Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Цель христианина — служить Богу и ближним
14:20, 19 мая 2011

Цель христианина — служить Богу и ближним

Духовная жизнь полна различных сомнений и поисков, поэтому воцерковляющемуся человеку необходимо знать позицию Церкви по множеству возникающих у него вопросов. Сегодня на такие вопросы отвечает иерей Александр Хекало, клирик Спасо-Преображенской церкви Нижнего Новгорода (в Карповке).

Скажите, пожалуйста, для чего надо поститься?
—Нужно понимать, что такое пост. Святитель Василий Великий, например, говорит о посте как о воздержании в первую очередь от зла. Пост не диета, хотя телесное воздержание, отказ от определенного рода пищи тоже важны, но это не основная цель поста.

Святитель Тихон Задонский говорит о посте так: «Воздерживайся от зла, и всегда будешь поститься». Пост— это внутренняя и внешняя аскеза человека, различные неудобства, которые мы терпим ради Господа, для того чтобы подтвердить делами нашу христианскую веру.

Но нужно постоянно и во всем соблюдать меру. Если мы ничего не едим, не пьем, но при этом исполняемся всяческой злобы, то это не пост, а диета. Если мы говорим, что никого не осуждаем, живем святой жизнью, но при этом не считаем необходимым соблюдать постановления Церкви, то это определенного рода лукавство.

Человек, трезво мыслящий, трезво оценивающий свое духовное состояние, понимает, что быть совершенным очень трудно. И пост нам нужен как раз для того, чтобы обуздать наши страсти: тело подчинить духу, а дух— Господу Богу.

Каким должен быть пост у детей?
—Думаю, что он должен быть прежде всего добровольным, насильно заставлять ребенка поститься было бы неправильно. Нужно объяснять ему смысл поста, показывать необходимость служения Богу и ближнему, в том числе и через пост. Положительный пример этого— когда ребенок отказывается в пост от мороженого, а деньги, которые ему дают на сласти родители, отдает нищим или тратит на нужды ближних.

Если ребенок заявляет: «Я не считаю, что отказ от мяса— это форма служения Богу», что делать родителям?
—Все зависит от того, в каком возрасте ребенок. Думаю, что в возрасте 7–8 лет целесообразно ограничить развлечения и удовольствия. Будет полезно, если родители станут концентрироваться на духовной составляющей поста, то есть объяснять ребенку необходимость самоограничения в чем-либо. А потом, придя к взаимному согласию, сами выберут необходимую меру поста, добровольно. Хорошо, если ребенок скажет: «Я хочу добровольно чем-то пожертвовать ради Бога. Как я могу Богу послужить?»

Но здесь важен и вопрос физического развития, потому что в 7–8 лет ребенку нужно расти, получать определенные полезные вещества для организма. Думаю, что можно сократить количество употребляемого мяса, можно заменить его рыбой. Самое главное— это правильное понимание ребенком поста. Ведь для него гораздо тяжелее бывает отказаться от развлечений.

Ребенок должен задуматься, почему и для чего ему нужно поститься. Насильно заставлять соблюдать пост смысла нет. Превращать ребенка в формалиста неправильно. Важно, чтобы у него произошла личная встреча со Христом, иначе за кем он будет следовать в своей жизни?

Читать Евангелие с ребенком нужно всегда, не только в пост, постоянно размышляя о заповедях Божиих и стараясь жить по ним. Важно до него донести, что нужно чем-то жертвовать, и эта жертва должна быть связана с теми сферами, которые вызывают у ребенка наиболее активную привязанность к земным вещам. Чтобы он понимал, что связь с земными вещами не делает его ближе к Богу, чтобы он мог от чего-то отказаться ради Бога. В этом будет его подвиг.

Меня пытаются убедить, что Православная Церковь отрицает употребление алкоголя как такового. Действительно ли это так?
—Нет, это не так. Алкоголь— вещь нравственно нейтральная. Он может быть употреблен и с благими целями, и со злыми. Не будем забывать о том, что Божественная литургия совершается на вине. Если мы прочитаем Священное Писание, то узнаем, что Христос Сам претворил воду в вино во время брака Симона Кананита в Кане Галилейской. Апостол Павел, например, когда говорит, чтобы человек не упивался вином, поскольку в нем есть блуд, имеет в виду, что вредит человеку не вино, а злоупотребление им. Грех не питие, а опивство. Таким образом, не само вино является злом— Церковь осуждает злоупотребление спиртным.

У меня трудное материальное положение. Можно ли продать иконы? Не является ли это грехом?
—В храмах, магазинах, иных местах иконы продаются— это не грех. Если человек имеет у себя дома какую-то святыню, приобщается благодати через молитвенное общение с Богом и при этом продает свои иконы с целью улучшения материального положения, то такой человек, на мой взгляд, страдает маловерием. В таком случае это можно назвать грехом.

Я считаю нелогичным продавать икону— и надеяться на то, что этим удастся улучшить материальное положение, не призывая помощь Божию. Нужно уметь доверять Богу, а это подразумевает в том числе, что не следует продавать иконы, которые являются святыней. Лично я не стал бы этого делать, но не потому, что я священник, а потому, что христианин.

Конечно, нужно помолиться Богу о том, чтобы материальное положение улучшилось, если это необходимо, но молитва— это не таблетка, которую съел— и все разрешилось. Важно говорить об участии Бога в нашей жизни. Если мы дадим Богу возможность действовать в ней, то вопрос финансового благополучия будет представляться нам не таким масштабным. Христос в Евангелии говорит нам: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? …Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6: 33).

Скажите, допустимо ли делать татуировки?
—Цель христианина— служить Богу, ближним, исповедовать свою веру, свидетельствовать о ней и приобретать любовь— через труд самоотречения. В такой перспективе татуировки— дело, в общем-то, бессмысленное. Могу сказать, что с христианских позиций наносить татуировки на тело нецелесообразно: они ничего христианину не дают.

В Ветхом Завете, в книге Левит (19: 28), говорится о том, чтобы человек не делал себе надписей на теле. В Новом Завете есть такие слова: «Да будет украшением вашим ни внешнее плетение волос, ни золотые уборы, ни нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет 3: 3–5). Это адресовано женщинам, но ключевая фраза здесь— ценность в очах Божиих того или иного действия.

Так вот, для христиан важно иметь эту нетленную красоту кроткого и молчаливого духа. То есть речь здесь идет о христианских добродетелях. Татуировки не приблизят человека к Богу. Может быть, некоторые считают, что «благочестивые» наколочки в виде храмов и икон вносят какой-то положительный элемент в духовную жизнь человека, но это вовсе не так. И потом, наколки делаются с целью выделиться из массы, привлечь к своей особе повышенное внимание, что не должно быть характерно для христианина. Корни этого явления— в язычестве, поэтому добровольно быть причастником этой псевдокультуры я не могу посоветовать.

Подготовила Светлана Высоцкая

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.