Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Украсить душу к празднику
19:02, 11 марта 2009

Украсить душу к празднику

Идет Великий пост. Его Высокопреосвященство архиепископ Георгий в прямом эфире радио „Образ“ ответил на многочисленные вопросы слушателей. Некоторые из них мы предлагаем и нашим читателям.

— Почему пост называется Великим? И чем он отличается от других многодневных постов: Успенского, Рождественского, Петровского?

— Великий — потому что самый большой по продолжительности, по времени — 50 дней. По строгости жизни он также считается Великим. В это время меняется даже богослужение. Великий пост — особое время покаяния и молитвы.

— Владыка, почему многие стремятся исповедоваться именно в Великий пост?

— Исповедоваться и причащаться надо не только в Великий пост. У нас есть и другие посты и другое время жизни — день ангела, день рождения, церковные праздники. А великий пост время особого покаяния. Мы вступили в полосу подготовки к встрече величайшего события, когда Христос „смертию смерть разрушил“. И даровал нам жизнь вечную, он открыл нам дорогу в царствие небесное. А до этого было предательство Иуды, оплевание, суд у Пилата, и народ кричал „распни Его!“. И было распятие посреди двух разбойников, когда один из них поносил Христа. Была смерть и славное воскресение. Так вот Церковь в лице своих отцов, подвижников благочестия, канонов учит настолько трепетно и благоговейно подходить к этому великому событию, что своих чад приготовляет к нему Великим постом. Как мы украшаем невесту, которая готовится к свадьбе — белое платье, фата, так и Церковь украшает к празднику душу человека. А средства к тому — пост и молитва. Если мы встречаем Пасху достойно и любим Бога и Церковь, то идем в храм и участвуем в Таинствах Соборования, Покаяния, каемся в грехах и приобщаемся Святых Христовых Тайн.

— Каково значение Таинства Соборования?

— Соборование — одно из семи церковных Таинств. К нему у нас часто не совсем адекватное отношение, некоторые его боятся. Дело в том, что Таинство Соборования зачастую применяется для людей, которые болеют, ради исцеления их. Часто это помогает. Православные христиане всегда стараются пособоровать тех людей, которые лежат на смертном одре. И вот из-за этого люди боятся собороваться. На предложение пособороваться часто слышим: „Вы что, собрались меня хоронить? Я еще не собираюсь умирать, поэтому я не буду собороваться“. Есть общеправославная традиция, которая имеет место, например, в Троице-Сергиевой Лавре: все и студенты, и братия, и прихожане раз в год обязательно соборуются. И, как правило, это делается Великим постом. Поэтому не должно быть опасений черпать благодать Духа Святого в и этом Таинстве. А если человек болеет, он может в любое время, не обязательно Великим постом, прийти в храм и попросить священнослужителя, чтобы над ним совершили Таинство Соборования. Либо это в храме будет совершено, либо, если больной не может прийти в храм, то священник приезжает домой и там совершает Таинство. Многие люди в монастырях раз в год стараются пособороваться для укрепления своих сил и духовных, и телесных.

— Как быть если из-за физического воздержания страдает душа?

— Такое не редко бывает, когда люди проявляют ревность не по разуму. Пост начинается с благословения церковного. Существует чин прощения. Когда наступает прощеное воскресенье, желательно всем быть в храме, попросить у всех прощения, принять участие в соборной молитве. Если есть какие-то духовные неустройства, надо бежать в храм к священнослужителям. Просить помолится, просить совета, благословения. То ли ослабить пост, то ли пересмотреть свои условия жизни. То ли изменить поведение. Может быть, с первого раза вы и не получите советы и помощь по всем вопросам. Надо иметь духовного отца, священника, к которому вы регулярно приходите и обсуждаете свои духовные проблемы. И тогда священник за вас помолится, даст свое благословение, а через его благословение вы получите благословение Божие.

— Что такое немощность и раздражительность? Почему эти пороки обостряются в дни поста?

— Это бесы на нас восстают. Это грех терзает нашу душу, потому это и изгоняется святостью, молитвой, постом и смирением. И если человек буде следовать рекомендациям и советам духовника, то он избегает агрессивного настроения неустроенности и больших скорбей, он с легкостью приобретет силы преодолеть эти неустройства.

— Многие, соблюдая не по силам строгий пост, начинают указывать другим постящимся на их недостаточное рвение в посте и молитве. Не является ли вот такое проявление — гордыней?

— А вот тут нас хлебом не корми. Дай под видом рассуждений посплетничать о ближних и дальних. В молитве преподобного Ефрема Сирина, которую мы читаем в дни поста, есть такие слова „Господи, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего!“ Безумец, вытащи сначала бревно из глаза своего, потом вынешь сучек из глаза брата. Не замечайте сучки в глазах братьев, а лучше вытаскивайте свои бревна. Таково правильное устроение духовной жизни. А бес тебя хвалит: вот ты какой постник, какой молитвенник, какой ты подвижник, все остальные тебя не достойны! Надобно разделять понятие осуждения: надо осуждать грех, а человека осуждать не нужно. Бог ему судья.

— А вот дела духовного роста в дни Великого поста должны стать первичными, или такой подход неправильный?

— Человек должен быть мудрым кормчим. Когда вы не соблюдаете пост, проводите время праздно это плохо. Но есть другая крайность: человек бросил свои занятия, семью, отношения с людьми и „ударился“ в молитвенное состояние. Господу это не угодно. Это по лжемудрованию и лжеревности, в этом и есть корень гордыни людской. Господь сказал: „Сыне, даждь ми твое сердце“. И еще: „Где сердце ваше, там и сокровище ваше“. Все наши усилия, пост молитва бдение — это лекарства, которые должны уврачевать сердце, чтобы в нем поселилась любовь, сострадание, доброта и милосердие. И если мы применяем пост молитву, а в сердце у нас злоба, ненависть, гордыня, то это не лекарство, яд, который отравляет нас. Вопрос духовной жизни решить, это не поле перейти. Это большой долгий путь. У кого есть стремление идти по этому пути, надо начинать с маленьких шажков: научиться не оскорблять людей, небольшой пост соблюдать, ходить в храм хоть ненадолго, но регулярно. Господь сказал: „Шесть дней делай а седьмой отдай Богу“. Вот мы с вами где находимся в воскресенье в первую половину дня? Где угодно, только не в храме. А это неправильно. Субботний вечер где проводим? Нет сил на два часа, зайдите на полчасика. А то, когда мы храм не посещаем, домашнюю молитву не совершаем, а наваливаемся на пост. И думаем: „Вот я всю жизнь не молился, в церковь не ходил, но сейчас все за неделю исправлю, преодолею“.

— Владыка, дайте свой совет: какую литературу читать в дни поста?

— Прежде всего, постом следует читать страницы Священного Писания, Псалтырь, жития святых, патерики. Человек должен заниматься богомыслием. Будучи молодым человеком, я поступил в семинарию и окунулся в духовную среду. И могу сказать, что духовное преображение, духовное возрастание происходят совершенно незаметно для человека. Лишь тогда только ты начинаешь это замечать, когда вырываешься из этой среды. Я через год приехал на Родину и только тогда понял, понял что я стал другим. Молитва, богомыслие, спокойствие, нераздражительность. Смирение рождает любовь. Душа тоскует по святости и чистоте. И когда ты чувствуешь это и понимаешь, что многие твои мирские заботы не стоили затраченных усилий.

Записано на радио «ОБРАЗ»
Версия для печати: Анастасия Шохина и Марина Смирнова