Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Календарь > «Учись ходить пред Богом…»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 19 (127) 16:03, 12 октября 2017

«Учись ходить пред Богом…»

Митрополит Макарий и архиепископ Бийский и Алтайский
Иннокентий (Соколов), начало 1920-х годов

«Апостол Алтая», «Сибирский столп православия», «живой русский святой» — так называли современники святителя Макария (Невского), митрополита Московского и Коломенского. Миссионер, устроитель храмов, ревностный и мудрый пастырь — таким он вошел в церковную историю. «Ангелы не падают, демоны пали и не встают, а человеку свойственно и падать, и вставать с поможью Божией», — писал он.

Будущий святитель, в миру Михаил Андреевич Парвицкий-Невский родился во Владимирской губернии в семье сельского причетчика. В середине 1850‑х, окончив семинарию, он пренебрег возможностью учиться в духовной академии и отправился в Алтайскую миссию. В 1861 году принял монашеский постриг с именем в честь Макария Великого.

Чтобы продолжать миссионерскую деятельность, отец Макарий изучает алтайский язык и его наречия. Многие годы он посвятил переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и Казани. В 1875 году его назначают помощником начальника Алтайской миссии. В последующие годы, будучи уже в сане епископа Бийского, он возглавил Алтайскую миссию, и за восемь лет число крещеных с нескольких сотен возросло до 19 тысяч с лишним. В 1891 году его назначают епископом Томским.

Миссионерскому служению владыка Макарий отдал 36 лет. Он считал, что пастырь должен быть готов «во всякое время износить из сокровищницы души своея для одних утешение, для других — наставление, для третьих — ободрение, а для иных — обличение».

За время его служения в епархии было открыто 217 новых приходов, два женских монастыря, 229 церковно-приходских школ, 442 приходских попечительства, а также приюты для детей, богадельни, ночлежные дома. «Есть счастье истинное — и есть счастье ложное. Кто ищет Бога, тот ищет истинного счастья; по мере приближения к Богу увеличивается и счастье человека. А кто ищет богатства, славы, земных удовольствий, тот ищет ложного счастья. Истинное счастье состоит в уверенности, что Бог печется о нас, что ничто не происходит без воли Божией, что без воли Его и птичка не падает на землю, и волос с головы не погибнет; что любящим Бога все поспешествует во благое; что с Богом хорошо и в бедности, и в болезни», — говорил пастырь в дошедшей до нас речи, которая была обращена к учащимся.

Когда пришла пора революционного лихолетья, он уже пять лет был митрополитом Московским и Коломенским. Архиепископ отказывается дать присягу Временному правительству. Он и до событий 1917 года писал об опасности наступающего «смутного времени»: «Их желание — все перевернуть, чтобы голова стала внизу, а ноги наверху; чтобы честный человек ждал милости из рук босяка, которого они хотят сделать раздаятелем награбленного ими…»

В газетах началась травля 82‑летнего архиепископа. Его принуждают отказаться от кафедры, не допускают до участия во Всероссийском соборе 1917–1918 годов, не дают поселиться в Троице-Сергиевой лавре, священноархимандритом которой он являлся. Последние годы он провел практически в одиночестве, из-за паралича оказавшись прикованным к постели. Скончался в 1926 году.

Владыка Макарий оставил после себя богословское наследие. В его «Письмах к духовной дочери» простой, но выразительной речью даны наставления, полезные для каждого человека: «В утешение я сказал бы, что чаша горести подается той же рукой, которой подавалась чаша спасения и чаша радости; та и другая исходит от любящего сердца, — писал он, — учись ходить пред Богом, непрестанно носи в сердце имя Господа Иисуса Христа; поминай чаще смерть свою, суд, ад и рай».

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.