Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Уроки истории > Трагедия Романовых в свете Божией правды
«Ведомости Нижегородской митрополии» 13 (145) 17:36, 5 июля 2018

Трагедия Романовых в свете Божией правды

В конце мая в школе №140 Приокского района Нижнего Новгорода были подведены итоги конкурса исследовательских проектов «Святые новомученики Российские». Одна из трех номинаций была посвящена новомученикам из Императорского дома. Главными героями многих исследований стали члены семьи последнего российского императора Николая II. Вместе со своими родителями дети размышляют над случившейся трагедией, ее предпосылками и последствиями.

«Я буду этой жертвой»

Практически во всех работах, связанных с именами Царственных страстотерпцев, говорится о причинах крушения династии Романовых. Вместо популярного и пропагандируемого в советской историографии мнения о кризисе самодержавия дети озвучивают взгляд на события 100-летней давности с позиции православной системы ценностей.

Так, ученица школы №140 Елена Маркова пишет, что трагедия расстрела царской семьи стала результатом отхождения русского народа от Бога и Церкви. В связи с чем стало возможным предательство батюшки-царя, несмотря на то, что царское бремя и служение мыслилось в России на протяжении столетий как Божие установление.

Именно глубокая и искренняя религиозность, рассуждает школьница, выделяла императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии, верившей больше в прогресс, чем в традицию. И царь, улавливая общее настроение своего времени, интуитивно предчувствовал надвигающуюся катастрофу и внутренне себя к ней готовил.

«Он догадывался, что в бедствиях России его субъективной вины нет, — пишет Елена, — благо Родины было для него превыше всего, и он все, что было в его силах, делал для этого блага. Совесть Николая II перед Богом была чиста, но его нравственные терзания, тем не менее, достигали исключительной силы. В конце апреля 1918 года, уже в Екатеринбурге, государь записал: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой —да свершится воля Божия!» Произнеся это, царь уподобился древним мученикам, свободно, не по принуждению предававшим себя на страдания за Христа».

Борьба с Богом

Еще лет 20 назад многие важные факты, связанные с гибелью и канонизацией царской семьи, были скрыты, а некоторые и по сей день остаются под печатью особой секретности. Своего рода расследование предприняли учащиеся гимназии №17 Ян и Яна Бойновы. Ребята и их родители взяли на вооружение большое количество исторических и литературных источников, а также собственный паломнический опыт.

С 2012 по 2016 год семья Бойновых жила в Екатеринбурге. Они часто посещали храм-памятник на Крови́ в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, построенный на месте расстрела царской семьи. Неоднократно бывали в монастыре святых Царственных страстотерпцев в урочище Ганина яма, где были уничтожены их тела.

Ребята проанализировали исторические условия, которые способствовали этому страшному событию-преступлению, и основной причиной гибели царской семьи они называют не политический и экономический кризисы, а борьбу безбожия в лице новой власти с православием, которое олицетворял и оберегал Николай II.

«Убивая царскую семью, большевики уничтожали саму идею, знамя православного государства, которое было главным защитником всего мирового православия, — пишут Ян и Яна. — Это становится понятным в контексте византийской интерпретации царской власти как служения «внешнего епископа Церкви». Их убийство было эпохальным, оно поражает своей сатанинской ненавистью и жестокостью, оставляет чувство мистического события — расправы зла с богоустановленным порядком жизни православного народа. Об этом, сам того не подозревая, свидетельствовал министр юстиции Временного правительства Александр Керенский. Когда всего лишь через пять дней после отречения императора Николая он поднялся на трибуну Московского совета, то был осыпан градом выкриков с места с требованием казнить Николая II. Он писал в своих воспоминаниях: «Смертная казнь Николая Второго и отправка его семьи из Александровского дворца в Петропавловскую крепость или Кронштадт — вот яростные, иногда исступленные требования сотен всяческих делегаций, депутаций и резолюций, являвшихся и предъявлявших их Временному правительству…»

Во всех своих работах школьники пытаются ответить на вопрос: как царственные особы, преданные, арестованные и униженные, смогли сохранять присутствие духа, человеческое достоинство и благородство, стоять и претерпевать до конца — трагического и победного? И то, что этот вопрос ставится детьми именно таким образом, вопреки расхожей либеральной пропаганде, вселяет надежду, что главная цель полученного ими урока истории — собственный духовный вывод — была достигнута.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.