Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > «Святыми Тайнами наслаждаяся…»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 8 (164) 14:57, 25 апреля 2019

«Святыми Тайнами наслаждаяся…»

«Ангелы поют на небеси», — звучит в храме в святую ночь. И как важно нам в этот момент иметь чистое сердце, чтобы славить вместе с ними Воскресшего Бога. А чуть позже будут перекликаться колокольные звоны, только в этот наступающий уже день будет на небе солнце играть… Все это случится через несколько дней. Но как правильно встретить праздник, чтобы не растерять нахлынувшей радости долго-долго? Эти и другие вопросы о Пасхе мы адресовали клирику нижегородского храма в честь Всемилостивейшего Спаса протоиерею Владимиру Гофману.

Как определяется дата Пасхи? Слышала, что это очень трудные математические расчеты и рассчитать ее в домашних условиях невозможно.

— День празднования Пасхи каждый год приходится на разные даты, находясь в диапазоне от 4 апреля до 8 мая. Пасха в нынешнем году приходится на 15 апреля по юлианскому календарю (28 апреля — по новому стилю). Рассчитать день Светлого Христова Воскресения, не обладая специальными знаниями, действительно нелегко. Дата Пасхи напрямую связана с днем весеннего равноденствия и днем полнолуния. Так, она выпадает на воскресенье, следующее за первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. Существуют сложные астрономические расчеты, есть более легкий метод, предложенный немецким математиком ХIХ века Иоганном Гауссом. Но и по его таблице вести расчеты совсем непросто, да сейчас едва ли есть у кого-либо такая необходимость. Календарь Московской патриархии ежегодно предлагает пасхалию — это таблица с указанием дат не только Пасхи, но и всех важных церковных дат на много лет вперед — например, Недели о мытаре и фарисее, Вербного воскресенья, Пятидесятницы и много других. Так что каждый интересующийся может заглянуть в этот календарь и найти в нем необходимую дату церковного праздника, не утруждая себя расчетами, в которых может и ошибиться.

Четыре евангелиста несколько по-разному описывают события, связанные с Воскресением. Матфей пишет, что произошло землетрясение и мироносицы увидели ангела, отвалившего камень. Лука говорит, что перед ними предстали уже два мужа в блистающих одеждах, Иоанн повествует, как только одна Мария Магдалина пришла с ароматами, потом позвала Петра и Иоанна. Почему такое несоответствие?

— Вполне естественно, что четыре человека описывают некие события по-разному. Каждый из них обращает внимание на что-то для него лично важное. Так же и евангелисты. Три первых, называемые синоптиками, потому что они описывают одни и те же события, разнясь лишь в деталях, — Матфей, Марк, Лука — рассказывают событийную сторону общественного служения Христа. Четвертое Евангелие — от Иоанна — называют богословским, в нем уделено внимание Божеству Спасителя. Оно, в отличие от трех первых, так и начинается: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было — Бог…» Речь, как видите, не о событиях, а о второй ипостаси Пресвятой Троицы — Логосе. Поэтому в Евангелиях нет никаких несоответствий, есть повествование о событиях, увиденных глазами разных людей. Не случайно эти четыре Евангелия и утверждены каноническими — они одинаково в главном рассказывают о том, что было: о Рождении Христа, Его служении, совершаемых Им чудесах, предательстве Иуды, казни и смерти на Голгофе и чудесном Воскресении, о том, что Он был Бог и Человек в одном лице.

Каждый год стараюсь причаститься на праздничной ночной службе. А в этом году, чувствую, что по уважительным причинам не смогу прийти на нее. Можно ли мне причаститься на Светлой неделе? И как готовиться, ведь она сплошная, поста нет?

— Первые христиане причащались Тела и Крови Христовых постоянно. Тем более на Пасху и во время Светлой седмицы. 66‑е правило VI Вселенскаго собора предписывало ежедневное причащение в эти дни: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся…» Святой Василий Великий пишет: «Приобщаться каждый день и причащаться Святого Тела и Крови Христовых хорошо и полезно, так как Сам [Господь] ясно говорит: «Тот, кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, имеет жизнь вечную». Святой Иоанн Златоуст придерживался того же мнения. В пост литургия не служилась в понедельник, вторник и четверг. Тот факт, что Устав предписывает служить литургию на Светлой седмице каждый день, как раз и означает, что люди призываются каждый день причащаться. Ведь литургия для того и служится, чтобы люди причащались. В молитве перед причащением, которую священник читает в алтаре, сказано: «Сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нами всем людям». То есть не он один достоин причащаться в Светлые дни, но все молящиеся в храме и готовые к приобщению Христовых Таин.

Как быть с постом, принятым у нас перед причастием? В древности поста перед причащением не было вообще. Он появился в IV–V веках. Как известно, Пасхальная седмица — сплошная, то есть пост отменяется для всех, и для готовящихся к причастию в том числе. Поститься на Светлой седмице не нужно. Разве не нам сказал Христос: «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» А молитвы следует перед причащением прочесть следующие: Канон Пасхальный и Пасхальные часы. И причащайтесь с радостью. Если же где-то священник не допускает до причащения на Светлой седмице, ссылаясь на то, что вы не постились, знайте, что он нарушает церковные правила или вообще с ними не знаком.

Почему яйцо является символом Пасхи? Еще расскажите, пожалуйста, как появился обычай делать на праздник творожную пасху и куличи. Когда нужно их освящать, в пасхальную ночь или раньше?

— Церковное предание гласит, что святая равноапостольная Мария Магдалина пришла с проповедью в Рим и преподнесла императору Тиберию куриное яйцо со словами: «Христос воскрес!» Император ответил, что никто не может воскреснуть из мертвых, скорее, белое яйцо станет красным. И тут белое яйцо в руках Марии Магдалины стало действительно красного цвета. Так яйцо, из которого рождается новая жизнь, стало символом Пасхи. Что касается кулича и творожной пасхи, то и здесь не обошлось без предания. Кулич произошел от артоса — хлеба, который освящается на Светлое Христово Воскресение и выставляется всю Светлую седмицу в храмах у открытых царских врат. А появление артоса связано с преданием, что Христос после Своего воскресения посещал трапезы апостолов, и появилась традиция ставить для Него на столе хлеб. Так и мы, ставя на стол в праздник Пасхи кулич, надеемся, что с нами невидимо присутствует Христос. Творожная пасха обычно имеет форму усеченной пирамиды, так символически изображается гроб, куда было положено тело Спасителя и где Он воскрес. Поэтому сверху пирамиды стоят буквы ХВ — Христос Воскрес, а по сторонам изображаются орудия казни — крест, копье, трость, а также растения и цветы, что символизирует страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Как правильно встретить Пасху, чтобы подольше не растерять пасхальную радость?

— Вопрос не такой уж простой, как может показаться на первый взгляд. Мы и впрямь умеем долго печалиться, а вот радость хранить не умеем. Чаще всего люди посещают храм во время Великого поста, потом — в Пасхальную ночь, и все — надолго забыли. Потому и радость светлого праздника заканчивается этим последним посещением да застольем на следующий день. А для чего же Церковью установлена Светлая седмица? И каждый день в этой седмице служится литургия, а значит, происходит Таинство Евхаристии — Причащение Святых Христовых Таин. Для кого? Для нас с вами. Приходите, разделите пасхальную радость, причащайтесь всю неделю, и ваша радость будет искренней и долгой. Ну и, конечно, ходите в гости, посещайте близких, больных — делитесь радостью со всеми.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.