Главная > Календарь > Торжество веры
«Ведомости Нижегородской митрополии» 5 (161) 14:55, 14 марта 2019

Торжество веры

Первая седмица Святой Четыредесятницы венчается праздником Торжества православия. В этот воскресный день (в этом году — 17 марта) верующие радуются победе Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.

Установление праздника Торжества православия связано с конкретным историческим фактом: он возник как итог VII Вселенского Собора, который прошел в Никее в 787 году. На нем было окончательно провозглашено почитание икон после длительного периода иконоборчества. Иконописный образ был признан свидетельством реальности Боговоплощения, и это событие впервые отпраздновали в 843 году именно в первое великопостное воскресенье.

С тех давних пор праздник то отменяли, то восстанавливали, и современных христиан Церковь призывает в день Торжества православия особо проникнуться истинностью Христова учения в целом. Для этого совершается особый чин. В его богослужебных текстах произносится торжество Церкви над всеми ересями, повторяются постановления всех семи Вселенских соборов, а также произносится анафема на тех, кто перед Православной Церковью совершил тяжелые грехи. В этом чине утверждается истинное прославление Бога, согласное учению Церкви.

Так, по прочтении Символа веры диакон возглашает: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». Поется «Вечная память» всем подвизавшимся в православии и возглашается многолетие, после чего верующие под пение «Тебе Бога хвалим» прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери, вынесенным в центр храма.

В неделю (то есть, по-церковнославянски, воскресенье) Торжества православия, как и во все последующие воскресные дни Великого поста, совершается не привычная нам Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста, а литургия святителя Василия Великого. Ее особенность — в более протяженных евхаристических молитвах, которые священнослужитель произносит от имени всех христиан после пения Символа веры.

Хотя и прошло уже немало веков с тех пор как святые отцы соборным решением восстановили иконопочитание, все же до сих пор нет-нет да и приходится слышать сомнения в важности и оправданности иконописных образов. О том, как правильно относиться к иконе и что в ней важно видеть, напоминает в проповеди на Торжество православия Патриарх Сербский Павел:

«Вы знаете, что были и цари, и епископы, и другие люди, считавшие, что иконы не приличествуют Православной Церкви. Наверное, те епископы и те цари захотели убрать иконы из церкви, чтобы без особого труда привлечь к христианству мусульман, не имевших никаких икон, и евреев. Между тем, братья и сестры, иконы были в церкви с самого начала. Действительно, в Ветхом Завете Господь между десятью Божиими заповедями повелел: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им (Втор 5:8–9).

Но Господь сказал также: не делай никаких изображений, ни кумиров, ибо не видел ты Бога явившегося. Что это значит? Святой Иоанн Дамаскин говорит: ясно, что это значит. Когда увидите Бога в теле, тогда сможете делать иконы. Вот почему Церковь Божия после рождения Сына Божиего, Его страстей и воскресения начала писать иконы и поклоняться им. Мы, братья и сестры, по словам святого Василия, не кланяемся ни этому материалу, ни краске, ни золоту, ни серебру или металлу, на котором икона изображена, но личности, которую икона изображает. Так же, как все вы, мы не выбросим изображение, фотографию своего отца или матери, а поставим ее на видное место, потому что на них изображены наши родители (а это для нас важно), — так тем более важно, когда речь идет о лике Божием и о Его святых».

Подготовила Ольга Схиртладзе

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.