности безвозвратно уходят из нашей жизни. Человек невоцерковленный, который еще не понимает богослужения, не держал в руках Евангелие, придя на ораторию и пропустив через сердце историю о жертвенных страданиях Христа, может захотеть взять в руки Новый Завет и изучить глубже историю нашего спасения, — считает отец Афанасий. — Для верующего человека музыкальное произведение на тему страданий Господних — возможность отметить для себя те места Страстного Евангелия, которые казались привычными или не до конца были поняты и осмыслены, послушать прекрасное чтение слова Божия в исполнении протодиакона Димитрия Исаева. Четкое, внятное, неспешное. Такое чтение, которое может донести до верующего сердца дух Евангелия, не в каждом храме услышишь.

Ценность «Страстей по Матфею», как отмечали зрители, и в том, что владыка Иларион использует музыкальную форму, понятную и доступную для большинства современников.

— Замечательная музыка, доброжелательная атмосфера, много священников — я с радостью посмотрела, — отзывается нижегородка Галина Бугранова. — Если будет возможность, с удовольствием пойду еще раз.

— Мне понравилось отношение людей к этому произведению: все встали, долго аплодировали, — добавляет Ирина Беспалова. — Дирижер, музыканты, артисты — их существование на сцене убедительно.

Исполнение «Страстей по Матфею» в Нижнем Новгороде было инициативой митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, который назвал это произведение особым явлением в истории мировой музыки. Сегодня очевидно, что оправдывается надежда архипастыря на то, что для многих оно станет не только незабываемым эстетическим переживанием, но и поможет достойно, в трезвении ума и сердца завершить поприще Великого поста.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.