Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Тамара Румянцева: «Благотворительность — это не подаяние и не субсидия, а инвестиции в настоящее и, прежде всего, в будущее»
19:05, 31 марта 2006

Тамара Румянцева: «Благотворительность — это не подаяние и не субсидия, а инвестиции в настоящее и, прежде всего, в будущее»

Между Нижегородской епархией и благотворительным фондом «Вольное дело» налажено масштабное сотрудничество. Общий объем выделенных средств за последние два года составил более 100 миллионов рублей. На вопросы корреспондента радио «Образ» отвечает генеральный директор благотворительного фонда «Вольное дело» Тамара Румянцева.

— В дореволюционной России меценатство было открытым, тогда как сейчас знаменитые и состоятельные люди предпочитают не афишировать свою благотворительную деятельность. На ваш взгляд, с чем это связано?

 — Утвердившееся среди людей мнение о том, что если человек богат, то он нажил это богатство нечестным путем, — страшная проблема для нашего государства, потому что оно никогда не станет богатым, если мы будем притеснять собственника, хозяина, если мы не начнем утверждать в сознании людей уважительное отношение к труженику. Крупный собственник — это, прежде всего, человек много и эффективно работающий, умеющий себя организовать и имеющий хорошо устроенную голову. Например, если говорить об Олеге Владимировиче Дерипаске, чей фонд я представляю, могу сказать, что этот человек владеет несколькими иностранными языками. С ним можно общаться в течение часа, и за это время ему могут позвонить из разных стран мира.

Я очень беспокоюсь, что маргинализация сознания, которая произошла в последние годы, очень вредит общему состоянию страны. Очень плохо, когда человек не работает, а только стонет, ноет, жалуется на всех, вечно недоволен, но ничего не делает или делает мало для того, чтобы что-то изменить в своей жизни. Думаю, что надо менять психологию людей. Мне кажется, нужно постараться с помощью средств массовой информации вернуть наше общество к такому состоянию, когда люди уважительно относятся к труженикам, и тогда общество начнет выздоравливать быстрее.

— Бытует мнение, что Церковь может распространять свое влияние через благотворительные фонды. Вы с этим согласны?

 — Я думаю, что свое влияние Православная Церковь может распространять через разнообразную деятельность. Прежде всего, через человеческую душу, через подъем духа, и национального в том числе, и просто внутреннего оптимизма и уверенности в себе. Ну и, конечно, через благотворительные фонды. И не случайно наш фонд «Вольное дело» самую большую часть средств тратит на поддержку российских храмов и связанные с этим работы. Программа «Храмы России» в нашем фонде самая весомая.

— Что лучше: конкретная адресная помощь или взаимодействие с благотворительными фондами?

— Всякая помощь должна быть адресной, потому что у любого дела есть адрес: человек, организация, храм, учебное заведение, учреждение и т. д. Говоря о благотворительности, я настаиваю на слове «инвестиции», потому что инвестиции — это всегда результат, отдача. Субсидии — это неизвестно что: то ли какая-то благотворительная помощь, то ли подаяние, вроде бы немного помогло, но ничего не изменило. Мы хотим, чтобы наши инвестиции меняли положение к лучшему во всех социальных сферах. Поэтому, конечно, мы предпочитаем адресную помощь, адресную поддержку, когда есть люди, с которых можно спросить и которые способны не только написать заявку о том, сколько им нужно денег. Они должны доказать, что эти средства уйдут по целевому назначению, а также представить нам программу использования этих средств, помимо сметы. В итоге мы должны понять, что через такое-то время будет такой-то результат. Мы законопослушная организация и платим налоги как положено по нашим российским законам, и нам очень важно, чтобы каждая копейка не только шла в дело, но и имела конкретные подтверждения расходования.

Благотворительность совершается из собственного кармана. У государственного служащего есть заработная плата. Конечно, они могут быть благотворителями, когда из своей зарплаты, из своего дохода кому-то помогают. Но, например, есть резервный фонд у главы администрации области, края, также у председателя правительства. Оттуда он может выделить какую-то сумму, однако это не благотворительность. Благотворительность — это удел именно бизнесменов.
Существует организация, которая называется «Форум доноров». Доноры — это те люди, которые занимаются благотворительностью или просто вкладывают деньги в благотворительность. «Форум доноров» объединяет уже порядка 20 организаций, занимающихся благотворительной деятельностью. В журналах «Деньги и благотворительность», «Некоммерческие организации» (благотворительные организации относятся к некоммерческим общественным организациям) публикуется достаточно много материалов о благотворительной деятельности. Мне кажется, что если бы эта работа была более открытой, профессионально освещалась и общество воспринимало эту деятельность более благожелательно, то пользы было бы больше.

А вообще, мне кажется, что крупные компании уже не представляют свою деятельность без благотворительности. Конечно же, ее масштабы разные, и направлена она в разные сферы. У нас есть учреждения, которым помогают все. Например, Большой театр. Крупному бизнесмену престижно помочь Большому театру — это заметно. А разве не надо помочь театру провинциальному, находящемуся в российской глубинке, в областном центре? Разве может существовать без театра целая территория? А сейчас они находятся в очень тяжелом положении. Так же и учебные заведения. У нашего фонда есть достаточно глобальная программа «Школы нового поколения». Если попытаться кратко выразить ее суть, то с ее помощью мы хотим способствовать — и делаем это — воспитанию патриотов, людей, которые хотят жить в своей стране и работать на нее, лидеров, которые способны повести за собой других людей и как организаторы, и просто как нравственный пример. В Нижнем Новгороде программа действует в двух школах Автозаводского района. Мы вкладываем серьезные средства в оснащение учебных заведений современной компьютерной техникой. Программа охватывает 32 территории России. Мы создаем компьютерные классы, обеспечиваем выход в Интернет, создаем сеть взаимодействия этих школ, и уже работают учительские, родительские, детские порталы проекта «Школы нового поколения». Мы занимаемся переподготовкой учителей, повышением их квалификации, а также детскими лагерями. Так что мы проводим разнообразную работу.

— Вы согласны с тем, что государство должно создавать такие правовые условия, при которых бизнесмен не сможет не принимать участия в благотворительности?

— Исключительно согласна.

— А какие это должны быть условия?

— Такие условия, при которых заниматься благотворительностью престижно, неопасно. Пока же у нас в лучшем положении находятся те бизнесмены, которые не показывают прибыль, а значит с них и спроса никакого, ведь они такие бедные. Но мы понимаем, что это так далеко не всегда. Если государство и, прежде всего, общество будут считать почетным, престижным вложение средств в благотворительность, конечно, выиграют все. А бизнесмен всегда отреагирует на такое отношение общества. Он всегда найдет адрес для благотворительной деятельности.

Налоговое законодательство в нашей стране совершенно иное, чем в развитых странах. Там оно стимулирует благотворительность, у нас благотворительность никак не стимулируется. И сейчас это серьезная проблема. Депутаты Государственной Думы пытаются внести на рассмотрение законопроект «О меценатстве». Мы принимаем участие в работе над проектом этого закона. Стараемся внести туда статьи, которые характерны для любой развитой в этом отношении страны. Однако мне кажется, что до принятия закона дело дойдет нескоро.

— Имеет ли место быть неадекватное восприятие обществом деятельности благотворительного фонда? Люди ждут глобальных перемен, не замечая конкретных результатов?

— Позиция нашего фонда и его учредителя состоит в том, чтобы каждый день делать дело. При этом говорить об этом немного или вообще ничего не говорить, но постепенно менять ситуацию вокруг. И наша позиция состоит в том, что благотворительность — это не подаяние и не субсидия, а инвестиции в настоящее и, прежде всего, в будущее. Наша позиция такова: если куда-то вложены средства, то должно произойти что-то хорошее и конкретное для конкретных людей, лучше для большего числа людей. Поэтому мы придерживаемся политики малых, но конкретных дел, хотя иногда эти дела более крупные. Например, в некоторых регионах, а это 32 территории нашей страны, мы от фундамента строим храмы. Этот непростое дело. Или строим школы, лицеи — это также дорогостоящее дело и, наверное, немаленькое. Так каждый день мы понемногу двигаемся вперед.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.